Любовь к Родине — сочинение. Сочинение на тему «Моя Родина»

1

В статье проведен сопоставительный анализ понятия «любовь к родине» в языковом сознании аварского, русского и английского народов. Паремиологические единицы, на материале которых проводилось исследование, позволили, помимо общих черт, выявить и особенности менталитета указанных народов. Понятие «патриотическая любовь» для всех отмеченных народов ценно и дорого, однако наибольшую эмоциональную маркировку это понятие получает в аварских и русских паремиях. Английские паремии лишены такой эмоциональной выразительности и отражают более спокойное отношение к родной земле. Большой акцент при сравнении паремий ставился как на количество лексических реализаций, так и на то, какие лексемы использовались для обозначения этого понятия. Так, в русских паремиях широкий выбор эмоционально насыщенных лексических единиц, обозначающих понятие «родина», свидетельствует о ее значимости для русского человека. Родина для представителя аварского народа не менее ценна, несмотря на меньшее количество лексических реализаций понятия «родина», благодаря высокому патриотическому духу паремий. Выявлено, что англичанин использует значительно меньше лексических реализаций понятия «родина», к тому же эти слова лишены той яркости, которую можно наблюдать в паремиях сопоставляемых языков.

лингвистические средства

языковая картина мира

языковое сознание

лексическая реализация

1. Алиханов З.А., Алиханов С.А. Авар кицаби ва абиял. – Махачкала: Эпоха, 2012. – 584 с.

2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М. : Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.

3. Гизатова Г.К. Аксиологическая функция фразеологизмов в английском и русском языках // Знание, понимание, умение. – 2009. – № 3. – С. 179-183.

4. Карапетян Е.А. Картина мира и ее отражение в культурно-языковой среде // Научный журнал КубГАУ. – 2013. – № 90 (06). – C. 973-986.

5. Магомедова Х.Н. Структурно-семантическая и антропоцентрическая организация паремий аварского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Махачкала, 2013. – 20 с.

6. Павловская А.В. Особенности национального характера, или За что англичане любят очереди // Вокруг света [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/512/.

7. Позднякова Е.Ю. Языковая картина мира и языковое пространство во взаимосвязи «язык - культура» // Филология и человек. – 2010. – № 1. – С. 20-28.

8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. – М. : Слово, 2008. – 264 с.

В мире существует ряд непреложных ценностей, имеющих большое значение для всего человечества, одним из которых является понятие родина.

Любовь к родине отражается в языковых картинах мира всех народов, в частности в русской, аварской и английской языковых картинах мира. Однако способы описания данного явления для каждого народа отличаются в связи с различными способами концептуализации окружающей действительности. Языковая картина мира «отражает исторические, социокультурные, ментальные особенности социума» . Языки, посредством чего реализуются исторически сложившиеся представления о мире, «заставляют своих носителей по-разному конструировать реальность. Этот тезис говорит о том, что язык уже в своей структуре содержит элементы, глубоко специфичные для мировидения конкретного народа» .

В процессе формирования язык впитывает в себя особенности народа, которые не всегда имеют аналогии с особенностями других сообществ и стран. Этому свидетельствует тот факт, что «значения слов различных языков не совпадают (даже если они, за неимением лучшего, искусственно ставятся в соответствие друг другу в словарях), они отражают и передают образ жизни и образ мышления, характерный для некоторого данного общества, и представляют собой бесценные ключи к пониманию культуры» .

Анализ одного из признаков концепта «любовь» - любовь к родине - проводился на материале паремий русского, аварского и английского языков, что позволило раскрыть национальную специфику мировоззрения и ее отражение в языках данных этносов.

Для более упорядоченного описания языковой концептуализации исследуемого явления (и выявления национального характера видения мира) паремии указанных языков были классифицированы по нескольким признакам.

Паремии сопоставляемых языков представляют чувство любви, привязанности к родному краю в сравнении с разными субстанциями и понятиями, релевантными для образа жизни того или иного сообщества. Такими субстанциями и понятиями, которые наиболее ярко могут выразить всю глубину и мощь любви к родной земле, послужили понятия матери, родной земли и рая.

Любовь к Родине, выразившаяся в отождествлении Родины с образом матери , нашла отражение в русских паремиях: Родимая сторона - мать, чужая - мачеха, Родина - мать, умей за нее постоять.

В аварских паремиях родина также олицетворяется с матерью: Нилъерго улка - эбел, чияр улка - бесдал эбел . «Своя страна - мать, чужая страна - мачеха».

В аварском и русском сознании Родина метафорически соотносится с матерью, так как от нее зависит продолжение рода. Мать для человека - первое, главное слово в жизни. Мать искренне любит свое дитя и не способна его предать.

Кроме того, существование человека немыслимо без земли , которую часто называют матерью - рус.: Береги землю родную, как мать любимую; Своя земля и в горсти мила .

В аварском пословичном фонде также есть паремии, где идет отождествление родины с землей - авар.: Чияр ракьалда ханлъун вук1инег1ан, нилъерго ракьалда узденлъун вук1инго лъик1 . «Чем быть ханом на чужбине, лучше быть узденем на родине»; Жиндирго ракь - чохьол эбел, чияр ракь - бесдал эбел . «Родная земля - мать, чужая земля - мачеха».

При сопоставлении русских и аварских паремий с английскими налицо явное различие в мировоззрении этих народов. По словам Брюса Монка, приведенным в известном труде С.Г. Тер-Минасовой, «понятие родины в русских пробуждает много эмоций. Родина - женского рода, часто воспринимается как мать (родина-мать, родина-матушка). У нас другое отношение к своей стране. Нам никогда не пришло бы в голову назвать ее "матерью-землей"... У нас с родиной совсем другие отношения» .

Родина в сознании представителя рассматриваемых народов может восприниматься не только как мать, земля. Родина была своего рода раем, святым местом . Человек верил в то, что на родной земле он получал божественную поддержку. Нигде он не ощущал себя так легко и свободно, как на своей земле - рус.: Москва - царство, а наша деревня - рай ; Родной край - сердцу рай; Иди в родной край - там и под елкой рай;

авар.: Нилъго рижараб бак1 - алжан, чияр бак1 - жужжах1. «Место, где мы родились - рай, а чужбина - ад»; Т1олго дунял сверана, алжан рокъоб батана . «Весь мир обошел, рай дома нашел».

Таким образом, понятия рая, земли и матери являются культурно-специфичными для русского и аварского народов. В английском пословичном фонде аналогичных пословиц не обнаружено, что свидетельствует о различии в мировоззрении анализируемых народов.

Свидетельством любви к своей земле служит и то, что человек ценит свою Родину, осознает ее значимость и поддержку . Это - самое лучшее место на свете. Оно воспринимается как дом, в котором можно найти как убежище от неблагоприятных природных явлений, так и спасение от душевных переживаний.

Среди всех признаков, свидетельствующих о любви к отчему краю, этот признак представлен наибольшим количеством паремий. Кроме того, этот признак характеризуется наличием полных коррелятов во всех трех языках - рус.: Всякому мила своя сторона; Своя сторонушка и собаке мила; В гостях хорошо, а дома лучше; Всяк кулик свое болото хвалит; Человек без родины - соловей без песни ;

авар.: Жиндирго рокъоб къададги кумек гьабулеб . «Дома и стены помогают»; Ват1ан гьеч1ев чи - кеч1 гьечеб булбул . «Человек без родины - соловей без песни»; Ват1ан гьеч1ев чи - чед гьеч1еб таргьа. «Человек без Родины - сума без хлеба»;

англ.: A cock is valiant on his own dunghill. «Всяк кулик на своем болоте велик»; East or West, home is best. «В гостях хорошо, а дома лучше»; There is no place like home «Нет места лучше дома»; Every bird likes its own nest. «Каждая птица любит свое гнездо»; Every dog is a lion at home . «Дома каждый пес чувствует себя львом».

Из приведенных примеров видно, что для каждого народа Родина свята, дорога и совершенна.

Несмотря на то что ценность Родины носит общечеловеческий характер, все же пословицы отображают национальную специфику мировоззрения каждого народа. Национальный характер в пословицах проявляется в отборе разных образов и средств для выражения одного и того же понятия. Так, если в русских и аварских паремиях родина - обширный образ, включающий в себя и дом, и страну, то в английской культуре родина сужается до стен дома, огороженного пространства. Англичанин живет прежде всего для себя, ценит свой комфорт, порядок, спокойствие. Умеренность и сдержанность англичан нашла отображение в сжатой и лаконичной структуре английских пословиц, в отличие от русских и аварских паремий, содержащих больше эмоционально-оценочных элементов и сравнений.

В любой стране мира есть много прекрасного и немало печального и безобразного. Именно любовью продиктовано то, что человек держится Родины, несмотря на существующие невзгоды, предан ей .

Нравственные основы русского народа не позволяли человеку бросить отечество в тяжелые моменты в поисках лучших краев. Этот факт находит подтверждение в паремиях - рус.: Своя печаль чужой радости дороже; Не бери дальнюю хваленку, бери ближнюю хаянку; За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да свое; Любит и нищий свое хламовище .

Не следовало рассказывать о горестях, существующих на родной земле. Человек должен был вынести все лишения несмотря ни на что - рус.: Не выноси сор из избы; Плоха та птица, которая пачкает свое гнездо.

В аварском паремиологическом фонде преданность родине выражена эмоциональнее, чем в русских паремиях. Резкое осуждение вызывает человек, оставивший отчизну или предавший ее - авар.: Ват1ан рехун тезег1ан, хвелго т1аса бищилан абурабила борхьицаги. «Чем бросить родину, лучше умереть - сказала даже змея»; Ват1ан тун арасе талих1 кьоларо. «Нет покоя тому, кто бросил родину»; Къват1иса щолеб г1арацалдаса рокъоб щолеб пахьго лъик1 . «Чем серебро, получаемое со стороны, лучше олово, полученное дома»; Ракьалда т1адалдаса хиянатчиясе ракьул чохьониб жанибго лъик1. «Изменнику в чреве земли лучше быть, нежели на земле жить». Согласно пословицам, предпочтительнее безденежье или смерть на своей земле, чем благополучная жизнь на чужбине.

Родина в аварских паремиях также является образцом, идеалом, и не принято раскрывать ее отрицательные черты - авар.: Рокъоб гамач1 къулч1изе кканиги, къват1иб лъазе тогейила. «Даже если придется проглотить дома камень, не дай знать об этом на улице».

Менее эмоционально выражают эти чувства английские паремии - англ.: Home is home though it " s never so homely . «В родном углу все по нутру»; Dry bread at home is better than roast meat abroad . «Сухой хлеб дома лучше, чем жареное мясо на чужбине»; Wash your dirty linen at home . «Стирай свое грязное белье дома»; It"s an ill bird that fouls its own nest. «Плоха та птица, которая пачкает свое гнездо».

«При всей своей глубокой и искренней убежденности в собственном превосходстве англичане лишены какого-бы то ни было откровенного выражения собственного патриотизма. Невозможно представить себе англичанина, повторяющего как молитву "горжусь тем, что я англичанин" или даже просто шепчущего о своей стране теплые задушевные слова, как это делают их соседи на континенте» .

При сравнении приведенных выше русских, аварских и английских паремий очевиден тот факт, что аварские паремии наиболее эмоциональны. Даже угрожающая человеку смерть не в состоянии заставить его оставить родную землю.

О любви к родине свидетельствует то, что Родина является местом, куда человека тянет всю жизнь . Этот признак отразился в русской пословице: Мила та сторона, где пупок резан. Согласно поверью, закопанная в землю при рождении человека пуповина тянула человека на родину всю жизнь.

В аварской языковой картине мира эквивалентных паремий не обнаружено.

В английской паремиологии притяжение к родным местам выражает паремия The wider we roam , the welcomer home . «Чем больше скитаешься, тем желаннее родной дом». Отсутствие эквивалентных аварских паремий и частичная эквивалентность английских паремий, где притяжение к родине происходит бессознательно, можно объяснить неравномерным развитием языковых традиций народов и различным взглядом на ситуацию.

Несомненным признаком любви к отечеству является то, что человек готов защищать Родину от врагов . Патриотизмом обладает каждый народ, но степень патриотизма у каждого народа своя в зависимости от различных исторических факторов.

Бесконечные разрушительные конфликты, череда войн, с которыми столкнулась Россия, отразились на языковой картине мира русского народа. Большое количество паремий иллюстрирует безумную любовь к Родине, ради защиты которой человек не жалеет ничего - рус.: В бою за отчизну и смерть красна; Герой - за Родину горой; Родину - мать учись защищать!

На территории современного Дагестана еще с незапамятных времен проходили многочисленные войны. Нашествия Тимура, Надир-шаха, Кавказская война выработали своеобразный горский характер защитника. Защита Родины от врагов была делом чести, о чем красноречиво и эмоционально свидетельствуют пословицы - авар.: Ват1ан ц1унун хварав чи, хабалъги ч1аго вук1уна. «Человек, погибший, защищая родину, и после смерти остается жив»; Ват1ан хириясул хвел бук1унаро . «Человек, которому дорога родина, бессмертен».

Согласно паремиям, из любви к отчему краю, для защиты ее от врагов, человек мог пожертвовать своей жизнью.

Следует отметить, что горец мог проявить патриотизм не только при защите своей земли от врагов. «Патриотизм проявлялся отчасти и в том, что интересы села, интересы сельского джамаата ставились выше своих собственных интересов и интересов своей семьи. Это видно отчасти и по следующим пословицам аварского языка: Росдае хиянат гьабурав, росдал ц1ецца вух1аги! «Тот, кто предаст родное село, пусть горит на сельском костре!»; Росдае г1оло бицараб раг1и - росдае г1оло гьабураб хъулухъ. «Слово, сказанное ради села - почет, оказанный ради села» .

Что касается английской языковой картины мира, то паремий, посвященных защите родной земли от врагов, не обнаружено. Для английской культуры характерно некоторое сужение от «родины-страны» к «дому». Англичанин считает первоочередным защищать не родину-страну, а родину-дом и семью: An Englishman " s home is his castle . «Дом англичанина - его крепость».

При сопоставлении паремий трех языков обнаруживается, что у английского народа нет такой привязанности к Родине, которая есть у представителей русского и аварского народов. Любовь к родному краю воспринимается в английской культуре несколько материально, взвешенно.

Для полноты раскрытия менталитета и культуры народа внимание обращалось на слова, которые использовались в указанных паремиях. Жизнь общества крепко связана с лексикой языка, на котором оно говорит. Так, по словам Сепира, «лексика - очень чувствительный показатель культуры народа» .

При анализе паремий о любви к Родине в русской языковой картине мира нужно обратить внимание на то, что широкий выбор лексических единиц для передачи слова «родина» может свидетельствовать о большом патриотизме русского народа. Большое значение имеет также колоритность и самобытность этих лексических единиц, так как это придает им эмоциональность. Так, в русских пословицах изобилие слов, обозначающих родину человека, в том числе и эмоционально окрашенных: отчизна, отечество, сторона, родина, хаянка, мать, земля.

По словам А. Вежбицкой, «в изучении русского языка в его взаимосвязи с культурой народа я пришла к заключению о важном значении эмоций и их свободном выражении, высоком эмоциональном накале русской коммуникации, богатстве лингвистических средств для передачи эмоций и их оттенков» . Разнообразие лингвистических средств особенно заметно при сопоставлении с английским языком.

«Для русского человека характерно очень личное и открытое (в словесном плане) эмоциональное отношение к родине-матушке, к святому отечеству. ... Всем этим русским и, несмотря на это, широко употребительным словам в английском языке соответствует одно-единственное нейтральное слово country . ... В английском языке существуют слова motherland и fatherland , но они практически не употребляются англичанами о своей собственной родине» . Несмотря на то что в английском языке слово «родина» выражается также посредством слов home , nest , castle , лексических реализаций слова «родина» значительно меньше. Это свидетельствует о том, что любовь к Родине у англичан более рационализована, упорядочена разумом.

Что же касается аварского языка, то большинство паремий содержат слово ват1ан «родина, отчизна», рокъ «дом», алжан «рай», нилъерго улка «своя страна», бак1 «место». В основном паремии в аварском языке на патриотическую тему основаны на желании защитить Родину от врагов. Этот факт также свидетельствует о социально-политических явлениях, происходящих в Дагестане.

Заключение

В результате проведенного анализа русских, аварских и английских паремий, выражающих любовь к Родине, было установлено, что отмеченные языки имеют как общие, так и специфические способы выражения мировоззрения народа.

Бесспорным фактом, согласно паремиям, является то, что Родина в представлении каждого народа отождествляется с чем-то родным, ценным и любимым. Однако паремии каждого народа могут по-разному выражать любовь к Родине.

Обширный выбор лексических единиц, обозначающих любовь к Родине в паремиях русского языка, а также энергетика этих лексических единиц свидетельствуют об эмоциональном, возвышенном отношении русского народа к отечеству.

Любовь к Родине нашла отражение и в аварских паремиях, посвященных защите родной земли от врагов. В этих паремиях слова, выражающие любовь к родине, имеют высокий эмоциональный заряд.

Русские и аварские паремии о любви к Родине в основном имеют схожие черты. Это проявляется в том, что носители этих двух языков одинаково воспринимают родину как мать, как землю, и обоим народам характерен высокий патриотизм. Однако нужно отметить, что аварские паремии, посвященные защите Родины от врагов, даже при меньшей представленности в них лексических реализаций слова «родина», иногда выразительнее и резче русских паремий. В отличие от аварских и русских паремий, английские паремии отображают скупое, рационализированное, спокойное отношение англичан к своей родине.

Несмотря на то что паремии о любви к Родине в каждом языке различаются по степени эмоциональной наполненности, по количеству представленных лексических реализаций, они все же служат образцом того, каких моральных и нравственных идеалов человек должен придерживаться для сохранения трепетного и уважительного отношения к Родине.

Рецензенты:

Магомедова П.А., д.фил.н., профессор, Дагестанский государственный университет, г.Махачкала.

Гаджиахмедов Н.Э., д.фил.н., профессор, Дагестанский государственный университет, г.Махачкала.

Библиографическая ссылка

Исаева Э.М. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ" В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ АВАРСКОГО, РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО НАРОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15022 (дата обращения: 28.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

У каждого из нас есть сокровенное место, в котором мы родились и выросли. Из таких маленьких родин сформировано единое и могучее Отечество, наш общий дом, наполненный человеческими судьбами. Однажды в каждом маленьком сердце просыпается любовь к Родине, сочинение о которой раскрывает читателю истинный смысл патриотизма и беззаветной преданности к родной земле.

Родная земля – это колыбель, которая качает нас на волнах жизни. Она подхватывает, когда мы падаем, укрывает от всяческих невзгод и житейских передряг, учит нас человеческой доброте, взаимопомощи, преданной дружбе и верной любви .

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Но если беда черным крылом накроет родную землю, каждый станет патриотом Отчизны. Воспоминания о войне прекрасное тому подтверждение. Совесть и долг поднимают народ на героический подвиг . Когда целая страна попрана врагом, горит в огне, стонет от боли, зияет в немом крике воронками от взрывов снарядов и бомб, тогда все «я» сливаются в одну мощную силу сопротивления. Каждый патрон дороже последнего куска хлеба. Каждый литр горючего для танка или самолета ценится выше последнего глотка воды. А Родины честь дороже жизни. И это действительно было так!

Любовь к родному краю не приходит сама по себе. С самого детства каждый ребенок созерцает окружающий мир. Он видит тонкую травинку, ягодный кустик, яблочное деревце, россыпь цветов на полянке, и не знает, что все это нужно беречь. Он спрашивает у мамы: «Мама, что это такое? Как оно растет?» . На все «как», «что» и «почему» мудрые родители отвечают спокойно, терпеливо и доступно для детского ума. Они понимают, что научив ребеночка любить природу и родную землю, обеспечат свою старость заботой и вниманием со стороны взрослых детей, которые, в свою очередь, передадут эти качества, как эстафету, следующим поколениям.

Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина . Малые Родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства — патриотизм, гордость, восхищение.

Повзрослевшие юноши и девочки разлетятся по миру в поисках лучшей жизни. Многие осядут на чужбине, создадут семьи, бизнес. Проживут жизнь насущными проблемами. И вдруг наступит тот момент, когда воспоминания о Родине щемящей болью пронзят сердце. В ушах зазвенит колокол маленькой родной церквушки, зашумят, налитые зерном, колосья на ветру, заливисто запоют соловьи, заплещется прозрачная деревенская речушка. Родная земля голосом матери позовет домой и будет терпеливо ждать, седея белыми снегами.

Встреча с Родиной из укромных уголков души выплеснет те самые светлые помыслы и деяния, самые лучшие побуждения и, конечно, мечты, которые выльются благодатными слезами, омывая истерзанное разлукой сердце.

Об этом чувстве сказано немало искренних и высо-
ких слов, и оно их заслуживает. Оно является неотъ-
емлемой частью того железного каркаса, на котором
держится здание социальной жизни и с разрушением
которого оно превращается в груду развалин.

Любовь к отечеству - одно из самых глубоких
чувств, закрепленное в человеческой душе веками и
тысячелетиями. «Знаменье лучшее - за отечество храб-
ро сражаться»,- говорил еще Гомер; «Городам, их вели-
чию, блеску, совершенству построек дивятся многие,
родину же любят все» - это слова Лукиана; «Отчизны
голос - голос лучшей музы»- П. Беранже; «И дым
отечества нам сладок и приятен» - А. С. Грибоедов;


«Нет у человека ничего прекраснее и дороже роди-
ны. Человек без родины - нищий человек» - Я. Колас.

Любовь к родине - один из наиболее отчетливых
образцов любви как таковой. «Нам дороги родители,
дороги дети, близкие, родственники,- говорит Цице-
рон,- но все представления о любви к чему-либо
соединены в одном слове «отчизна». Какой честный
человек станет колебаться умереть за нее, если он
может принести этим ей пользу?»

Любовь к родине означает любовь к родной земле
и живущему на ней народу. Эти две составляющие
единого чувства обычно идут вместе, поддерживая и
усиливая друг друга. Но случается, что они трагически
расходятся: человек любит родину, но не своих сооте-
чественников. Любовь к родине, противопоставленная
любви к живым людям, неминуемо оказывается аб-
страктной и декларативной. И если такой человек вос-
ходит на вершину власти, он приносит бедствия своему
народу.

В фундаменте диктатуры и тирании зачастую лежит
противопоставление «высоких интересов» родины (так
или иначе отождествляемых диктатором со своими
собственными интересами или интересами стоящей за
ним узкой группы) интересам якобы недостойного ее
народа. Это хорошо выразил уже Софокл в образе
диктатора Креонта, любившего, как ему казалось, роди-
ну, но не ее людей, и навлекшего несчастья не только
на них, но и на самого себя.

Чешский философ прошлого века Я. Колар был скло-
нен противопоставлять любовь к народу, нации - люб-
ви к отечеству и ставить первую выше второй. «...Что
должен разумный человек любить больше - страну или
народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко
найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык -
нигде и никогда; родина сама по себе есть мертвая
земля, чужеродный предмет, это не человек; нация


же есть наша кровь, жизнь, дух, личное свойство». Лю-
бовь к отечеству, к родным местам кажется Колару
слепым естественным инстинктом, присущим не только
человеку, но и животным и даже растениям, в то время
как любовь к народу всегда облагорожена разумом
и образованием. «...Многие деревья и цветы с такой
привязанностью льнут к своей родине, ее земле, воз-
духу и воде, что сразу вянут, чахнут и меняются, если
их пересадить; аист, ласточка и другие перелетные
птицы возвращаются из более прекрасных стран в свою
холодную родную землю, в бедные гнезда; многие
звери дают себя скорее убить, чем покинуть свою зем-
лю, свою территорию, пещеру, свой дом и пищу, а
если мы их насильно вырвем из их родных условий
жизни и переведем в чужие края, они погибнут от
тоски по дому». Любовь к родной земле как низшая
ступень любви к родине больше свойственна, думает
Колар, неразвитому человеку, дикарю, не знающему
ничего, подобного нации; современный же, развитый и
образованный человек выше ставит свою нацию. «Гру-
бый дикарь больше льнет к своей бедной, закопчен-
ной, наполненной дымом и дурными запахами лачуге
и к негостеприимной пустыне, чем образованный чело-
век к своему дворцу и парку. Родина эскимоса, его
жены и детей - это большая льдина, плавающая в ши-
роком море; льдина качается и наклоняется на грозных
волнах, морские бури и морские течения носят ее по
широким просторам. Тюлени и морские птицы - вот
его земляки, рыба и падаль - его пища. Год за годом
живет он со своей семьей на этой ледовой родине,
яростно защищает ее от неприятелей и любит ее так
сильно, что не променял бы ее на самые прекрасные
уголки земли. Дикарь знает только землю, которая его
родила, а чужеземец и неприятель называются у него
одним понятием; весь мир замкнут в границах его страны.
Кого же мы должны благодарить за то лучшее и благо-


роднейшее, что мы имеем? Не себя, не нашу землю,
а наших предков и современников» ".

Вряд ли это красочное, но предвзятое описание
справедливо. Земляки эскимоса - не одни тюлени и
птицы, и любит он не только жену и детей, но и свой
народ, пусть небольшой, но народ, с его особыми, только
ему присущими языком, преданиями, традициями, на-
деждами и т. д.

Опрометчиво также утверждать, что у современного
человека чувство родной земли слабеет, уступая при-
вязанности к своему народу.

Композитор Сергей Рахманинов и его жена, горячо
любившие Россию, оказавшись в Швейцарии, создали
под Люцерном некое подобие Ивановки, деревни, в
которой они когда-то жили. Но полной замены так и
не получилось. Рахманинов любил это место, там к нему
вернулась музыка, он после долгого перерыва снова на-
чал сочинять. Но однажды он с тоской проговорился
об утраченных родных местах. «Разве тут комары?-
вскричал он, прихлопнув одного из них.- Они и жа-
лить-то не умеют. Не то что наш, ивановский - вопь-
ется, света божьего не взвидишь».

И. Бунин говорил своему секретарю Бахраху: «Сколь-
ко русских зачахли на чужбине. От бедности, от бо-
лезней? Не знаю, думаю - гораздо больше от тоски по
Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке
Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов...» Из
письма Чехова из Ниццы к своей сестре Бунин выпи-
сал: «...работаю, к великой досаде, недостаточно много
и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне
за чужим столом неудобно...» Зачитав эту выписку,
вспоминает Бахрах, Иван Алексеевич помолчал, глядя
на вечереющее небо Граса, и каким-то тусклым, сев-

Колар Я. О литературной взаимности//Антология чешской и
словацкой философии. М., 1982. С. 234-235.


Один русский писатель, живший в эмиграции, вспо-
минал суждение своего земляка, осевшего волей судьбы
в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот
наши края: едешь неделю по болотам и никуда не
выедешь!»

Пусть и неважное, но родное, и современному чело-
веку может казаться лучшим, чем хорошее, но чуже-
земное.

Противопоставление родины и ее народа никогда
не приносило и не способно принести добра. Ни в том
случае, когда интересы родины ставятся выше интересов
народа, ни в том, когда любви к народу отдается пред-
почтение перед любовью к родной земле.

Чувство патриотизма делает человека частицей вели-
кого целого - своей родины, с которой он готов раз-
делить и радость, и скорбь.

Россия, любимая, с этим не шутят,
Все боли твои - меня болью пронзили.
Россия, я твой капиллярный сосудик,
Мне больно, когда тебе больно, Россия.

А. Вознесенский

С особой остротой патриотические чувства вспыхи-
вают, когда на родину обрушиваются тяжелые испы-
тания. «Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощу-
щает в глубине своего сердца» (В. Гюго). Война, голод,
стихийные бедствия сплачивают народ, заставляют забыть
все частное и преходящее, отказаться "от прежних при-
страстий и посвятить все силы одному - спасению ро-
дины.

Осенью 1941 г., когда фашистская армада, казалось,l
неудержимо шла на Москву, Бунин говорил, вспоминая,?!


наверное, недавние революцию и гражданскую войну:
«В своем дому можно поссориться, даже подраться.
Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все
склоки надо в сторону отложить да всем миром по
чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели.
Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием,
писал, что войны нужны лишь власть предержащим.
Но, напади враги на Россию, войну продолжал бы про-
клинать, а всем сердцем за своих бы болел. Так уж
нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому
быть не должно. А русский поражен тоской и любовью
к отечеству сильнее, чем кто-либо...» "

Адмирал Колчак, провозгласивший себя в граждан-
скую войну «верховным правителем России», призна-
вался, что ему легче было бы умереть от холеры, чем
от рук пролетариата. «Это все равно,- говорил он,-
что быть съеденным домашними свиньями». Однако
любовь к своему народу оказалась сильнее острой
ненависти к классовому врагу. Его возлюбленная через
много лет вспоминала, что, когда они с Колчаком вы-
ехали из Омска, с ними следовал русский золотой запас,
оказавшийся роковым для адмирала: двадцать девять
пульмановских вагонов с золотом, платиной, серебром,
драгоценностями царских сокровищ. Адмирал боялся,
что золото попадет в руки иностранцев. За день до
ареста он сказал: «Долг повелевал мне бороться с боль-
шевиками до последней возможности. Я побежден,
а золото? Пусть оно достанется большевикам, нежели
чехам. И среди большевиков есть русские люди» 2 .

Отстаивая свой народ, Моисей, как известно, пре-
кословил самому Богу: «И возвратился Моисей к Гос-
поду, и сказал: о, народ сей сделал великий грех;


сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если
нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую
Ты вписал» (Исход 32, 31-32).

Страстное желание служить народу, не оставлять
его в годину несчастий может пересилить даже любовь
к богу, если между этими чувствами вдруг приходится
выбирать.

Плохо, когда человек оставляет другого человека
в беде или предает его. Но оставить в беде отечество
и тем более предать его - это преступление, для кото-
рого нет ни срока давности, ни покаяния, ни прощения.

Любовь к родине менее всего является слепым,
инстинктивным чувством, заставляющим бездумно пре-
возносить отечество, не замечая его пороков. Любить
родину - значит прежде всего желать ей добра, доби-
ваться того, чтобы она сделалась лучше.

Один из самых замечательных патриотов в истории
России, П. Я. Чаадаев, писал: «Больше, чем кто-нибудь
из вас, я люблю свою Родину, желаю ей славы, умею
ценить высокие качества моего народа. Наверное, пат-
риотическое чувство, воодушевляющее меня, не сов-
сем похоже на то, чьи крики нарушили мое существо-
вание. Я не научился любить свою Родину с закры-
тыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми
устами. Я нахожу, что человек может быть полезен
своей стране только в том случае, если ясно видит
ее. Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло^
что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной».
Чаадаева сочли клеветником на свое отечество, объ-
явили сумасшедшим, запретили печататься. Его «Апо-
логия сумасшедшего», из которой взят отрывок, была
написана в середине 30-х годов прошлого столетия,
но в России была опубликована только в начале нашего
века.

Мысль, что настоящий патриотизм должен быть про-
низан светом критического разума, не всем представ-


ляется очевидной. Любовь к отечеству и теперь нередко
отзывается тем приторным хвастанием, которое в Рос-
сии когда-то с иронией называли «квасным патриотиз-
мом». Послушаешь такого квасного патриота, замечал
Гоголь, и, если даже он чистосердечен, «только плю-
нешь на Россию!»

М. Салтыков-Щедрин был горячо, беззаветно предан
своей стране. «Я люблю Россию до боли сердечной,-
писал он,- и даже не могу помыслить себя где-либо
кроме России». И вместе с тем его отношение к стране
и народу было исполнено той трагической двойствен-
ности, о которой позднее А. Блок сказал в «Возмездии»:

И отвращение от жизни,

И к ней бездумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

Салтыков-Щедрин, хорошо видевший экономиче-
скую и политическую отсталость России, не способной
воспользоваться огромностью материальных ресурсов
и талантами своего народа, создал самую суровую и
мрачную в русской литературе картину своей родины.
Страсть к отчизне не мешала ему подвергнуть осуж-
дению и осмеянию ее пороки.

Истинный патриотизм чужд и враждебен национа-
листическому высокомерию и каким-либо национали-
стическим предрассудкам.

«...Берегитесь тупого, нетерпимого, кичливого пат-
риотизма, потому что он часто бывает только пред-
логом для самых черных поступков...» (Я. Колар).

Любовь к своему отечеству, не соединенная с мыс-
лью о верховенстве общечеловеческой идеи, о равен-
стве всех народов, безотносительно к уровню их социа-
льного и культурного развития, приносит вред в первую
очередь самой родине. «...Нельзя не любить отече-
ства...- писал В. Белинский,- только надобно, чтобы
эта любовь была не мертвым довольством тем, что
есть, но живым желанием усовершенствования; сло-


вом - любовь к отечеству должна быть вместе и лю-
бовью к человечеству». «Любить свою родину - зна-
чит пламенно желать видеть в ней осуществление идеа-
ла человечества и по мере сил своих споспешествовать
этому» ". Об ущербности национального эгоизма и се-
паратизма, необходимости соединения национального с
общечеловеческим всегда говорила русская литература.
«...Нравственные принципы всякого отдельного народа
суть принципы общечеловеческие»,- писал Салтыков-
Щедрин, и в другом месте: «Идея, согревающая пат-
риотизм,- это идея общего блага... это школа, в кото-
рой человек развивается к восприятию идеи о чело-
вечестве».

Противоположностью национализма является прини-
жение своей родины и своего народа, своеобразный
национальный нигилизм, выставлявшийся в недавнем
прошлом чуть ли не естественным следствием интер-
национализма. «К сожалению, есть силы,- отмечал в
одном из интервью писатель Ч. Айтматов,- которые
в самом народе, и это часто бывает, отрицают сами
себя. Они заняты самооговором. Я называю это нацио-
нальным нигилизмом. Явление это такое же реакцион-
ное, как и сам национализм».

Национальное и общечеловеческое, интернацио-
нальное- две взаимосвязанные стороны. Без их един-
ства нет мирового процесса развития и сближения
народов и наций, составляющих единое человечество.

Сближение наций и преодоление национальных
границ - закономерность исторического процесса. В Ев-
ропе она стала остро ощущаться уже после первой
мировой войны.

«Сегодня каждый «интеллектуал» в Германии, в Анг-
лии или во Франции ощущает,- писал испанский фило-
соф X. Ортега-и-Гассет,- что границы его государства

1 Белинский В. Г. Собр. соч. В 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 639, 640.


стесняют его, еж задыхается в них; его национальная
принадлежность лишь ограничивает, умаляет его...
Впервые в своей политической, экономической и духов-
ной деятельности европеец наталкивается на границы
своего государства; впервые он чувствует, что его жиз-
ненные возможности непропорциональны границам того
политического образования, в которое он включен. И тут
он делает открытие: быть англичанином, немцем, фран-
цузом значит быть провинциалом».

Это рассуждение, относящееся к концу 20-х годов
нашего века, Ортега подытоживает так: «Европа воз-
никла как комплекс малых наций. Идея нации и нацио-
нальное чувство были ее самыми характерными дости-
жениями. Теперь ей необходимо преодолеть самое
себя. Вот схема грандиозной драмы, которая должна
разыграться в ближайшие годы» .

Драма произошла - вторая мировая война, раско-
ловшая Европу на две противостоящие части. В каж-
дой из них шли активные процессы интеграции. Западно-
европейские страны стоят теперь перед решающим ша-
гом: экономические связи предполагается расширить и
дополнить определенного рода политическим объеди-
нением. Сближение европейских социалистических и
капиталистических стран поставило на повестку дня
вопрос о создании единого «европейского дома».

Углубляющиеся и расширяющиеся процессы интегра-
ции европейских стран никоим образом не ставят под
сомнение ни их национальное своеобразие, ни их госу-
дарственный суверенитет.

Здесь можно вспомнить В. С. Соловьева, еще в кон-
це прошлого века изложившего основное условие еди-
нения народов и государств: «Определенное различие,
или раздельность жизненных сфер, как индивидуаль-

1 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989.
№ 4. С. 135-136.


ных, так и собирательных, никогда не будет и не
должно быть упразднено, потому что такое всеобщее
слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к
полноте бытия. Истинное соединение предполагает
истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу
которой они не исключают, а взаимно полагают друг
друга, находя каждый в другом полноту собственной
жизни... Всякий социальный организм должен быть для
каждого своего члена не внешнею границей его дея-
тельности, а положительной опорой и восполнением...» 1

Теперь, когда многократно возросла зависимость
народов и государств друг от друга и стала мрачной
реальностью угроза гибели человечества в случае ядер-
ной войны, национальное и общечеловеческое с осо-
бой остротой обнаруживают свое внутреннее, нераз-
рывное единство.

Ж. Ренану принадлежит знаменитая формула, рас-
крывающая суть того, что соединяет людей в одну
нацию: «Общая слава в прошлом, общая воля в на-
стоящем; воспоминание о великих делах и готовность
к ним - вот существенные условия для создания на-
рода... Позади - наследие славы и раскаяния, впе-
реди - общая программа действий... Жизнь нации -
это ежедневный плебисцит».

Нация - это общность крови, языка, столетиями
складывавшегося национального характера. Привязан-
ность к своему народу опирается на уважение к его
историческому прошлому и унаследованным от него
традициям. Утратить свою историю для нации все
равно что для человека потерять память.

Но нация не только «наследие славы и раскаяния»,
она также и прежде всего то, что «делается» и «будет».
Это главное в формуле Ренана: нация есть общая про-
грамма будущего, вырабатываемая ежедневным голо-

1 Соловьев В. С. Собр. соч. Т. 7. С. 13.


сованием. Прошлое охраняет и поддерживает нацию,
но движущей и образующей ее силой является буду-
щее. «Если бы нация состояла только из прошлого и
настоящего,- пишет X. Ортега-и-Гассет,- никто не стал
бы ее защищать. Те, кто спорит с этим,- лицемеры
или бездумцы. Но бывает, что прошлое закидывает в
будущее приманки, действительные или воображаемые.
Мы хотим, чтобы наша нация существовала в буду-
щем, мы защищаем ее ради этого, а не во имя общего
прошлого, не во имя крови, языка и т. д. Защищая наше
государство, мы защищаем наше завтра, а не наше
вчера» ".

Любовь к своему народу не сводится к уважитель-
ному и бережному отношению к общему прошлому.
Она предполагает прежде всего заботу о будущем,
о реализации той программы «общего дела», которая
каждодневно формируется в недрах народной жизни.

Помнить о приоритете будущего над прошлым в
существовании нации особенно важно сейчас, когда вни-
мание многих концентрируется главным образом на
восстановлении и сохранении исторического прошлого.
Еще недавно нашу подлинную отечественную историю
начинали с октября 1917 г. «Народы, царства и цари»
были выброшены на свалку истории, и мы оказались
отрезанными от собственного прошлого. Это нетер-
пимо, исторические корни должны быть восстановлены.
Но какой бы важной ни была эта задача, нельзя забы-
вать, что ни одна нация, обращенная лицом в прошлое,
не способна существовать как устойчивое, имеющее
перспективу целое.

" Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989.
№ 4. С. 147.

Любовь к Родине – это очень сильное чувство. Это любовь к своей семье и тому месту, где ты родился и живешь. Это наши светлые воспоминания о детстве. Это желание защищать всегда и везде, то, что дорого нам. Любовь к Родине делает нас сильными. Это чувство помогло нашим прадедам совершить великий подвиг - победить в Великой Отечественной войне.
Максим Должиков. (13 лет, г. Москва)

Любовь к Родине - это любовь к стране, где мы родились. Родина - это страна, где живут наши родные и близкие люди. Мы говорим на родном языке, который слышим с детства, на котором мы говорили первые слова. Научились читать любимые книги и писать письма своим любимым. Слова мамы на родном языке - это тоже часть Родины.
Елизавета Мандрыкина (13 лет, г. Темрюк)

Любовь к Родине – это любовь к тому месту, к той стране, где ты родился и живешь. Это твои, и только твои воспоминания о том месте, где ты увидел впервые свет и сделал первый вздох. Любовь к Родине – это твоё желание, твоя возможность и твоя обязанность защищать своих родных и близких. Это тепло и руки мамы. Любовь к Родине – это самое теплое, чистое и честное, что есть у человека.
Артем Должиков (12 лет, г. Москва)

Любовь к Родине - это значит любить место, где ты родился, страну, где находится это место и государство. Для меня любить Родину, значит быть патриотом своей страны, воспринимать несмотря ни на что ее такой, какая она есть, гордиться тем, что я родился именно здесь, чтить традиции своего народа. Любить родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано.
Елизавета Гирсанова (13 лет, г.Новороссийск)

Моя страна - Россия! Я горжусь тем, что я гражданин своей великой страны, которая победила фашизм и построила прекрасные города. Моя малая Родина-Мурманск, здесь я родился и живу. Это самый крупный в мире незамерзающий порт и я хочу связать свою будущую жизнь с морем. Я люблю свою семью, свой город, своих друзей. Хочу, когда вырасту, сделать их жизнь лучше и приложу все свои силы для этого.
Семён Бузмаков (13 лет, г. Мурманск)

Для меня " Любовь к Родине" - это в первую очередь уважение к истории моей страны, к народам и традициям. Ко всему прочему, " Любовь к Родине" должна выражаться в действиях и поступках. Наиболее ярко выразить свою преданность к Родине можно подробно изучив ее историю, побывав в знаменательных местах нашей большой страны. Для меня это понятие еще значит - получить достойное образование, чтобы быть полезным своей стране. Любить Родину - это знать ее героев, уважать их, поддерживать тот патриотизм, которым наградили нас наши деды.
Глеб Юрков (15 лет, г. Москва)

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства - патриотизм, гордость, восхищение. Особенно это чувствуешь, когда находишься далеко от Родины.
Ульяна Алексеева (14 лет, г. Кондопога)

Если честно , я еще не могу в полной мере прочувствовать это выражение. Скорее всего, когда стану старше, то чувство это проснется. Пока я могу сказать, что у большинства русских людей две Родины: одна "малая" - тот регион, республика, край где он родился. А вторая, конечно, сама Россия! Люди скучают по своей малой Родине, если переезжают жить в другие края. Люди скучают по России, если уезжают жить заграницу. "Любовь к Родине" - это любовь к людям, с которыми ты вырос, любовь к родному дому и родителям. "Любовь к Родине" - это любовь к природе родного края, к климату, к традициям в семье и народе, с которыми ты жил или живешь. Тот, кем ты стал во взрослой жизни, было заложено в тебе в том крае, в котором ты родился и вырос. В нашей семье малая Родина - республика Удмуртия! Я не смогу сказать про Любовь к нашей Родине лучше, чем сделала это моя мама:
Сердцем вышита над русскою равниною,
Пашнями, лесами, и талмасами
Нитью родников, дорогой длинною,
И узорами на платьях нитью красною...
Сердцем видится мне родина - Удмуртия,
В летний зной, весной, в мороз и снег.
Ты смиренная моя, Удмуртия, и мудрая,
Предуралья древний оберег!
Собрала в одну семью моя Удмуртия
Сто народов, сто культур и сто сердец …
Каждый говорит земле: "Люблю тебя"
Каждый здесь хозяин и творец!
Даниил Журавлев (15 лет, г. Москва)

Думая о Родине , я думаю о той великой, прекрасной стране, в которой родилась, связываю понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Я чувствую гордость оттого, что являюсь частью этой страны, частью этого большого мира. Затаив дыхание, мы, с переполняющей душу, патриотизмом смотрим военные парады на главной площади страны, с гордостью и восторженной дрожью в голосе поздравляем ветеранов с Днем Победы. У каждого человека есть Родина, и для каждого она своя...Невидимые нити связывают тебя с твоим родом, следовательно, и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить тяжело: видишь все её недостатки и всё-таки любишь.
Мария Яковлева (12 лет, г. Астрахань).

Любить Родину – значит знать историю родной страны, уважать культуру, обычаи и традиции своего народа. Любовь к Родине у всех разная. Для кого-то это означает просто жить в своей стране, наслаждаться родными закатами и родным небом, ходить по родной земле, дышать родным воздухом. А для кого-то любить Родину – это прославлять свою страну, способствовать ее развитию и процветанию своими поступками, своим трудом – как физическим, так и интеллектуальным. Кроме того, считаю, что любить свою Родину – это еще и любить людей, своих сограждан, быть готовым помочь любому человеку и не занимать позицию «каждый сам за себя». Ведь все вместе мы – сила и мощь нашей страны, а по одиночке – просто жители, населяющие ее.
Екатерина Карпова (14 лет, г. Реутов)

Выражение «Любовь к Родине» для меня значит, в первую очередь, любовь к моей семье. «Любовь к Родине» каждого человека и всего русского народа к своей стране – это готовность всегда защищать свою Родину, её интересы и народ. Все русские люди еще в давние времена были друг другу «братья». В трудные времена русский народ много раз доказывал «чужакам» свою любовь к Родине, объединяясь и побеждая врагов, действуя по принципу любимого выражения Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!». Также «Любовь к Родине» - это любовь к родному языку, окружающей природе, городам, селам и поселкам, где проживают люди. Мы все радуемся победам наших спортсменов на международных соревнованиях, изобретениям мирового масштаба наших ученых, успехам наших соотечественников в различных областях деятельности. Родина может гордиться своими воинами, которые защищали ее от врагов, не щадя своей жизни. Если происходят какие-то неудачи, несчастные случаи, то их ликвидируют соответствующие службы, добровольцы, волонтеры. Мы все радуемся победам наших спортсменов на международных соревнованиях, изобретениям мирового масштаба наших ученых, успехам всех наших людей в различных областях деятельности. Разве это не проявление любви к Родине?
Алёна Олейникова (11,5 лет, г. Таганрог)

Родина-это моя семья , город, где я родился, страна, где я живу, язык, на котором я говорю. Куда бы ни закинула человека судьба, Родина-это место, в которое всегда хочется возвращаться. Я думаю, что каждый из нас должен быть патриотом своей страны. Патриот-это человек знающий, прежде всего, историю своей Родины. Без прошлого у нас не будет и будущего. Родина - это мама, которую каждый из нас бережет, лелеет, любит и благодарит за свое рождение.
Иван Моськин (12 лет, г. Керчь)

По моему мнению, любовь к Родине - это, прежде всего, уважение к ней. Человек, который любит свою Родину, не променяет её ни на что другое, какая бы она не была. Любовь к Родине - это гордость за её культуру и традиции. Человек, любящий Родину, старается не только сохранить всё это, но и изменить Родину в лучшую сторону. Он готов в любой момент пожертвовать ради неё чем угодно, даже собственной жизнью.
Диана Анисимова (15 лет, г. Москва).

Любовь к Родине для каждого человека значит свое. Для кого-то, это последнее письмо с фронта, от которого все внутри сжимается и хочется плакать, для кого-то это просторы родных полей и свежесть лесов, для кого-то это двуглавый орел - символ силы и власти. А я считаю, что любовь к Родине соединяет в себе все это и даже больше. Родина начинается с семьи, дома, родного двора, "картинки в букваре" и все это мы любим и храним в своем сердце всю свою жизнь и готовы защищать даже воспоминания об этом. Мое отношение к Родине характеризует известное стихотворение, которое прозвучало в фильме "Брат":
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок!
Речка, небо голубое –
Это все мое, родное.
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Больше мне добавить нечего!

Софья Любова (14 лет, г. Архангельск)

Я считаю, что «Любовь к Родине» - это когда ты готов защитить свою страну.

Родина, ты как мама мне!
Не зря есть ты в моей судьбе.
Родина я люблю тебя!
Родина ты все для меня.
Я в любую минуту пойду защищать тебя.
Родина ты жизнь моя!

Ксюша Гуреева (11, 5 месяца г. Москва)

Выражение «Любовь к Родине» для меня означает, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Гордиться ей и менять ее в лучшую сторону, прежде всего, своим примером. Переживать со своей страной ее тяжёлые периоды и разделять радость побед и достижений. Своей повседневной работой, службой, учёбой способствовать процветанию и развитию своей Родины, созиданию и движению вперёд. Знать и уважать историю и традиции своего народа. Быть добрым и честным, грамотным и уверенным в своих взглядах. С честью и достоинством представлять свою страну и свой народ за ее пределами, это очень актуально для нас как жителей Калининградской области, поскольку ввиду своего географического положения нам чаще приходится бывать в соседних странах Европы нежели в основной части России. Патриотизм и любовь к родному краю дают человеку чувство принадлежности к великой культуре и делают частью истории. Когда любишь свою малую Родину, где бы ты ни был, знаешь, что есть место, где ты счастлив.
Алиса Князева (14 лет, г. Калининград)

Любить Родину -значит быть достойным гражданином своей страны. Своими делами и трудом способствовать процветанию и развитию, созиданию и движению вперед. Уважать историю своего народа. Уважать и почитать старых людей, своих родителей, воспитателей и учителей, быть добрым и честным. Быть грамотным и уверенным в своих взглядах. Любовь к Родине-ощущение счастья.
Полина Дудник (13 лет, г. Темрюк)

Любовь к Родине для меня означает: моя страна в которой я родился, в которой я живу. Я хочу, чтобы в моей стране всегда был мир, что бы было ясное небо над головой. Любовь к родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Но если беда черным крылом накроет родную землю, каждый станет патриотом Отчизны.
Евгений Гречишкин (13 лет, г. Новороссийск)

Любовь к Родине есть в сердце у каждого. Только все мы воспринимаем это по-разному. Кто-то ощущает это довольно остро и глубоко, кто-то же в повседневной рутине не замечает этого. Для меня любовь в Родине – это любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, встретил друзей, шагнул во взрослую жизнь. И где бы ты ни оказался, всегда захочешь вернуться именно туда.
Маргарита Агабекян (13 лет, г. Новороссийск)

Любовь к Родине - это то чувство, которое испытывает человек к Родному краю, в котором был рожден и воспитан. Человек не предаст любимую страну и не покинет, а если и покинет, то будет сожалеть об этом и ждать возвращения в Родной дом. Именно из-за этой любви мы готовы сражаться с врагами и защищать свою землю на которой жили наши мамы и папы. Человек, который живет без чувства родины никогда не будет чем-то жертвовать ради этого Родного места - он просто переедет.
Анна Соколова (13 лет, г. Туапсе).

"Любовь к Родине"- это любовь к людям, которые живут вместе со мною в моей стране, в моем городе, в моем доме. Наверное, так-же чувствуют и люди, живущие в других городах и странах. Мне очень грустно, когда кто-нибудь из моих знакомых переезжают в другой город, потому, что я привыкаю видеть этих людей рядом, дружу с ними, не хочу с ними расставаться. А если бывает необходимость мне уехать, то даже если интересно путешествовать, то потом хочется в свой город к друзьям и родственникам. И когда снова ты видишь-какой прекрасный мой город, наш дом и все близкие тебе люди, чувствуешь радость! Когда я стану взрослым - буду работать вместе с другими людьми на пользу своей страны, а если кто-то нападет на нас, то пойду в военно-морской флот защищать своих родителей, сестер, брата и всех русских людей. Это и есть любовь к Родине.
Андрей Шевченко (12 лет,г. Таганрог)

Продолжение следует....
(следите за обновлением информации на сайте).



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка