Оперные искусства русских композиторов 19 века. Великие композиторы мира

Франц Шуберт писал музыку во время перехода от периода венского классического стиля к романтическому периоду. Его произведения – очень выразительные, эмоциональные, написанные с помощью идиом венского классического стиля. Шуберт только-только перешагнул 30-летний рубеж, когда он умер, но он успел оставить обширное музыкальное наследие для грядущих поколений. Сегодня классическая музыка без произведений Шуберта не представляется возможной. До сих пор неизвестно, почему Шуберт умер – в начале 20 века немецкие врачи были уверены, что он умер от брюшного тифа, болезнь бедных. Сегодня некоторые врачи полагают, что он умер от сифилиса на поздней стадии. Можно утверждать, что Шуберт и сам знал о своей неизлечимой болезни уже в 1823 году. Кроме того, он страдал еще и лихорадкой в последние дни, но сегодня мнение о сифилисе более укрепилось.

Лично мы считаем, что нужно учитывать тот факт, что Шуберт жил в антисанитарных условиях, и что он во время своих последних дней очень мало ел и пил – а это типично для желудочно-кишечных заболеваний.

Фредерик Шопен Интерес, привлекаемый к тому, как и какие композиции писал Шопен, вызывается естественным образом – его творения не только хороши с эстетической точки зрения, но и с точки зрения техничности. Взгляд на ноты, которые писал Шопен, сразу объяснит всю его неординарность - рукописи его произведений кишат перечеркиваниями, вставками и т.д. Редко можно найти несколько вариантов одного произведения, которые были бы идентичны. Ноты, опубликованные «одновременно» в различных странах различаются – даже после того, как произведение было издано, Шопен находил способ исправить его. В целом, Шопен считал, что композиторский труд должен быть творческим, неограниченным ни пределами публикации, ни прочими причинами. Наверное, именно это привело к тому, что музыка Шопена включается в большой перечень, называемый «классическая музыка».

Вольфганг Амадей Моцарт один из самых интересных композиторов, вундеркинд, уникальный ребенок, который проявлял невероятные таланты в музыке. Моцарт уже в 3-4 года неплохо играл на клавесине и придумывал собственные композиции. Многие приписывали ему магические способности – и, по известной истории, его конкурент Сальери, не перенес зависти и отравил Вольфганга. Моцарт обладал совершенным слухом, великолепно чувствовал музыку и с легкостью создавал сложнейшие партитуры. Большинство произведений Моцарт писал для развлечения придворных особ, поэтому они легкие, воздушные, хотя с точки зрения пианиста достаточно серьезные. Пожалуй, Моцарт – это и есть классическая музыка.

Георг Фридрих Гэндель (родился 23 февраля 1685 года в городе Хале, умер 14 апреля 1759 года в Лондоне) был композитором эпохи барокко. Прославился, прежде всего, своими многочисленными операми. К его твочеству относятся примерно 40 опер и 25 ораторий. Гендель оставил композиции во всех музыкальных жанрах, которые существовали в то время. Отец Генделя Георг (1622-1697) был цирюлником и хирургом лютеранского вероисповедания и занимал место придворного хирурга у герцога Вейсенфельса саксонского.



Георг Гендель взял сына с собой, прежде чем ему исполнилось 8 лет, в Вейсенфельс. Таким образом, малыш познакомился с придворными музыкантами и играл в присутствии герцога на органе. Он сразу распознал талант мальчика и серьезно поговорил с отцом, который прислушался его аргументам, хотя он сам не интересовался музыкой.

После возвращения Гендель стал учеником Фридриха Вильгельма Захова, органиста церкви Мадонны. С ним он занимался композицией, учился играть, кроме клавишных инструментов еще на гобое и скрипке. Каждую неделю нужно было сочинять также моттеты. Затем Генделя в возрасте двенадцати лет отправляют ко двору в Берлине, где он производит большое впечатление своими музыкальными способностями. Бранденбургский курфюрст (в последствии прусский король Фридрих I) предлагает послать мальчика в Италию на обучение и определить затем при дворе в Берлине.

В октябре 1712 года Гендель вернулся назад в Лондон, где он провлл остаток своей жизни. Сначала он жил один год у богатого музыкального любителя Барна Элмса, в Суррее. 3 следующих года он жил у Ирла Бурлингтона вблизи Лондона.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Радинге (Raiding), тогда Королевство Венгрии, сегодня - Австрия (Бургенланд). Был одним из самых знаменитых и самых успешных пианистов-виртуозов 19-ого века, а также гениальным композитором. Каждый, кто учился в музыкальной школе, обязательно сталкивался с его фамилией и произведениями. Он родился в первой половине XIX столетия, в октябре. C детства композитор начал писать музыку и давать концерты. Ф. Лист писал этюды, общался с такими композиторами, как Шопен, Сальери и Паганини. Он превратил фортепианные произведения в эстрадные, изменив восприятие фортепиано из камерного, салонного инструмента, в инструмент, рассчитанный на широкую аудиторию. Ференц Лист делал обработки других музыкальных произведений, придавая им новое звучание. Он создавал вариации и фантазии на известные мотивы. Ференц Лист также бывал в России и общался с отечественными композиторами и музыкантами, в частности, с Глинкой.

Он занимался симфоническим творчеством и часто писал пьесы, на исторические или придуманные события. В его произведениях можно найти также образы знаменитых писателей, в частности, Фауста и Мефистофеля.

Ференц Лист сыграл большую роль в развитии музыкального жанра у себя на родине – в Венгрии.

Ф. Лист умер в 1886 году, в возрасте 75 лет. Местом его смерти стал город Байрейт.

Иоганн Себастьян Бах (родился 21 марта 1685 года в Айзенахе, умер 28 июля 1750 в Лейпциге) – немецкий композитор эпохи барокко. Сегодня он считается одним из самых крупных музыкальных творцов всех времен, который существенно повлиял на более позднюю музыку и произведения которого во всём мире исполняются как в оригинале, так и в бесчисленных обработках.

Сразу после своего поступления на церковную службу Бах начал сочинять или переделывать кантаты для соответствующих выступлений. Во время этой систематической работы возникало в течение первых лет в среднем примерно одно произведение в неделю, затем темп замедлялся. В начале 1725 года Бах встретился с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрицем Алиенсом Пикандером, который, наконец, передал текст для произведения “страсти по Матфею“, которое было продемонстрировано впервые в 1727 или 1729 году. В 1729 году Бах перенял управление музыкальной коллегией, основанной Телеманном в 1701 году, которое он возглавлял до 1741 года, вероятно, даже до 1746. Наряду с преподаванием он представлял немецкую и итальянскую инструментальную и вокальную музыку, кроме того, он писал для этого некоторые из его светских кантат, как например, Геркулес на распутье, которое он назвал "Dramma per la Musica" или "Dramma per Musica" и которые являются близкими по структуре опере. В крестьянской и кофейной кантате показано, что он мог писать также и в юмористическом жанре. Последняя, по всей вероятности, была исполнена в "Цимерманском кофейном доме", когда он выступал с концертами с музыкальным коллегиумом.

Людвиг ван Бетховен (родился 16 декабря 1770 года в Бонне, Германия, умер 26 марта 1827 года в Вене), был композитором, венский классик. Он считается композитором, который привел музыку той эпохи к её наивысшему развитию. Людвиг ван Бетховен родился в семье музыканта. Отец Бетховена был поражён маленьким Вольфгангом Моцартом, который выступал как композитор уже в 6 лет и слыл вундеркиндом. С целью, сделать из сына вундеркинда, он начал давать ему уроки игры на фортепьяно. Молодой Бетховен научился играть также на органе и кларнете. Тем не менее, строгое отношение отца препятствовало развитию мальчика, которого поднимали среди ночи из кровати, чтобы продемонстрировать друзьям отца свои способности игры на пианино. Это привело к тому, что Бетховен стал часто уставать в школе и страдать от недостатка концентрации. В 11 лет он вынужден покинуть школу.И в остальном детство Бетховена не было беспроблемным. Отец был алкоголиком, его мать была очень часто больна и из его 6 братьев и сестлр выжили только двое. Да когда и он заболел в 5 лет воспаланием среднего уха, родители этого не заметили, а это считается одной из причин возникшей позже глухоты. В то время как у Бетховена было натянутое и сдержанное отношение к отцу, он очень любил свою мать. Коллеги отца Бетховена в Боннском дворе распознали талант Людвига и позаботились о том, чтобы отец решился, наконец, передать дальнейшее музыкальное образование своего сына в руки других музыкантов. К самым известным покровителям и преподавателям Бетховена в Бонне в течение следующих лет считались Кристиана Готтлоба Нэфе (пианино, орган и композиция) и Франц Антон Рис (скрипка). 9 симфоний, 5 фортепианных концертов, увертюры (Прометей, Кориолан, Элеонора), вокальные произведения, опера Фиделио, произведения для фортепиано, 32 сонаты для пианино, балеты и сценическая музыка, камерная музыка, квартеты, сонаты для виолончели.

Николо Поганини , родившийся 27 октября 1782 года в Генуе, был итальянским скрипачом, гитаристом и композитором. В свол время он был ведущим и самым виртуозным скрипачом. Внешний вид (он был худощавым, имел чёрные, как смола волосы и карие глаза) и его блестящая игровая техника сделали его уже при жизни легендой. Паганини уже в самом раннем детстве получил первое занятие на скрипке, в том числе и от его отца (Антонио Паганини), который принуждал его к регулярным занятиям. Если, по мнению отца, он не был достаточно усердным, маленький Николо не получал никакой еды, также часто имели место побои. Он зарабатывал свои средства к жизни тем, что путешествовал по Италии как скрипач- виртуоз. Между 1805 и 1809 годами у него была стабильная должность у княгини Элизы Бачиотти Люкки, сестры Наполеона. Это было его единственной постоянной должностью. С 1813 года Паганини постоянно был в концертных турах, на которых околдовал своих слушателей "волшебным искусством скрипача". Вена, Лондон, Париж, снова Вена и так бесконца… В Париже в 1833 году он встретился с Гектором Берлиозом, у которого брал уроки композиции. Он умер в 1840 в Ницце во время нахождения на отдыхе.

В· Из его 8 концертов скрипки сегодня остались 6.

В· Сегодня его 24 каприччио принадлежат к стандартному репертуару лучших скрипачей. Они настолько трудные, что удалось лишь через 50 лет после его смерти сыграть их без упрощений.

В· 12 сонат для виолончели и гитары.

В· 6 квартетов для виолончели, скрипки и гитары.

В· 60 этюдов в вариациях для виолончели и гитары.

Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887г., художник Илья Ефимович Репин

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке в 1836 году, после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера.

В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями, и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.

Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.

На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка».

В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины.

Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: Именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович Мусоргский

(1839-1881)

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку».

Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире.

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием.

Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н. К. Рерих

Интересный факт: В конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

4. Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения.

Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории.

Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. А содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)


Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото 1906 г

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.

Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии.

Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Факт о композиторе: Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:

— Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…

Представляем список 10 композиторов, которых Вы должны знать. Про каждого из них можно с уверенностью сказать, что он самый великий композитор, который когда-либо был, хотя на самом деле невозможно, да и нельзя, сравнить музыку, написанную на протяжении нескольких столетий. Однако все эти композиторы выделяются среди своих современников как композиторы, которые сочинили музыку высочайшего уровня и стремились раздвинуть границы классической музыки к новым пределам. Список не содержит какого-либо порядка, вроде значимости или личных предпочтений. Просто 10 великих композиторов, которых Вы должны знать.

Каждого композитора сопровождает достойный цитирования факт его жизни, запомнив который Вы будете похожи на эксперта. А перейдя по ссылке на фамилии, узнаете его полную биографию. И конечно, можно послушать одно из знаменательных произведений каждого мастера.

Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.

Интересный факт.

Свою третью симфонию (1804) Бетховен сначала хотел посвятить Наполеону, композитор был увлечен личностью этого человека, казавшегося многим в начале его правления настоящим героем. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен перечеркнул свое посвящение на титульном листе и написал лишь одно слово - "Героическая".

"Лунная соната" Л.Бетховена, послушать:

2. (1685-1750)

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Интересный факт.

При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений.

Токката и фуга ре-минор И.С.Баха, послушать:

3. (1756-1791)

Великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки.

Интересный факт.

Еще будучи ребенком, Моцарт запомнил и записал Miserere (кат. песнопение на текст 50-го псалма Давида) итальянца Григорио Аллегри, прослушав его только один раз.

"Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарта , послушать:

4. (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX-XX веков, особенно модернизм. Оперы Вагнера потрясают своими грандиозными масштабами и вечными человеческими ценностями.

Интересный факт.

Вагнер принимал участие в неудавшейся революции 1848-1849 годов в Германии и был вынужден скрываться от ареста у Ференца Листа.

"Полет валькирий" из оперы Р.Вагнера "Валькирия", послушать

5. (1840-1893)

Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций (в отличие от Вагнера), а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого.

Интересный факт.

Верди был итальянским националистом и был избран в первый итальянскии парламент в 1860 году, после провозглашения независимости Италии от Австрии.

Увертюра к опере Д.Верди "Травиата", послушать:

7. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)

Русский (американский - после эмиграции) композитор, дирижёр, пианист. Один из самых значимых композиторов двадцатого века. Творчество Стравинского едино на протяжении всей его карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был разным, но оставался стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах, его относят к числу ведущих новаторов ХХ века. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих музыкантов, и не только в классической музыке.

Интересный факт.

Во время Первой мировой войны Римские таможенники конфисковали портрет Стравинского, созданный Пабло Пикассо, когда композитор уезжал из Италии. Портрет был написан в футуристической манере и таможенники приняли эти кружочки и линии за какие-то зашифрованные секретные материалы.

Сюита из балета И.Ф.Стравинского "Жар птица", послушать:

8. Иоганн Штраус (1825-1899)

Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. "Король вальсов", он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. В его музыкальном наследии более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке.

Интересный факт.

Отец Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный музыкант, поэтому "короля вальсов" называют младшим или сыном, его братья Йозеф и Эдуард тоже были известными композиторами.

Вальс И.Штрауса "На прекрасном голубом Дунае" , послушать:

9. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Австрийский композитор, один из выдающихся представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, который повлиял на целое поколение композиторов. Однако наиболее яркий его вклад был в развитие немецких романсов, которых он создал более 600.

Интересный факт.

Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады" (Schubertiads). Какой-то первый фан-клуб!

"Аве Мария" Ф.П.Шуберта , послушать:

В продолжение темы о великих композиторах, которых Вы должны знать, новый материал.

Русская, и как ее продолжение советская и российская композиторская школа, берет свое начало в 18 веке. Один из сколько-нибудь значимых профессиональных композиторов того времени, заслуживающий упоминание в Великой Истории российской музыки стал Д. С. Бортнянский.

Однако, как это часто бывало в истории России, профессиональная русская музыка начиналась подражанием и копированием Запада. В случае с Бортнянским – это «копировка» с музыки Вивальди.

Русский композитор первой половины 19-го века Михаил Глинка (считающийся основоположником русской классической музыки) решил этот вопрос так: в музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор. Он действительно очень удачно и талантливо использовал знакомства в своей музыке русско-народные интонации и мелодии. Его гениальная музыка, по духу – чисто русская, а по форме – европейская.

Слова Глинки «музыку сочиняет народ, я мы ее только оркеструем» подхватили другие композиторы. Идея понравилась и стала постулатом, непреложным правилом, которому стали следовать многие композиторы. Объединенная этой идеей, стала формироваться русская композиторская школа

В историю, как всегда вошли только самые талантливые и гениальные

Список великих русских композиторов

Но. Имя Эпоха Год
1 Романтизма 1861-1906
2 «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
3 классицизма 1745-1777
4 Романтизма-«Могучая кучка» 1833-1887
5 классицизма - Церковная музыка 1751-1825
6 русская народная музыка 1801-1848
7 Романтизма 1799-1862
8 Романтизма-«Могучая кучка» 1865-1936
9 классицизма 1804-1857
10 - 1874/75-1956
11 Романтизма 1864-1956
12 - 1803-1858
13 Романтизма 1813-1869
14 Церковная музыка 1776-1813
15 1859-1935
16 20th-century classical composers 1904-1987
17 русской музыкальной классики 1866-1900/01
18 Романтизма-«Могучая кучка» 1835-1918
19 20th-century classical composers 1855-1914
20 Романтизма 1850-1924
21 Романтизма-«Могучая кучка» 1839-1881
22 Чех по национальности Романтизма? 1839-1916
23 Неоклассицизм 1891-1953
24 Романтизма 1873-1943
25 Романтизма-«Могучая кучка» 1844-1908
26

Второй параграф “Русские композиторы 19 века” реферата по истории , МХК (можно легко оформить как доклад, эссе, контрольную, творческую работу). В нем речь идет о великих русских композиторах Глинке, Даргомыжком и товариществе “Могучая кучка”, в которую входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Материал о Чайковском, третий параграф “Музыкальная культура России начала 20 века” и Заключение смотрите на других страницах. Уникальность текста 80%. Скоро появится полная версия на сайте Автор 24

Михаил Иванович Глинка

Самым ярким представителем, можно сказать основателем, русской композиторской школы первой половины 19 в. века является Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Творчество Глинки является основой русской композиторской школы, его произведения воспринимались современниками как образцовые.

Первые годы жизни Глинки прошли в имении отца в Смоленском крае. Там он полюбил народные песни и сказки. Музыкальное образование он получит в Европе. Глинка сумел осознать особенности русской национальной музыки, и благодаря этому европейские жанры получили в России оригинальную трактовку.

Глубокий след в памяти первого русского композитора оставили события 1812 г., предопределив патриотический характер его творчества. Талант Глинки ярче всего проявилось в двух операх – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы – героико – эпическую оперу и оперу-сказку. Последующее развитие этих жанров связано с постулатами, заложенными Глинкой.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Даргомыжский – младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки вошел как «великий учитель музыкальной правды», смелый новатор. На его творчество сильно повлиял “золотой век” русской литературы, период 30-40 -х гг. 19 в.

Лучшие образцы его творчества написаны на стихи Пушкина и Лермонтова, к примеру, популярные романсы – «Я вас любил» (на стихи Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно”» (на стихи Лермонтова). Они проникнуты глубоким лиризмом, настроением одиночества. Одним из шедевров Даргомыжского является опера «Русалка» (1855 г.).

Опираясь на незаконченную пьесу А. С. Пушкина, композитор сам написал либретто. «Русалка» – первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, – отражение духовного мира героев, их переживаний и характеров.

В 60 -х гг. Даргомыжский получил широкое признание общественности. С большим успехом прошли премьеры его опер, композитор был избран членом комитета Петербургского отделения Русского музыкального общества.

«Могучая кучка»

Во – второй половина 19 века – пореформенное время, происходят существенные сдвиги в общественном развитии. Либеральные реформы находят отражение в системе духовно-эстетических ценностей, литературе и театре, в живописи и музыке. Музыка отразила все многообразие нравственных исканий русской интеллигенции тех лет, воплотила в музыкальных образах навеянные временем идеалы.

Одни мастера идеализировали русскую историю, чистоту народной жизни, другие верили в самосовершенствование личности на основе законов народной этики, иные же стремились воплотить в творчестве некий прообраз народной культуры, рожденной из вечно живого источника – первозданной природы. Вторая половина XIX века – время возникновения товарищества, получившее с легкой руки критика В.В. Стасова, наименование «Могучая кучка».

В него входили русские композиторы М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. «Могучая кучка» – уникальное явление русской музыки. Она оставила след во многих сферах духовной жизни России. В следующих поколениях музыкантов – вплоть до нашего времени – немало прямых последователей Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева. Объединявшие их идеи, их прогрессивные воззрения явились эталоном для передовых деятелей культуры на долгие десятилетия.

Главой «Могучей кучки» являлся Милий Алексеевич Балакирев (1836/37-1910). Он был одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Дирижером Русского музыкального общества, управляющим Придворной певческой капеллы.

Самые ценные его произведения – это «Увертюра на темы трех русских песен»(1858), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.

Среди композиторов «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) был наиболее ярким выразителем в музыке революционно-демократических идей 60х. гг. 19в. Мусоргский смог многосторонне раскрыть в музыке правду жизни русского народа, воссоздать, как сказал В.В.Стасов, «весь океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности».

В своих произведениях Мусоргский выступает бескомпромиссным обличителем общественного неравенства. В 1868 г. композитор приступил к сочинению оперы Женитьба» (по комедии Н. В. Гоголя). Работы осталась незаконченной, но подготовила Мусоргского к написанию оперы «Борис Годунов» (1869 г.), ставшей выдающимся явлением в русской музыке. Эта опера близка по духу революционно-народническим настроениям, которыми жило российское общество в 60-70 гг. 19 века.

Мусоргский – композитор подлинно народный, посвятивший все свое творчество рассказу о жизни, горестях и стремлениях русского народа. Его творчество было настолько уникальным и необычным, что до сих пор оказывает большое воздействие на композиторов разных стран.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – неповторимо самобытный композитор. В музыке во многом продолжал традиции Глинки. В своих работах Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве Бородина встречаются лирические, душевные, полные страстей и нежности образы.

Он является одним из основателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, положившая начало героико – эпическому направлению в русской симфонической музыке. Произведение древнерусской литературы 12 века – “Слово о полку Игореве” вдохновило его на создание оперы «Князь Игорь».

Опера была завершена Римским-Корсаковым в 1890 г. «Князь Игорь» – лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. Музыка оперы во многом опирается на мотивы народных песен – русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены, как русские, так и восточные.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908). Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое положение. Как и все «кучкисты», композитор использовал в творчестве события русской истории, картины народного быта, образы Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу.

Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его работ. (Берендеево царство в «Снегурочке», город Леденец в «Сказке о царе Салтане»). Оригинальность стиля и художественного метода композитора с наибольшей глубиной раскрылись в опере.

15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, композиционных, драматургических и стилистических решений. Среди них – сочинения, тяготеющие к номерной структуре («Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста») и к непрерывному развитию («Моцарт и Сальери», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»); оперы с широкими массовыми сценами («Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Китеж».

Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не так масштабно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному (главным образом, живописному, изобразительному) и жанровому (связанному с народными песнями и танцами) симфонизму.

Римский-Корсаков оставил большое наследие практически во всех жанрах. Его произведения разнообразны по содержанию, но основная черта их – глубокое проникновение в жизнь и быт народа, его думы и чаяния.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка