Занимательный материал на уроках обучения грамоте (из опыта работы). Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках обучения грамоте

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».

А. С. Макаренко.

Главная задача учителей, работающих с первоклашками,— помочь детям усвоить про-граммный материал и в то же время сохра-нить им детство.

Дидактические игры, с одной стороны, спо-собствуют формированию внимания, наблю-дательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидакти-ческую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, трени-руют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учени-ков глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение,облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную актив-ность учащихся, вызывая у них положитель-ные эмоции в процессе учебной деятель-ности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую ра-боту», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Описание дидактических игр.


«Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем сто-ле различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Вы пришли в магазин. Ваши роди-тели заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Вы-бирайте, но будьте внимательны, не бе-рите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой на-чинается, допустим, на звук [м] (мат-решка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м"] (мяч, мишка).

«Животные заблудились».

Заблудились в лесу домашние жи-вотные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внима-тельно слушает и рисует на доске сло-говую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выбе-рутся из леса.

«Рассеянный поэт и доверчивый художник».

Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника

(показывает иллюстра-цию). Он утверждает, что нарисо-вал эту картину к такому стихотво-рению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было на-рисовать? Какие слова спутал худож-ник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в сло-ве сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«От бочки до точки».

Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

«Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нуж-ные картинки со скрепками. Пойман-ную «рыбку» ребенок показывает дру-гим ученикам, которые хлопком отме-чают правильный выбор.

«Телевизор».

На экране телевизора прячется сло-во. На доске или наборном полотне ве-дущий вывешивает картинки на каж-дую букву спрятанного слова по поряд-ку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора откры-вается.

Например: спрятанное слово - ме-сяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии кото-рых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кош-ка, щенок.

Предварительно все слова прогова-риваются.

«Цепочка слов».

Кладется картинка, к ней в виде це-почки прикладывается следующая, изображающая предмет, название ко-торого начинается с того звука, кото-рым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

«Собери цветок».

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные ле-пестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

«Незнайка с кармашками».

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная бук-ва. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

«Найди ошибку».

Детям раздаются карточки с че-тырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начина-ются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сде-ланы ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

«Собери букет».

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ре-бенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розо-вая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, жел-тый, коричневый, фиолетовый, оран-жевый, малиновый и т.д. Ребенок рас-ставляет цветы по вазам. Синий цве-ток должен остаться.

«Речевое лото».

Детям раздаются карты с изображе-нием шести картинок (вместе со слова-ми под картинками). Ребенок опреде-ляет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто пер-вым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

«Буква заблудилась»

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

«Назови букву».

Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук по-дают сигнал (каждый ребенок — участник игры).

«Покажи букву».

Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

«Узнай букву»

Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить уме-ние составлять из букв слова.

«Найди слова в слове».

На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).

Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».

«Математическая грамматика».

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца = (столица)

«Допиши словечко».

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше:

Видно все с высокой (крыши).

Игра «Лишний звук»

Из каждого слова «вынь-те» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получи-лось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Игра «Добавь звук »

До-бавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Игра «Замени и прочитай»

В данных словах замените один согласный звук.

Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

«Лучший грибник»

У учителя две корзины: в одну складываются гри-бы-слова, в которых есть буква, а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Слова: шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

«Лучший капитан»

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова? слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.

«Поставь цветок в вазу»

Поставь цветы-слова в вазы. В одной ва-зе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?

Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.

«Угадай слово»

Вставьте пропущенные буквы и составь-те из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск.мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий (завод).

Здра..ствуй, д..кабръ, курор.. +..ка (ветка).

Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор... (багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка,вет..р +ль (водитель).

Пло.., с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Составил: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов №28»

Тимошенко О.Н.

Курск 2016

В данном пособии представлены разнообразные игры и задания, направленные на формирование знаний, умений и навыков по обучению грамоте. Эти игры помогут развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества ребят.

Пособие можно использовать учителям начальных классов для коллективной и индивидуальной работы в 1 классе.

Введение ………………………………………………………….. 4

Игры со словами.

Слово – звук …………………………………………………………. 6

Слово – цвет …………………………………………………………. 9

Слово – образ …………………………………………………………. 12

Слово – ассоциация ……………………………………………………….. 13

Слово – понятие ……………………………………………………….. 17

Слово – действие ………………………………………………………… 20

Слово – творчество ……………………………………………………….. 21

Список литературы ………………………………………………………… 23

Введение.

Поступив в школу у детей происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Очень хорошо в роли переходной формы от игры к учёбе выступает дидактическая игра, которая органично соединяет обучение с игровой формой его организации.

Сущность игры заключается в том, что в ней для ребёнка важен не результат, а сам процесс. В этом то и «плюс» для нас, учителей, что мы можем программировать и ставить конкретные цели, а ребёнок не заметно для себя, играя, достигать результатов, которых мы и хотим от него добиться.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным интересом, эмоциями, не становятся полезными – это ненужный груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба их не захватывает.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью и т.д.). Нужно только отыскать что-то интересное и увлекательное в русском языке.

Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться. Необходимо сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.

Играя и занимаясь тем, что нравится, дети часто проявляют необычную усидчивость и устойчивое внимание. При систематическом использовании игр на уроках психические процессы (память, внимание) начнут приобретать произвольность, что необходимо для дальнейшего успешного обучения.

Дидактические игры разделены на четыре группы:

фонетические

графические

грамматические

игры, направленные на развитие связной речи.

В этом пособии подобраны игры на развитие связной устной

речи. Цель данного пособия – обеспечить учителей материалом, который поможет обучать детей в игровой форме. Представленные игры способствуют развитию речи, внимания, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных качеств. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой её использует учитель. В начале урока игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, на операционном этапе – с целью активизации учебной деятельности или на этапе закрепления и систематизации новых понятий.

Игра « Восстанови сказку»

Цель : Поможет в развитии логического мышления, фонематического слуха, сосредоточенности.

Оборудование : текст сказки.

Взрослый говорит детям о том, что хотел прочесть им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название. Примеры знакомых сказок:

Жи… -бы…де…и ба… . И бы…у ни… Ку… Ря…

Сне… Ку… яй… не…про…,а зо… . Де… би… би… - не ра… . Ба… би… би… - не ра… ю Мы… бе… хво… мА…, я… упа… и ра… . Де… пла…, ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де…, не пла… ба… . я сне.. ва… я… не зо… , а про…. .

Идё… бы…ка… ,

Взды… на хо… .

Во… до… ко… .

Се… я упа… .

На… Та… гро… пла… .

Уро… в ре… мя… .

Ти… ,Та…, не пла… .

Не у… в ре… мя… .

По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… .

Ста… де… ре… тя… . Тя… - потя… вы… не мо… . По.. де… ба… . Ба… за де.. , де… за ре… . Тя… - потя… , вы… не мо… .

Игра « Зашифрованные песни»

Цель : Научит умению слушать, концентрировать внимание, поможет в развитии фонематического слуха.

Оборудование : образцы текстов.

Взрослый предлагает детям угадать детскую песенку, которая зашифрована на специальном языке. Первая строчка из песенки может быть написана на доске и несколько раз произнесена взрослым.

Например:

Шыр пир ю пяпюжгы

Зэлемъгый гёсрыг,

Фёд гяг, фёд гяг,

Зэлемъгый гёсрыг.

Или:

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Зёфзэн гяг ёкюлэщыг.

Сэромэмъгы ём пир.

Ключ к разгадке следующий:

Звонкие согласные заменены глухими, глухие – звонкими, «л» меняется на «р», «м» на «н», «ч» на «щ», «й» остаётся незаменённой.

Игра «Каламбуры»

Цель: научит слышать слово, сравнивать слова, делать логические выводы.

Оборудование: стихотворные тексты.

Учитель просит детей вслушаться в текст стихотворения и ответить, что необычного в нём.(Тексты стихотворений основаны на игре слов: столкновении в одном тексте различных значений слова или омонимов).

Например:

Вместо рубахи не носите брюк вы ,

Вместо арбуза не просите брюквы ,

Цифру всегда отличите от буквы ,

И различите ли ясень и бук вы ?

Говорили тиграм львы:

Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог ?

Не ходи, как все разини ,

Без подарка ты к Розине ,

Но ей делая визиты ,

Каждый раз букет вези ты .

Такса

Сев в такси спросила такса

За проезд какая такса ?

А водитель:

Денег с такс

Не берём совсем,

Вот так-с.

Игра « Разноцветные слова»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, поможет в развитии образного мышления.

Оборудование : карточки с заданиями.

Взрослый объясняет, что в русском языке есть много слов, которые обозначают цвета. Одни из них связаны с минералами, другие – с плодами, третьи – с цветами. Учитель даёт детям тему: «Животные», «Птицы», «Минералы», «Цветы», и ребята должны назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Можно упростить задание, позволив ученикам соединить стрелочками слова левого и правого столбиков.

Например:

Продукты золотой

стальной

серебрянный

молочный

кремовый

Минералы салатный

кофейный

изумрудный

Плоды рубиновый

бирюзовый

лимонный

абрикосовый

Металлы малиновый

Игра «На вкус и цвет…»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, научит сравнивать и делать логические выводы.

Оборудование : карточки с заданиями.

Учитель раздаёт детям карточки, разделённые на две половины.

Алый

Апельсиновый

Брусничный

Васильковый

Вишнёвый

Жемчужный

Изумрудный

Каштановый

Кирпичный

Лазурный

Молочный

Морской волны

Пурпурный

Пшеничный

Сиреневый

Хаки

Шоколадный

Янтарный

Ярко-зелёный

Светло-синий

Тёмно-оранжевый

Беловатый

Коричневый

Тёмно-красный

Тёмно-голубой

Сине-зелёный

Фиолетово-красный

Золотисто-жёлтый

Светло-лиловый

Коричневато-зелёный

Коричневый

Прозрачно-жёлтый

Беловатый с переливами

Густо-розовый

Оранжевый

Ярко-красный

Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Дети должны отыскать это соответствие.


Игра «Сказки из разноцветных слов»

Цель: поможет в развитии творческого воображения, фантазии, речи.

Оборудование : тексты цветных сказок И. Зиедониса или другие.

Учитель предлагает детям САМИМ сочинить Сказку, используя какой – либо из цветов.

Для начала он читает сказку Иманта Зиедониса «Серая сказка».

Серая сказка.

Я – серый .

Я – серый , как мышонок, как птица, как пепел, как пыль.

Я – серый , но что бы без меня делали яркие краски!

Где я? Повсюду.

Вот растаял снег, обнажилась земля – серо вокруг, скучно. Весна пока что серая . Но вот лопнула серенькая скромная почка – расцвела верба. Разве она была бы так хороша и бела, если б я не был таким серым ?

Вот вылезает из серой земли тюльпан, а вот и ревень высовывает свои красные, как у чёрта, рога. В серых сумерках плывут над лугом белые простыни тумана!

Затем можно предложить детям начало цветных сказок для того, чтобы они могли придумать продолжение.

Например:

«Синий-синий конь в горохе!..»

Продолжите.

«Вчера выпал снег…»

Продолжите.

«Солнце, как яичный желток…»

Продолжите.

Игра «Только весёлые слова»

Цель : Расширит словарный запас, поможет развить наблюдательность и сосредоточенность.

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова, только круглые, только колючие и т.п.

Игра «Автобиография»

Цель: Научит вести рассказ, перевоплощаться, мыслить логически.

Вначале учитель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из детей, который это угадает, пробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например:

« Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю. И становится темно не только в душе…»

«Могу быть толстым и худым. Красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне очень обрадовался…»

Игра «Если бы, да кабы»

Цель : Научит детей умению строить логически завершённое предложение, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Оборудование : карточки для игры.

Учитель предлагает детям закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был(а) кет-то(чем-то), то я бы…, потому что(чтобы)… .

Учитель поясняет: чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком(о чём) идёт речь.

Например:

Если бы я был фруктом, то зелёным и невкусным мандарином, чтобы меня никто не съел.

Если бы я была кузнечиком, то сидела бы в зарослях картофеля и таращила на мир жёлтые глаза.

Игра «Цепочка ассоциаций»

Цель : поможет в развитии ассоциативного мышления, расширит словарный запас.

Игра проводится в кругу. Учитель называет какое-либо слово, допустим «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Игрок, допустим, отвечает: «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать свою ассоциацию на это слово, например «боль» и т.д. Что может получиться?

Мёд пчела боль врач красный крест флаг страна Казахстан Астана и т.д.

Пиктограммы.

Цель: познакомит со словосочетаниями, поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти.

Оборудование : карточки со словосочетаниями по тематике занятия, карандаш, тетрадь.

Во время этой игры учитель использует карточки со словосочетаниями, соответствующие тематике занятия.

Он предлагает детям зарисовывать пиктограммами, простенькими рисунками те словосочетания, которые будет диктовать.

После того как дети выполнят это задание, они должны будут переключиться на какую-либо другую игру, а затем вспомнить те словосочетания, которые они зарисовали. Допустим тема «Осень»

Учитель может продиктовать следующие словосочетания:

золотая осень, прощальный крик, перелётные птицы, холодный ветер.

Игра «Рисунок – ассоциация»

Цель : Поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти, научит сосредоточенности и усидчивости.

Оборудование : карточки с рисунками ассоциациями

Во время этой игры учитель использует карточки с рисунками-пиктограммами и словами – ассоциациями на них. Дети,получив карточку, должны соединить рисунок и слово, объединив их по смыслу на своё усмотрение.

Примерные слова:

    ветер

    радость

    туман

    любовь

    красота

    непогода

    цветение

ветер

шум

красота


С помощью ассоциаций можно запомнить любой стихотворный текст. Учитель диктует текст, а ключевые слова ребёнок зарисовывает в тетради. Затем по опорным словам он вспоминает стихотворение.

Примерное стихотворение для тренировки :

«Когда я взрослым стану» В. Лунин

Когда я взрослым стану

Я всё позволю сыну:

Руками есть сметану,

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване, На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

лица не умывать,

Кричать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я всё позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

Игра «Тайны двойного»

Цель : познакомит с понятием «антонимы», поможет в развитии логического мышления, научит сосредоточенности.

Если ученик уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включиться в эту игру. Если же нет, учитель объясняет, что это такое, и предлагает с помощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

Берём два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т.д.).

Даём ещё одну загадку (берём два слова: гладкий и шероховатый):

Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щётка, наждачная бумага и т.д.).

Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т.д.).

Игра «Слова-мячики»

Цель : расширит словарный запас; закрепит понятия об антонимах, синонимах, омонимах; поможет в развитии внимания и логического мышления; научит сосредоточенности, сдержанности, умению владеть своими эмоциями и др.

Оборудование : мяч.

    Игра «Антонимы – синонимы».

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

Аналогично можно играть:

    с синонимами (весёлый – радостный);

    с омонимами (клуб дыма – клуб собаководов);

    с отглагольными существительными (бег–бежать, стук–стучать);

    со словосочетаниями (красивый – дом, быстро – бежать);

    с животными и их детёнышами (лошадь – жеребёнок) и многим, многим другим.

    Игра «Первый, второй, третий, четвёртый».

Дети стоят в кругу. Учитель передаёт мяч одному из участников игры и просит назвать признак какого-либо явления или предмета. То же самое делают ещё двое участников, а четвёртый игрок должен по трём признакам назвать предмет (явление).

Допустим:

1 –й игрок произносит слово «серебряный»,

2 –й – «лёгкий»,

3 –й – «маленький»,

4 – й называет предмет – «кубок».

Или:

1 –й произносит «далёкий»,

2 –й – «круглый»,

3 –й – «твёрдый»,

4 –й называет предмет – «шар».

Игра «Устный кроссворд»

Цель : обогатит словарный запас, поможет в развитии логического мышления, научит правильно задавать вопросы и давать конкретные ответы и определения словам.

Ведущий загадывает слово, например, «земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Участники игры, чтобы угадать слово, задают примерно такие вопросы Ведущему:

Это та, которая больно кусает?

Нет, это не змея.

Это те, которые водятся в Беловежской пуще?

Нет, это не зубры.

Это то место, где живём все мы?

Да, это земля.

Если же Ведущий не может угадать то, о чём его спрашивают, он должен назвать вторую букву слова.

Игра «Из плохого – в хорошее».

Учитель предлагает детям поиграть в превращения: из плохого сделать хорошее, из злого – доброе, из слабого – сильное и т.д. внимательный

заботливый

добрый

Можно взять любую пару антонимов и пробовать сделать то же самое.

Игра «Восстанови пословицу»

Цель : Познакомит с новыми пословицами, поможет понять смысл народных высказываний, научит строить логически завершённое предложение.

Оборудование : тексты пословиц.

На доске или на карточках в левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Нужно найти начало и окончание пословицы, соединить их в одно целое и объяснить её смысл.

Век живи,

Дарёному коню

Как аукнется,

Любишь кататься,

Не зная броду,

Лес рубят-

Делу время –

Не в свои сани

Поспешишь –

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

а дома лучше.

щепки летят.

век учись.

в зубы не смотрят.

не суйся в воду.

тем больше дров.

так и откликнется.

люби и саночки возить.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Игра «Волшебное слово»

Цель: Поможет в развитии образного мышления, творческого воображения, речи.

Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, стихотворение).

Например:

С - сани

О - облако

Л - лучик

Н - набор

Ц - царевна

Е – енот

На основе этих шести слов дети должны будут сочинить свой рассказ или сказку.

Игра «Сказки наизнанку»

Цель : Научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать.

Учитель предлагает детям в известной сказке поменять главных героев местами, т.е. добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку.

Например:

Волк в сказке «Волк и семеро козлят» добрый, а Коза -злая.

В сказке «Теремок» не медведь рушит Теремок, а Мышка.

Поросята в сказке «Три поросёнка» голодные, злые, а волк трусливый, несчастный.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка - у старика.

Литература:

Исаенко В.П «Игры наших детей»

М.: Культура и спорт, 1996

Калугин М.А. «Развивающие игры для младших школьников»

Академия развития, 1996

Максимук Н.Н « Игры по обучению грамоте и чтению»

М.: «ВАКО» ,2006

Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»

Синицына Е.И «Через игру к совершенству»

М.: «Лист» 1997

ваемым опережающим обучением, которое зачастую превращается в то, что из верхних этажей курса русского языка, из средних классов, спускаются вниз, в начальные классы, некоторые разделы и правила.

Главное при осуществлении пропедевтики в начальных классах – это налаживание постоянных наблюдений конкретного порядка, накопление их и практическое использование в устных и письменных видах речи. Начальные классы должны заложить прочный и надежный фундамент под последующее в среднем и старших звеньях школы теоретическое осмыслениe многих конкретных реалий грамматико-орфографического, орфоэпического и отчасти стилистического порядка.

Уроки обучения грамоте

Чаше всего уроки обучения грамоте в первом классе проводятся раздельно – сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму.

Между тем существует давняя традиция проведения своего рода смешанных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связывалась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного текста, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, звукобуквенным и звукослоговым анализом и т. д. Такого типа уроки практиковались Л. Н. Толстым и его учителями в Яснополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской губернии, которые, как сейчас говорят, курировались автором знаменитых учебников «Азбука», «Новая азбука», «Книги дли чтения». О таких уроках писал К. Д. Ушинский, в наше время их широко применял замечательный педагог и учитель Василий Александрович Сухомлинский и его учителя из Павлышской школы. Как писал автор знаменитой книги «Сердце отдаю детям», «опыт показал, что на первых порах в I классе не должно быть “чистых” уроков чтения, письма, арифметики. Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы. Могучим средством разнообразия труда было рисование, Вот вижу, что чтение начинает утомлять ребят. Говорю: “Откройте, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читали”...» (Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 98).

В наши дни выдающимся мастером интегрированных уроков обучения грамоте является замечательная краснодарская учительница, по праву носящая высокое звание «заслуженный учитель школ России» Евгения Ивановна Бессчасная, ее опыт освещен во многих публикациях в журнале «Начальная школа», заснят на видеокассетах, представлен на семинарах в институтах повышения квалификации учителей многих областей и краев Российской Федерации. Евгения Ивановна часто приводит слова нашего выдающегося методиста Н. Л. Корфа, который утверждал: «Самое бездарное дите может и должно достигнуть сознательного чтения после семи или восьми месяцев обучения в школе, если учитель не бездарен, честен и знает дело» (Корф Н. А. Русская начальная школа. 4-е изд. СПб., 1984. С 120).

Сказанные почти сто пятьдесят лет тому назад эти слова не потеряли своего значения и в наше время. Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей грамоте заложить прочные основы всех последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного русского языка, в развитии и совершенствовании своей

речи и судительных сил (выражение Ф. И. Буслаева).

В наше время существует много разных вариантов систем обучения грамоте. Остановимся на той из них, которая в значительной степени традиционна и рассчита-

на на применение ее в массовой начальной школе. И в традиционной, и в других системах обучения грамоте выделяются три этапа: подготовительный, основной и повторительнообобщающий. Занятия па каждом из этапов организуются и проводятся по преимуществу в форме уроков.

На подготовительном этапе, который имеет две ступени: 1) безбуквенную и 2) пяти гласных букв, – уроки строятся по такому плану:

1. Объявляется тема урока или называется вопрос, который должен быть разрешен в ходе урока. Например: «Сегодня мы вспомним сказки, какие вы знаете, и будем учиться их рассказывать и слушать».

2. Выясняется, кто из учеников какие сказки знает; каким образом узнал сказку: читал кто-то из родителей, старших, слышал в радиопередаче, видел по ТВ.

3. Привлекается внимание детей к иллюстрациям на сказочные сюжеты, помещенным

в азбуке. Предлагается рассказать сказку.

4. Из сказки выделяется какое-либо предложение; выясняется, какая мысль в нем заключена. Лучше всего, если это крылатые выражения:по щучьему велению, по моему хоте-

нию; тянут, потянут, вытянуть не могут и др.

5. Дается первичное представление о предложении и объясняется, как его можно изобразить с помощью линейной схемы:

6. Проводятся словарно-логические упражнения по предметным картинкам в букваре. Для этой цели используются картинки внизу букварной страницы.

На 3-м или 4-м уроке детям дается простейшее представление о слове. Показывается,

кик можно изобразить слово с помощью линейной схемы: Через два урока ученикам объясняется, что такое слог и ударение, и показывается, как

они могут быть изображены на схемах: (лиса, шары, книга). На уроках подготовительного этапа уже на безбуквенной ступени возможны своеоб-

разные диктанты, когда учитель показывает какую-нибудь предметную картинку, дети произносят слово – название предмета и записывают его линейной схемой, обозначают слоги и ударение.

Слова могут быть произнесены и без связи с картинкой: это могут быть отгадки на загадку, которую загадал учитель или кто-то из учеников. Можно записать даже отдельное предложение: учитель отчетливо и неспешно произносит предложение из нескольких слов (3–6), а дети записывают их линейными схемами:

Посадил дед репку. Стоит в поле теремок.

Особое место отводится уроку по усвоению представления о звуке как физическом явлении и звуке речевом.

В букваре рассматриваются картинки, напоминающие детям, когда можно явственно услышать естественные, природные звуки: жужжание осы, шипение воздуха, вырывающегося из мяча или велосипедной шины, рычание собаки и т. п. Отталкиваясь от этих представлений, учителю легче подвести детей к пониманию речевых звуков.

Так начинается введение детей в обучение грамоте. Уроки на буквенной ступени подготовительного этапа усложняются, проводятся по такой схеме:

1. Объяснение темы урока: звук [а] и его буква А/а.

2. Рассматривание предметных картинок и произнесение «исходных» слов – названий изображенных предметов: аист, астра, арбуз...

Литература к разделу

«Азбука» И. Федорова: факсимильное издание. – М., 1974. Амонашвили, Ш. Л. Здравствуйте, дети! / Ш. Л. Амонашвили. – М., 1986.

Вахтеров, В. П. Избр. пед. соч. / В. П. Вахтеров. – М., 1987.

Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1982.

Горецкий, В. Г.

Уроки обучения грамоте /

В. Г. Горецкий,

В. А. Кирюшкин,

А. Ф. Шанько. – М., 1993,

Егоров, Т. П. Очерки психологии обучения детей чтению / Т. П. Егоров. – М., 1953.

Жедек, П. С. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте /

П. С. Жедек // Начальная школа. – 1991. – № 8.

Жедек, П. С. Методика обучения письму / П. С. Жедек // Русский язык в начальных

классах. Теория и практика / под ред, М. С. Соловейчик. – М., 1997.

От «Азбуки» И. Федорова до современного букваря. – М., 1974.

Редозубов, С. П.

Методика обучения чтению

и письму в

начальной школе /

С. П. Редозубов. – М., 1961.

Толстой, Л. Н. Пед.соч. / Л. Н. Толстой. – М., 1953.

Тумим, Г. Г. Обучение грамоте: Исторический обзор / Г. Г. Тумим // На уроках родного языка. – Пг., 1917.

Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. – М., 1976.

Задания дня самостоятельной работы

1. Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах (включая современных авторов В. Г. Горецкого, Н. В. Нечаеву, В. Левина, В. Репкнна, Д. Б. Эльконина и др.).

2. Объясните механизмы чтения ребенка на разных этапах овладения чтением.

3. Укажите главные особенности методики обучения грамоте в системах Л. Н. Толстого, И. Н. Шапоникова, Д. Б. Эльконина.

4. Как и для чего нужно классифицировать методы обучения грамоте?

5. Определите роль слога в методике обучения грамоте.

6. В чем суть позиционного принципа чтения?

7. Каковы механизмы и методы обучения письму?

8. Составьте схему (порядок) анализа букваря. По этой схеме проанализируйте основные современные буквари (В. Левина, Д. Б. Эльконнна, Л. Ф. Клименовой, В. Г. Горецкого и др., Н. В. Нечаевой). Какой из ныне действующих букварей вы предпочитаете? Почему?

«Сколько звуков в слове?»

Цель: развивать фонематический слух

Учитель читает стихи С.Я. Маршака:

Дама сдавала багаж:

Картонку

И маленькую собачонку.

Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учитель обращается к каждому из них с вопросом: сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе.

«Найди картинке ее домик»

Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.

Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.

Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

«Найди лишнюю букву»

Цель: закрепить знания детей об изученных буквах, учить классифицировать их проводя анализ внешнего вида буквы.

Игра интересна тем, что позволяет детям по предложению педагога проводить классификацию букв по самостоятельно найденному основанию. Но для этого дети должны провести тщательный анализ внешнего вида букв и определить, чем похожи две от них и чем отличается третья буква. Победителем игры может стать тот, кто предложит большее число адекватных вариантов выделения «лишней» буквы.

· ТПХ и т.д.

«Правильно – неправильно»

Цель: учить узнавать буквы, анализируя их внешний вид.

Для игры потребуется комплект карточек-букв выполненных печатным шрифтом в правильном и неправильном (перевернутом или зеркальном) исполнении.

Между участниками игры может быть устроено командное или индивидуальное первенство, в ходе которого определяется, кто же правильнее и быстрее всех разделит карточки на группы – с правильно и неправильно написанными буквами.

«Прописная и печатная»

Цель: закреплять знания о печатных и прописных буквах.

В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и печатных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти для каждой печатной буквы ее прописной вариант.

«Заглавная или строчная»

Цель: учить соотносить заглавные и строчные буквы.

В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.



«Построим дом»

Цель: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове.

Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.

«Магазин»

Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.

В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с]

«Перекличка»

Цель: учить слышать звук и находить его место в слове.

Педагог называет вперемежку разные звуки – гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

«Полубуковка»

Цель: закрепить знания о графическом виде буквы.

Учитель медленно показывает из-за ширмы букву, начиная с ее верней части, нижняя часть буквы остается закрытой. Дети должны мысленно дорисовать контур буквы по памяти и узнать ее. После того, как буква будет названа, педагог показывает ее целиком.

«Абвгдейка»

Цель: закреплять знания о твердых и мягких звуках.

Для игры заготавливаются 33 карточки со всеми буквами алфавита. (Желательно расположить на карточках по две картинки. Если это согласная буква, обозначающая два звука, то название предмета на одной картинке должно начинаться с мягкого согласного, а другого – с твердого согласного. Например, на карточке с буквой М с одной стороны нарисован мишка, с другой – мышка. Буквы Ъ, Ь, Ы печатаются без картинок.)



Каждая карточка разрезается посередине.

Вариант 1.

Учитель оставляет себе карточки с изображением правой половины буквы, а карточки с изображением левой половины буквы раздает детям. Правую половину буквы показывает детям. Тот, у кого находится левая половина, выходит, складывает букву и называет ее.

Вариант 2.

Детям раздаются карточки, с которыми они расходятся по классу. По сигналу учителя «Все в пары!» каждый ученик ищет товарища с парной карточкой.

«Сколько и какие?»

Цель: закреплять знания учащихся о графическом виде букв.

Педагог обращается к детям:

Класс делится на две команды. Команда «воробьев» составляет буквы из трех палочек (А, П, Н, Ч, И, К,С), команда «скворцов» - из двух (Г, Т, Х, Л, У). Побеждает команда, которая быстро и правильно составит все возможные буквы.

«Телеграф»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Основным игровым действием является отхлопывание в ладоши количества слогов в слове. Сначала учитель называет слова, а дети отхлопывают количество слогов.

«Живые слоги»

Цель: закрепить знания о слогах.

К доске вызываются 10 человек, которые строятся в две шеренги. Левой пятерке даются согласные буквы, правой – гласные. По сигналу учителя дети сходятся попарно, поднимая вверх буквы. Сидящие за партами ученики хором читают получившийся слог.

«Договори слово»

Цель6 вырабатывать навык деления слова на слоги, научить выделять закрытый слог.

ши__на вет___ка

ти__на сум__ка

лод__ка шу__ка

«Цепочки слов»

Учитель выкладывает на наборном полотне какое-либо слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время педагог меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать слово и сказать, что изменилось.

Вариант. Учитель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает превратить его в новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова «май» в соответствии с правилами игры можно получить слова: май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша – кашка – кошка и т.д. освоив трехзвуковые слова, школьники переходят к четырех- и пятизвуковыми словами.

«Лишнее слово»

Цель: учить классифицировать слова по одному общему признаку и назвать его.

На фланелеграф вывешиваются ряды слов (в каждой строке 4 слова, из которых три можно по различным причинам объединить в одну группу и дать одно название, а одно слово к этой группе не относится).

Перевернем лишнее слово, появится только его первая буква. По первым буквам лишних слов можно будет прочитать слово.

Ученики делятся на две команды. Строятся в шеренги. Выполняя упражнения эстафеты, выполняют задание на фланелеграфе.

Побеждает та команда, которая первой прочитает зашифрованное слово.

Задание для первой команды:

1. Рубашка, брюки, майка, ботинки.

2. Тюльпан, роза, ландыш, ель.

3. Дуб, клен, береза, ромашка.

4. Муха, бабочка, стрекоза, енот.

5. Книга, журнал, газета, глаза.

6. Класс, доска, школа, имя.

7. Виноград, яблоко, груша, торт.

8. Иванов, Петров, Сидоров, Елена.

Ответ: БЕРЕГИТЕ

Задание для второй команды:

1. Пляж, песок, солнце, зима.

2. Лес, трава, ёлки, дом.

3. Гусь, утка, курица, окунь.

4. Вилка, нож, ложка, расческа.

5. Туфли, сапоги, валенки, очки.

6. Весло, карандаш, кисть, ручка.

7. Сказка, стихи, песня, ь.

8. Зима, лето, осень, Европа.

9. Ответ: ЗДОРОВЬЕ

«Сколько звуков в слове?»

Цель: закреплять умение определять количество букв и звуков в словах.

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово (открыть запись слова на доске).

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж (слово записано на доске).

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

«Какой звук новый появился?»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

сон-стон каска – краска ролик-кролик

сок-сток салка – скалка тучка – штучка

сук – стук кошка – крошка кот - крот

«Большая буква»

Цель: повторить правила написания имен собственных, названий рек, городов, кличек животных.

Если названные мною слова надо писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте.

Барсик, котенок, город, Воронеж, Никита, река, Волга, собака, Дружок, воробей, урок.

«Мягкий знак»

Цель: повторить изученные правила о мягком знаке.

Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного – рывки руками.

Царь, льдина, волчьи, варенье, радость, соловьи, тьма, здоровье, лень, соль.

Учителя начальных классов, как известно, отличаются особой изобретательностью. Им удается даже самые непростые научные истины воплотить в занимательные, игровые, но тем не менее содержательные формы.

Учитель развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова М.ОБОЖИНА предлагает свои дидактические игры по обучению грамоте. Материал соответствует программному содержанию первых двух разделов "Букваря" В.В. Репкина и др.

Формирование первоначальных представлений в слове

1. Сорви нужный листочек

Учитель называет слова. Ученики выбирают нужную модель, или называют номер листочка.

Слово, называющее предмет.

Слово, называющее действие.

Слово, называющее признак.

Слова для предъявления: яблоко, слива, спелый, цветок, сорвать, красный, упали, круглые, висят и т.п.

2. Кто в домике живет?

На доске – три домика, на каждом нарисован свой знак.

У детей – три фишки.

Учитель называет три слова. Ребенок, работающий у доски, указывает на соответствующие домики. Остальные дети показывают фишки с места.

Слова для предъявления: гном, поет, веселый; щенок, маленький, лает; черный, пробежал, кот и т.п.

3. Да, нет (выборочный слуховой диктант)

Учитель произносит слова к первой модели: кукла, большая, ложка, ходит и т.п. Дети показывают знаки согласия или несогласия.

Аналогично организуется работа по второй и третьей моделям.

4. Найди дорогу

Предлагается высказывание:

У дороги сидит лохматая собака. Ученики соединяют модели стрелочками в нужной последовательности.

П р и м е ч а н и е: стрелочки отражают только последовательность слов в высказывании.

5. Живые слова

У доски пять учеников. Каждый из них держит одну из фишек:

Шестой ученик – водящий. Учитель произносит высказывание: За новой партой сидят ученики; На ветке сидит маленькая птица и т.п. Задача водящего – составить живое высказывание, то есть расставить детей в нужном порядке.

6. Найди лишнего!

На доске неправильно составленная модель высказывания. Детям предлагается найти лишнее слово.

Коза пасется на лугу.

Задание может быть с противоположной задачей: найти недостающее слово в модели.

7. Укрась высказывание

Учитель произносит высказывание: Девочка поет песню.

Учитель показывает место, где дети должны вставить слово-признак.

Маленькая девочка поет песню.

Маленькая девочка поет веселую песню.

При выполнении задания дети могут составить модели новых высказываний.

8. Закончи высказывание

Детям предлагается закончить высказывание.

Книга лежит на... .

Человек находится в... .

Мы играли на... .

Дети пошли утром... .

9. Куда спрятался?

Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).

10. Найди слово-"помощник"

Учитель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).

Лена едет в трамвае.

На ветке сидят снегири.

Над лесом летит самолет.

Ира спряталась в шкаф.

Андрей вышел из класса.

11. Вылечи высказывание

В а р и а н т 1

Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

Гнезде пищат птенцы.

Платок лежит... кармане.

Вазу поставили... стол.

Чайник кипит... плите.

Рыба живет... реке.

Задание сопровождается составлением моделей высказываний.

В а р и а н т 2

Исправьте ошибки устно.

В стене висит портрет.

Суп варят на кастрюле.

Молоко налили на чашку.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.

Дети пошли на лес.

Из дерева опадают листья.

Ира пришла с магазина.

12. Вставь слово

Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.

в... лесу

под... деревом

на... улице

Можно попросить детей дополнить высказывания.

У... дуба засохли ветки.

У Алеши поднялась... температура.

Лодка отплыла от... берега.

13. Помоги другу

Учитель произносит высказывание и просит детей указать соответствующую модель, если такая есть.

Например: Зайчик бежит по дорожке.

Звуковой анализ

1. Наоборот

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)

Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.

2. Нужный работник

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.

книга гора сумка
бокс гуси пес

веник пол
свет клумба

3. Разложи по кирпичикам дом (звуковой анализ)

Учитель предлагает высказывание, с которым дети должны работать в такой последовательности:

  • составление схемы целого предложения;
  • составление слоговых моделей под моделями слов;
  • выделение гласных звуков точками.

Дом стоит на горе.

4. Соотнеси слово

Учитель предлагает соотнести слово с домиком, обозначающим первый звук в этом слове (согласные звуки).

Слова дети подбирают сами.

– твердый, звонкий согласный звук.

– мягкий, глухой согласный звук.

5. Хор гласных (звуки гласных)

Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Мышата гуляли

– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]

– [ы] – [а"] – [а] – [у] – [а"] – [и]

6. Ритмический рисунок

Дети составляют ритмический рисунок слов (слоговая модель с ударением).

При озвучивании модели дети хлопками выделяют ударения.

7. Какое слово длиннее

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив звуковую модель.

Слова для предъявления: час, минута, ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка