Мышление. Общее понятие о мышлении

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки: «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой» (И. П. Павлов).Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. «Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определенной у каждого из них физиологической ролью. Вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи» (И. П. Павлов).

Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление,- говорил И. П. Павлов,- …ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».

Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.

Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры . Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями.

Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе.

Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы.

Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий.
Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).
И. П. Павлов писал, что «кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление...».
В отличие от ощущений, восприятий и памяти, второсигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями.
В процессах мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и «высшее приспособление человека - наука» (Павлов).
Но вторая сигнальная система опирается на первую. Если же слова лишены для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами действительности.
Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.



Социальная природа мышления

Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.
Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.
Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.
Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.
Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.
Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

Мыслительные операции

В процессе мыслительной деятельности у людей выработались определенные приемы, или операции, мышления. Рассмотрим некоторые из них.
Анализ и синтез. Когда мы изучаем какой-нибудь предмет, то нередко (в особенности если предмет сложный) расчленяем его на части и затем рассматриваем каждую из них отдельно. Как знакомят младших школьников с растением? Предлагают выделить его части: ствол, ветви, листья, корни. И затем уже определяют назначение каждой из этих частей.
Но в процессе умственной работы человеку приходится делать и обратную мыслительную операцию: отдельные части или элементы предмета соединять вместе. Так, нельзя получить представления о растении, если мысленно не объединить его отдельные части (ствол, листья, ветки, корни) в одно целое. Прием объединения отдельных элементов или частей в целое называется синтезом.
Анализ и синтез - важнейшие мыслительные приемы. Многие процессы мышления включают их. Умственная деятельность человека есть, как говорил академик Павлов, деятельность аналитико-синтетическая.
Мысленный анализ и синтез возникли у человека в результате практических действий с предметами. «Уже разбивание ореха,- писал Энгельс,- есть начало анализа». Анализ и синтез применяются и в самых простых умственных операциях, и в очень сложных мыслительных процессах, связанных с творчеством.
Сравнение. Мысленное выделение (анализ) отдельных качеств предметов, а также объединение (синтез) отдельных элементов в целое дают возможность сравнивать друг с другом предметы и явления. Сравнение имеет большое значение в процессах мышления. К. Д. Ушинский считал, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления, что все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.
Сравнивать предметы и явления можно по одному какому-нибудь признаку или по целому ряду признаков и свойств; так, климат двух стран можно сравнить друг с другом по средней годовой температуре, а можно и по количеству выпадающих осадков, по устойчивости погоды, по преобладающим ветрам, по влиянию на здоровье жителей и т. п.
Абстракция и конкретизация. В процессе мышления нередко приходится отвлекаться от ряда признаков предмета или от самих предметов, выделивкакой-то один признак или свойство. Так мы можем говорить о зеленом цвете как о цвете благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, которые окрашены в зеленый цвет. Или, допустим, мы говорим: «сила - важное качество», но не поясняем конкретно, о какой силе идет речь: человека, животного, машины, о силе земного притяжения и т. п. В обоих случаях мы отвлеклись от целого ряда предметов, обладающих данными свойствами, и говорим о свойстве вообще. Мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение одного, нужного для нас, называется абстракцией. Но если мы указываем на определенный предмет или подчеркиваем конкретный признак этого предмета, то здесь происходит процесс так называемой конкретизации. Мы говорим, например, о зеленом цвете обоев в комнате или высказываем мысль о том, что наш товарищ обладает большой физической силой. В том и другом случае мы имеем дело с конкретными понятиями, хотя они и выражены теми же словами, как и приведенные выше абстрактные понятия («цвет», «сила»).
Обобщение. Понятия образуются у человека в результате процесса обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений, имеющих общие свойства. Обобщения будут правильными, когда предметы и явления объединяются по существенному признаку. Так, мыслить понятие «металл» - это значит выделить общие признаки, которыми обладают железо, сталь, чугун, медь и др., и объединить их в одном обобщающем слове - «металл». Но не всегда в основу обобщения берется существенный признак. Иногда объединение происходит по случайным признакам. Такие ошибки часто допускают дети.
К обобщению прибегает писатель, беря некоторые черты у отдельных людей и объединяя в одном лице, создавая таким путём типический образ литературного героя. А. М. Горький говорил о том, что необходимо очень хорошо присмотреться к сотне людей какого-либо класса для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одного его представителя.

Основные формы мышления

Думая о чем-либо, мы всегда оперируем понятиями. Понятие - это мысль о предмете или явлении, отражающая общие и притом существенные его свойства. Если я вижу вещь, которая состоит из доски, опирающейся на четыре ножки, и понимаю, каково назначение этого предмета, то у меня возникает понятие «стол». Отдельные конкретные признаки в понятии могут не учитываться, как например цвет стола, размеры его, наличие или отсутствие ящиков.
Понятие отличается от представления, которое является образом предмета. Когда я представляю дом, в котором живу, я мысленно вижу именно этот дом, со всеми его особенностями (новый, из серых кирпичей, пятиэтажный). Когда же я мыслю: «Дом - жилище человека», я не имею в виду какой-либо определенный дом, а пользуюсь понятием, обобщающим любые дома. Поэтому понятие шире, чем представление. В понятиях мы можем выразить го, что невозможно представить в наглядном образе. Так, нам не удается мысленно увидеть геометрическую фигуру, имеющую тысячу углов, но понятие «тысячеугольник» имеется, и мы знаем, что практически такая фигура может существовать.
Понятия выражаются словами. Однако нельзя считать, что понятие и слово тождественны. Во-первых, одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Например, слова «самолет», «аэроплан» обозначают один и тот же предмет. Во-вторых, одно и то же слово иногда выражает разные понятия. Так, словом «коса» называют заплетенные волосы женщины и орудие для кошения травы, а в географии - полуостров в виде узкой полосы земли, отмели. Наконец, на разных языках одно и то же понятие обозначается различными словами (по-русски - стол, по-английски - the table, по-немецки - der Tisch и т. д.).
Мысли о предметах и явлениях, о связях и отношениях между ними мы выражаем в форме суждений, например: «На улице идет дождь»; «Ученик не решил задачу».
Суждение - это форма мышления, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо. В суждениях нередко раскрывается содержание понятий: «Психология - наука о законах психической жизни человека». В этом суждении раскрывается содержание понятия «психология».
На основе одного или нескольких суждений нередко делается какой-либо вывод. Например, мы высказали два суждения: «В V классе - все пионеры»; «Иванов - ученик V класса этой школы». Исходя из первого и второго суждений, мы высказываем третье суждение: «Следовательно, Иванов - пионер».
Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением. Примером умозаключений могут служить доказательства теорем по геометрии.
Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение, или, как его обычно называют, индукция,- это способ рассуждения, при котором на основе ряда отдельных фактов (выраженных в частных суждениях) делается вывод, высказывается общее суждение. Например, установив, что один, другой, третий и т. д. предметы, опущенные в воду, становятся в ней на столько-то легче, делается вывод о том, что всякое тело, погруженное в воду, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода (закон Архимеда).
Дедуктивное умозаключение, или, как говорят, дедукция,- это способ рассуждения, при котором от общих положений идут к частным выводам. Так, зная, что все тела при нагревании расширяются, можно сделать вывод, что и железные рельсы в жаркое время несколько удлиняются. Оба вида рассуждений (и индуктивное и дедуктивное) помогают человеку расширять свои знания об окружающем мире.
Процесс мышления, в котором умозаключения строго основываются на правильных суждениях, называется логическим мышлением, а наука о формах и законах правильного мышления называется логикой. Особенностью логического мышления являются логичность выводов, их строгая аргументация. При логическом мышлении рассматриваемые явления получают убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и следствия. Путем логического мышления вскрываются связи и отношения между понятиями. Эти связи и отношения выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть.
Ярким примером строго логического мышления могут служить доказательства теорем в геометрии и другие математические выводы, где все последующее основано на предыдущих положениях, одно неизбежно вытекает из другого.

Понимание

Одной из целей мыслительной деятельности человека является понимание сущности какого-либо предмета, явления или мысли, высказанной другими.
В одних случаях понимание сводится к уяснению того, что представляет собой предмет, который перед нами. Так, биолог поймет, какой вид растения он нашел в иоле, включив это растение в соответствующий класс (или вид).
В других случаях понимание заключается в том, что находится причина какого-либо факта, устанавливается связь между явлениями и т. п. Например, механику удается понять, почему машина перестала работать.
Большое значение в умственной работе имеет понимание речи (как устной, так и письменной). Понимание сводится прежде всего к тому, чтобы за словами и фразами чужого сообщения у слушателя или читателя возникали соответствующие представления предметов или явлений, устанавливались связи нового с уже знакомым и понятным.
Так, понимание фразы на иностранном языке наступает тогда, когда человеку известно, что обозначает каждое слово в ней, и, кроме того, уясняется связь между словами в данном предложении.
Огромное значение для понимания имеют знания, прежний опыт, так как, обладая им, оказывается возможным соотнести новое со старым, непонятное с понятным, незнакомое с тем, что уже известно человеку.

Общее понятие о мышлении. Физиологические основы мышления. Виды, операции и формы мышления. Теоретические подходы к проблеме развития мышления.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности .

Признаки мышления:

- обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

- опосредованное познание объективной реальности. Человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

Мышление всегда связано с решением той или иной задачи , возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить.

- неразрывная связь с речью - мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. речь является орудием мышления .

Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов . Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления . Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса. Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи . Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. Мышление - это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Виды Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое . При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное .

Понятийное мышление - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Мышление - Высший познавательный и регулятивный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора. Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки: «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой» (И. П. Павлов).Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. «Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определенной у каждого из них физиологической ролью. Вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи» (И. П. Павлов). Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление,- говорил И. П. Павлов,- ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли». Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы. В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры . Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями. Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы. Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.

Виды и формы мышления . Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое. При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений. Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Мыслительные операции. Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвле­чении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция - отвлечен­ное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущест­венных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью вы­явления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отно­шения в некотором многообразии предметов и явлений, системати­зировать их и тем самым построить определенную классификацию Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. –систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Одной из задач теоретического мышления является опре­деление способа выведения частных проявлений системного объ­екта из его всеобщего (существенного) основания, из определён­ного исходного отношения в системе.

Соотношение мышления и речи. Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, - это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.Но слово - это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже неотносится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление - речевым.Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в своюочередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.

Мышление является высшей формой отражения мира. Это процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности; активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи (достижения цели). Мышление возникает при наличии соответствующего мотива. Как отмечалось выше, умственная деятельность в значительной мере опосредуется речевой функцией (внутренняя речь). Согласно данным нейрофизиологических и нейропсихологических исследований, наглядно-образное или предметно-пространственное мышление обусловливается преимущественно структурами правого полушария большого мозга, а абстрактное, словесно-логическое - левой. Нарушения мышления, интеллектуальной деятельности наблюдается в целом при повреждении теменно-затылочных и височных отделов левого полушария большого мозга лобных долей.
Сознание - специфическая форма отражения деятельности и целенаправленного регулирования взаимоотношений человека с окружающим миром. Она формируется только при общественной жизни. Сознание определяется также как знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано другим людям, стать достоянием других членов общества. Она объединяет все то, что может быть сообщено или сообщается, передается другим людям. В формировании сознания решающую роль играет деятельность языковых структур мозга. Как отмечалось выше, для осознания нужен некоторый уровень активности высших отделов ЦНС, который главным образом поддерживается восходящей активизирующего системой головного мозга (ретикулярная формация мозгового ствола, неспецифические ядра таламуса, гипоталамо-лимбических структуры).
Наряду с сознанием психическая деятельность человека включает в себя подсознание Термин «подсознание» (вместо «бессознательное») используется для обозначения неосознаваемого психического, неразрывно связанного с сознанием. К этой группе психических явлений относится все то, что было осознанным или может стать осознанным при определенных условиях, например, глубоко и прочно усвоенные человеком социальные нормы («голос совести», «чувство долга», «зов сердца» и др.), прочно автоматизированные навыки (например, двигательные навыки шофера, спортсмена, пианиста и др.)., появление интуиции, основанной только на ранее приобретенном жизненном или профессиональном опыте. Так, опытный врач интуитивно (подсознательно) ставит правильный диагноз, потому что его мозг хранит следы (энграммы) ряда симптомов, типичных для данного заболевания (характерная поза, мимика, цвет кожи, окраска склер и т.д.). Специфическими проявлениями деятельности подсознания является активизация творческих возможностей человека в состоянии глубокого гипноза, гипнопедия (обучение во время сна, то есть без участия сознания), а также, очевидно, и механизм сновидений как разновидности поисковой активности. О подсознательные проявления психической деятельности человека свидетельствует также возможность выработки условных рефлексов в ответ на неосязаемые (подпороговые) звуковые раздражения.
Разновидностью бессознательного психического также сверхсознание (суперсвидомисть). В сферу сверхсознательного относятся первичные этапы всякого творчества (возникновение новых идей, смелых гипотез, оригинального замысла, творческих замыслов), возникающие на почве следов, полученных извне впечатлений (без сознательного волевого усилия, преждевременного вмешательства сознания и т.д.). Сверхсознание играет важную роль и в происхождении различных предрассудков, мифов и др..
Патологически измененная взаимодействие сознания с под-сверхсознанием может проявиться в виде бреда, галлюцинаций, возникающих под воздействием некоторых психотропных веществ (ЛСД, галоперидол и др.)..
Таким образом, психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка