Глиняные фигурки акамбаро. Статуэтки из акамбаро Динозавры из акамбаро

Есть на Земле такие города, которые ассоциируются не с местными достопримечательностями и своей древней историей, а необычными находками и долгими неутихающими спорами между учеными. Одним из таких мест является город Акамбаро.

Неудобные фигурки Акамбаро или потрясающая правда

Акамбаро уже давно перестал быть простым непримечательным городом в центре Мексики. Слава его началась в 1944 году, когда никому неизвестный торговец скобяными изделиями Вольдемар Джульсруд случайно не нашел там странную глиняную фигурку, напоминающую динозавра. И простояла бы фигурка где-то на полке, не будь Джульсруд увлечен археологией.


На этом он останавливаться не стал и бросил все свои финансовые и физические возможности, чтобы доказать миру необычность своей находки.


Бывший археолог неплохо знал историю Мексики и сразу понял, что фигуркам, по меньшей мере, не одна тысяча лет. Джульсруд сначала нанимает местного крестьянина для раскопок, а потом и сам скупает все найденные горожанами статуэтки. Собрав достаточно средств, он начинает собственное исследование. Находки говорили о том, что их создатели знали не меньше об окружающем мире, чем знаем сейчас мы. Также возникло сомнение в том, что динозавры и люди жили в разные эпохи. Все говорило об их единовременном сосуществовании. Многие фигурки изображали одомашненных рептилий.


Разумеется, все научное сообщество не могло не отреагировать на подобную находку и последующие статьи Джульсруда в научных журналах. Однако большая часть ученых отнеслась к трудам скептически. Никто не хотел верить в истинность открытия. И не удивительно – эта находка полностью рушит все ранее признанные представления об эволюции. На сторону археолога встало местное правительство.


Власти провели тщательное расследование и объявили о том, что, по меньшей мере, за последние сто лет никто в городе не занимался гончарным делом, и станков для обжига статуэток в городе не было. А именно посредством обжига эти фигурки были сделаны. Даже изотопное исследование в 1962 году, показавшее на то, что фигуркам больше 1000 лет, не сделало научный мир более лояльным к Джульсруду. Впоследствии эти данные признались, как ошибочные.


Необычная находка в Южной Америке

Вся коллекция статуэток насчитывает около 35 тысяч образцов размером от 5 сантиметров до 1,5 метров в длину. В 2000 году в городе основали музей Вольдемара Джульсруда, который может посетить любой желающий. Местные жители утверждают, что прямо под городом есть некая лестница, ведущая вглубь холма Эль Торо. Но особо распространяться они об этом не любят, опасаясь наплыва исследователей, работа которых может помешать привычной жизни горожан.


Все эти находки и споры еще раз доказывают существование древних цивилизаций. Город находится сравнительно недалеко от штатов, когда-то населенных майя. Именно в Мексике были найдены артефакты, свидетельствовавшие о быте ацтеков. А находки в западной части Южной Америки многое рассказывают о цивилизации инков. Уже только эти факты говорят о том, что о подделке не может быть и речи и новыми находками стоит всерьез заинтересоваться. Именно этим в данный момент занимаются наши археологи во главе с ученым Андреем Скляровым. Возможно, в скором времени нам придется поменять свои представления о развитии эволюции на Земле.

К.БУРАКОВСКАЯ

Эта история началась в первой половине ХХ в. и ее главный герой – Вальдемар Джульсруд. Этот человек был выходцем из Германии, перебравшимся в далекую Мексику в конце XIX в.

Вот как об этом пишет в своей книге Г.А.Сидоров:

“Он поселился в небольшом городишке Акамбаро, что в 300 км к северу от Мехико. Там он завел свой бизнес – торговлю скобяными изделиями, приносящий ему вполне приличный доход. А на досуге Джульсруд увлекался археологией. В начале 20-х гг. XX в. (1923 г.) вместе с падре Мартинесом он обнаружил под землей памятники культуры Чупикауро в восьми милях от холма Эль-Торо. (Позже культура Чупикауро была датирована периодом 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)

Вальдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях, и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль-Торо не могут быть отнесены ни к одной известной на то время культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Но самое интересное началось в июле 1944 г. Не будучи профессиональным ученым, он поступил поначалу очень просто – нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду.

Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сын Вальдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук Карлос II. В конце концов коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов – по одним данным, их было 33,5 тыс., по другим – 37 тыс.!”

Коллекцию составили три основные категории артефактов: наиболее многочисленными были статуэтки из различных видов глины, выполненных в технике ручной лепки и обожженных методом открытого обжига. Ко второй категории относились каменные скульптуры. Самым примечательным было то, что во всей коллекции не было ни одной похожей фигурки. Размеры их варьируются от десяти сантиметров до одного метра в высоту и полутора в длину.

Кроме них, в коллекции присутствовали маски, музыкальные инструменты, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода. При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном (!) виде занимала двенадцать комнат его дома.

Кроме этого в коллекции Джульсруда было множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества: европеоидов, монголоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и пр. Но сенсацией века его коллекцию сделало не количество и не разнообразие экспонатов, все было гораздо любопытнее.

Примерно 2600 статуэток представляли собой изображения динозавров. Причем разнообразие видов динозавров вызывает подлинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: плезиозавр, игуанодон, тираннозавр, бронтозавр, анкилозавр, птеранодон, птеродактиль и т.д. Есть внушительное число зверей, которых современные ученые идентифицировать вообще не могут, в том числе и крылатые динозавры-“драконы”. Но даже и динозавры – не самое поразительное.

Самое поразительное – что коллекция содержит большое число статуэток динозавров разных видов, рядом с которыми… человек. Отсюда можно сделать вывод, что древний художник не просто изображал вымерших миллионы лет динозавров (взяв за основу сохранившиеся скелеты, легенды и т.п.), он отражал свой мир, в котором люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем – судя по изображениям – это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений: от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до одомашнивания и приручения динозавров человеком.

Довершают сенсационный раздел коллекции скульптурки других ныне вымерших млекопитающих – американский верблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обезьяны плейстоценового периода и др.

А дальше все было так, как, в принципе, и должно быть, когда официальная история закрывает глаза на очевидное: “динозавровая” часть коллекции послужила поводом для длительного замалчивания и дискредитации находок Вальдемара Джульсруда. Это и понятно, поскольку факт сосуществования и тесного взаимодействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступает в непримиримое противоречие со всей современной мировоззренческой парадигмой, со всем современным комплексом представлений об эволюции планеты и жизни на ней.

А, значит, ставит под сомнение огромное количество научных трудов, написанных многоуважаемыми историками, зоологами и прочая, и прочая.

С самого начала своих исследований Джульсруд попытался привлечь внимание научной общественности к своим находкам, но тут же столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Даже опубликованная им в 1947 г. на свои средства книга о коллекции не заставила академических ученых проявить к ней какой-либо интерес. И в дальнейшем признание к коллекции приходило с большим трудом.

Так продолжалось, пока в 1950 г. в Акамбаро не приехал американский журналист Лоуэл Хармер. Он присутствовал на раскопках на холме Эль-Торо и даже сфотографировал Джульсруда с только что выкопанными статуэтками динозавров – Джульсруд к этому времени уже лично занимался раскопками. Вторым журналистом стал Уильям Рассел из Лос-Анджелеса. Он опубликовал материал о раскопках Джульсруда с фотографиями процесса работ в журнале Fate в марте 1952 г. и в июне 1953 г.

В своих статьях Рассел обращает внимание общественности, что артефакты изымались с глубины в полтора метра при нем лично, многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому у Рассела не возникло никаких сомнений в подлинности находок. Эти публикации сыграли определенную роль в популяризации коллекции Джульсруда и пробили брешь в заговоре молчания академических ученых.

Вслед за журналистами Джульсрудом и его коллекцией заинтересовался и профессиональный ученый Чарльз Дипесо. Это произошло после того, как ему были высланы образцы статуэток и, хотя лабораторные анализы не дали какой-либо вразумительной картины, Дипесо был твердо уверен в том, что это фальсификация. В июле 1952 г. он лично приехал в Акамбаро, чтобы увидеть все своими глазами.

А вот то, что сей ученый сделал потом, было неоднократно повторено и другими. Дипесо после знакомства с коллекцией лично высказал Джульсруду свое восхищение его открытием и высказал пожелание купить образцы для музея Фонда Америдов, в котором он работал. Однако, вернувшись в Америку, он в 1953 г. опубликовал несколько статей (журналы American Antiquity, Archaeology), в которых однозначно заявлял, что коллекция Джульсруда является фальсификацией.

Аргументом для такого вывода было тщательное знакомство с 32 тысячами предметами из коллекции. Дипесо заявил, что изображения глаз и губ у статуэток имеют современный характер. “Тщательное знакомство” продолжалось… Сколько бы вы думали? Год, месяц? Не угадали! Четыре часа! И это при условии, что экспонаты хранились в упакованном виде, не на стеллажах.

Другой аргумент Дипесо основывался на якобы полученной от некоего нелегального торговца мексиканскими древностями информацией. Торговец утверждал, что вся коллекция была выполнена одной акамбарской крестьянской семьей, которая занималась производством этих поделок зимой, когда делать было нечего – на поле ведь не потрудишься. Внешний вид динозавров был подсмотрен в фильмах, комиксах и книгах из местной библиотеки.

Этот момент в материалах ученого возмутил, как ни странно, власти Акамбаро. Суперинтендант Национального ирригационного института Франсиско Санчес заявил, что после четырех лет изучения археологической активности в районе города и характера занятий местного населения он может однозначно констатировать отсутствие какого- либо керамического производства в Акамбаро. Это подтвердил и мэр Акамбаро Хуан Карранса, когда 23 июля 1952 г. опубликовал официальное заявление за № 1109, в котором говорилось о результатах специального исследования, проведенного в районе, после которого выяснилось, что в Акамбаро нет и не было ни одного человека, который бы занимался производством такого рода изделий.

Более того, на протяжении ста предшествующих лет в районе Акамбаро ни разу не возникало ничего похожего на масштабное керамическое производство. Эти данные были получены профессором исторического факультета Высшей школы в Акамбаро Рамоном Риверой, после того как он опросил местных стариков и старожилов.

На самом деле во всех этих официальных заявлениях не было особой нужды, достаточно было просто включить логику и здравый смысл. Некие люди… сидят где-то в подполье, лепят фигурки, потом где-то бог знает где – чтоб никто не увидал – методом открытого обжига их обжигают, потом закапывают на довольно обширной местности на довольно большую глубину… Да так закапывают, чтобы корни деревьев оплели весь результат их поточного производства. При этом надо учесть, что эти кустари-мексиканцы откуда-то прекрасно знают анатомию вымерших динозавров. Видимо, в подполье сидели профессора-палеозоологии.

А информацию о динозаврах они почерпнули из маленькой библиотеки в захудалом городишке. Там, видимо, тоже было подполье – с подпольной литературой, да еще на испанском языке. Потому что шутки шутками, а коллекцию очень сильно пополнял Одилон Тинахеро, имевший неполные четыре класса образования и с трудом могущий читать и писать.

Но и это еще не все: все фигурки выполняются из разных сортов глины, в различных стилях и с разной степенью мастерства. И ни одна не повторяется даже в мелочах! Еще не будем забывать об открытом обжиге, который требует огромнейшего количества древесины. А происходит все это в засушливом и безлесном районе Акамбаро, где древесина всегда была чрезвычайно дорогой.

Кроме этого критики Джульсруда и его коллекции очень удачно напрочь забыли, что она состояла не только из керамических скульптурок: в коллекции имеется и значительное количество каменных скульптур, и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать такой элемент поверхности предмета, как эрозия, практически невозможно.

К 1954 г. критика коллекции Джульсруда достигла максимума, и это привело к тому, что к коллекции были вынуждены проявить интерес официальные круги Мексики. В Акамбаро отправилась делегация ученых, куда входили три антрополога и историка. Влзглавлял делегацию директор Департамента до-испанских памятников Национального института антропологии и истории доктор Эдуардо Ноквера.

Ученые сами выбрали место на склонах холма Эль-Торо для проведения контрольных раскопок, которые состоялись в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. Буквально через несколько часов работы было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. Их направили в столицу, где их исследовали тамошние археологи. Эти специалисты однозначно подтвердили древность находок.

Все члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием и двое из них пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах. Однако через три недели после возвращения в Мехико доктор Норквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, потому что… содержит статуэтки, изображающие динозавров. Т.е. был использован все тот же универсальный довод: “Этого не может быть, потому что не может быть никогда”.

В 1955 г. коллекцией заинтересовался тогда еще достаточно молодой ученый Чарлз Хэпгуд, бывший в то время профессором истории и антропологии Нью-Хэмпширского университета, провел раскопки и обнаружил на глубине около 2 м. фрагменты 43 фигурок, аналогичных по стилистике коллекции Джульсруда.

В 1968 г. Хэпгуд приехал в Акамбаро в компании с известным писателем Эрлом Стенли Гарднером, который обладал не только глубокими познаниями в криминалистике, но также серьезно занимался и археологическими проблемами. Гарднер констатировал, что, с точки зрения криминалистики коллекция Джульсруда не может являться фальсификатом ни в результате деятельности одного лица, ни даже в результате деятельности группы лиц. По результатам этих исследований в Акамбаро Хэпгуд в 1972 г. издал книгу “Тайна Акамбаро”.

В 1968 г. метод радиокарбонного датирования был уже широко признан в мире, и Хэпгуд послал несколько образцов на анализ в Нью-Джерси в лабораторию изотопных исследований. Было установлено, что статуэтки могли быть изготовлены не ранее II и не позднее V тысячелетия до н.э. В 1972 г. восемнадцать образцов, точнее, соскобов с них – для чистоты эксперимента – обследовали в лаборатории Пенсильванского музея с помощью термолюминесцентного метода. Результаты анализов: фигурки изготовлены в 2700 г. до н.э.

Несмотря на разброс данных, полученных при помощи разных методов анализа, лабораторными исследованиями все же было подтверждено главное – древность артефактов. Однако и это не изменило отношения официальной науки к данному феномену.

Почему же после такой уважаемой экспертизы все равно никто не поверил? А потому что пенсильванским ученым сказали, соскобы с чего именно они исследовали, и они тут же заявили, что ошибочка, мол, вышла, вследствие искажения световых сигналов при анализе, и возраст соскобов не превышает тридцати лет.

В 70-80-е гг. общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, а научная общественность продолжало игнорировать факт подлинности, да и самого существования коллекции. Ситуация изменилась в конце 90-х. В 1997 г. на телеканале NBC был показан цикл программ под названием “Таинственное происхождение человечества”, в котором часть материалов была посвящена коллекции Джульсруда.

Авторы программы придерживались версии о недавнем происхождении фигурок и отправили пару образцов на независимую экспертизу по методу С14. Антропоморфная фигурка была датирована 4000 г. до н.э., а фигурка динозавра – 1500 г. до н.э. Однако авторы программы ничтоже сумняшеся заявили, что вторая дата является ошибочной.

Решающий перелом в истории коллекции наступил в результате деятельности двух американских исследователей – антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. К этому времени коллекция Джульсруда находилась под замком в мэрии (после смерти Джульсруда в 1964 г., когда его дом был продан) и была недоступна для публики.

Свифт и Паттон получили разрешение на осмотр и фотографирование коллекции, и ими было сделано около 20 тыс. фото. Их деятельность вызвала общественный интерес, и они были проинтервьюированы местной прессой и телевидением. Более того, доктор Свифт стал причиной скандала, также вылившегося в прессу. Он задал хранителю коллекции вопрос, сколько коробок с находками хранится в мэрии. Ответ был: 64.

На основе тех коробок, которые они лично распаковывали с Паттоном, Свифт подсчитал, что в 64 коробках может поместиться не более 5-6 тыс. предметов. Тогда где же остальные 25 тыс. фигурок из коллекции? И это притом, что фигурки, подобные джульсрудовским, были обнаружены не только на холме Эль-Торо.

В 1978 г. мексиканская полиция конфисковала партию археологических находок, выкопанных двумя охотниками за древностями на холме Эль-Чиво, также расположенном в окрестностях города Акамбаро. Среди них были 3300 статуэток, аналогичных по стилю коллекции Джульсруда. (Кстати, и Эль-Торо, и Эль-Чиво – не единственные места, где найдены загадочные фигурки. Еще в 1945 г. Карлос Переа, директор по археологии зоны Акамбаро при национальном музее антропологии в Мехико заявил, что ему лично приходилось изучать статуэтки динозавров, найденных на других памятниках Мексики, и что предметы коллекции Джульсруда не вызывают сомнений в их подлинности.)

В результате активной деятельности Свифта и Паттона местные власти пошли на открытие специального музея. В конце того же 1999 г. часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

За то, что коллекция Джульсруда – не подделка, говорит и такой факт. В коллекции много фигурок, изображающих динозавров подсемейства зауроподовых: диплодоков, брахиозавров, апатозавров. На юго-западе США и в Мексике во множестве находили останки этих гигантских ящеров, вес которых мог достигать 50 тонн, а рост превышал 10 метров. Так что как они выглядели, ученым было известно. Поэтому долгое время ученых удивляло, что многие фигурки этих динозавров имеют на спине треугольные пластины. Они, как считалось, были характерны для другого вида – стегозавров. Зауроподы же, согласно бытовавшим до недавнего времени представлениям палеонтологов, таких пластин не имели.

Лишь в начале 90-х было сделано открытие, заставившее по-новому взглянуть на этот вопрос. Швейцарская палеонтологическая экспедиция обнаружила в американском штате Вайоминг останки детеныша диплодока вместе с окаменевшими и хорошо сохранившимися фрагментами шкуры. В скальной породе отпечатались следы острых шипов конической формы, идущих от конца хвоста вверх по спине. Самые крупные из них достигали высоты 20 см и напоминали спинной плавник акулы. Именно такой треугольной формы пластины имеются у зауроподов в коллекции Джульсруда. И этот факт лишний раз свидетельствует в пользу подлинности данного собрания.

Ведь ранее 40-х годов (а именно этим временем поклонники версии фальсификации датируют фигурки) никто еще не знал, что у зауроподов могут быть платины “а-ля стегозавры”. Значит, те, кто их делали, как минимум их видели. Вживую. Об этом палеонтолог Стефен Жеркас опубликовал в 1992 г. статью в журнале Geology в № 12. Но для скептиков даже такие доказательства – не факт.

Джульсруда до сих пор обвиняют, что он фальсифицировал коллекцию. Объясняют это, в том числе, и тем, что фигурки найдены в одном месте и не на такой уж большой глубине – полтора-два метра. И в самом деле: почти все находки сделаны на северном склоне холма Эль-Торо на участке шириной около ста метров и протяженностью более километра. Предметы находили в ямах – по 20- 40 штук в каждой. Речь явно не шла ни о древнем могильнике, ни об остатках поселения. Джульсруд утверждал, что на склоне холма было сделано самое настоящее хранилище, в которое, по-видимому, специально упрятали древнюю “коллекцию”. Когда же ее упрятали, кто и зачем?

Сам Джульсруд предполагал, что это сделали индейцы в период конкисты, чтобы уберечь грандиозное собрание от уничтожения испанцами.

Что же это было за собрание? Специалисты с не зашоренными воззрениями предполагают, что это не что иное, как древняя библиотека, этакие комиксы в скульптурках, созданные около пяти тысяч лет назад индейцами, проживавшими на территории современной Мексики. Динозавры были их привычными спутниками, иными словами, не вымерли миллионы лет назад. Видимо, с динозаврами начало что-то происходить – заболевали, умирали, стали жертвами пандемии, и люди решили запечатлеть для потомков их, а также других, ныне вымерших, животных.

Долгое время фигурки хранились, возможно, в храмах, а, может, и в специальных музеях (а что? В древности не могло быть музеев? Человек всегда интересовался своим прошлым), а потом пришли просвещенные европейцы… Пришлось прятать все, что только можно, особенно такое древнее и ценное наследие.

Это мнение подтверждает и тот факт, что во время своих изысканий в 1968 г. Чарльз Хэпгуд исследовал и заново вскрыл один из старых раскопов, где обнаружил ряд плит, напоминающих уходящую внутрь склона лестницу. Один их местных жителей сказал ему, что на этом раскопе был ранее обнаружен тоннель, заполненный землей и ведущий в недра холма. Известно и то, что другой местный житель обнаружил в склоне Эль-Торо пещеру, заполненную статуэтками и другими древними предметами. Эти данные послужили основанием для предположения о существовании в недрах холма Эль-Торо целого “подземного города”.

Американец Джон Тьерни, почти сорок лет изучавший материалы Акамбаро, тоже уверен, что найденная Джульсрудом коллекция – лишь часть огромной “библиотеки”, сопровождавшей гробницу. Т.е. он полагал, что главной составляющей памятника Эль- Торо должна быть именно гробница.

Тьерни выяснил, что холм Эль-Торо индейцы издревле считали священным. Для Тьерни не является вопросом – почему индейцы считали холм священным? Это – остатки иной, доиндейской цивилизации. А все, что осталось от этой цивилизации, подлежит тщательному хранению.

Впрочем, есть еще одна версия, объясняющая, откуда взялись фигурки динозавров и других существ, в том числе и людей с шестью пальцами – да, в коллекции Джульсруда встречаются и такие, и их немало. Версия заключается в том, что фигурки, изображающие одновременно людей и динозавров, являются свидетельством вмешательства внеземной цивилизации, которая познакомила аборигенов-землян с историей их планеты. Т.е. динозавры на самом деле не жили вместе с людьми, людям просто дали знания о динозаврах. Дали извне.

В любом случае, понятно, почему информация об этой коллекции так старательно замалчивается. Потому что она ставит под сомнение саму идею того, что динозавры вымерли 65 млн. лет назад, в конце мелового периода, когда человека даже в проекте не было.

В 1944 году датский предприниматель Вольдемар Джульсруд, объезжая свои мексиканские владения (штат Гуанахуато), заметил на размытой дождями обочине дороги странную фигурку. Заинтригованный Джульсруд, проведя масштабные раскопки, обнаружил 33 000 (по другим данным – более 37 000) древних произведений искусства. 2 600 статуэток мистическим образом представляли собой изображения вымерших миллионы лет назад динозавров…

В сухой мексиканской земле Джульсруд нашёл: человеческие черепа, обсидиановые и нефритовые инструменты, маски, зубы лошади ледникового периода, скелет , несколько видов фигурок и статуэток (из глины, камня, керамики). Помимо динозавров (видовая принадлежность многих остаётся загадкой и по сей день), неизвестные мастера изобразили все расы, живущие на Земле (от кавказцев до монголоидов).

Официальная к открытию Джульсруда отнеслась, мягко говоря, прохладно. Первые десять лет его и вовсе игнорировали. В 50-х, когда не замечать факт обнаружения тысяч статуэток стало невозможно, учёные обвинили датчанина в подлоге и фальсификации артефактов.

Мог ли Джульсруд подготовить мистификацию такого масштаба? Нет! В Акамбаро не хватило бы людских и природных ресурсов (глина, дерево) для обеспечения трюка предпринимателя-археолога. Недостаток людских ресурсов можно было бы решить при помощи строительства фабрики (что невероятно трудно скрыть от мексиканских властей), но осуществлять продолжительную тайную поставку всех необходимых материалов в бедный район Мексики? – это превышает возможности любого, даже самого одарённого бизнесмена. Власти штата Гуанахуато в 1952 году опрашивали местных жителей, по их словам, в Акамбаро уже сотни лет не занимались производством каких бы то ни было глиняных изделий. Или кто-то всерьёз полагает, что Джульсруд привёз тысячи фигурок из Европы, которые, к тому же, ещё и закопал метра на 3-4 под землю?

Коллекция датчанина состоит не только из глиняных артефактов, каменные скульптуры имеют следы длительной эрозии, которые практически невозможно подделать. В конце 60-х стали проводиться радиокарбонные и термолюминесцентные датирования статуэток. Все экспертизы подтверждали древний возраст находок (никак не меньше 2 000 лет до нашей эры). Одна «независимая» исследовательская группа максимально точно установила дату создания коллекции - 2 700 год до нашей эры, каждый образец проверяли по 18 раз. Когда учёные узнали о происхождении исследуемых образцов, они тут же изменили своё решение, сообщив о «неполадках» с оборудованием, и назвали новый возраст артефактов – 30 лет.

Во второй половине 20 веке в Акамбаро не раз находили статуэтки динозавров, как две капли воды похожие по стилю исполнения на находки датчанина. Ходят слухи, что 30 тысячная коллекция Джульсруда – лишь часть гигантской библиотеки подземного города, расположенного в склоне холма Эль Торо. Впрочем, раскрывать свои тайны Эль Торо пока не торопится…

В доме своего владельца эта необычная коллекция заняла 12 комнат. По самым робким предположениям количество экспонатов в ней приближалось к 35 тысячам. Но вовсе не многочисленность предметов прославила коллекцию, хотя такая полнота не может не восхищать любителей собирательства. В научных кругах о фигурках Акамбаро говорят неохотно. А вот среди любителей «иной» истории таинственные статуэтки до сих пор одни из самых обсуждаемых памятников древности. И все потому, что они, как и остальные неуместные артефакты, дают возможность посмотреть другими глазами на привычную историческую панораму.

Вдохновленный динозавром
Фигурки Акамбаро носят имя одного из мексиканских городов, расположенного в центральной части страны. Именно в его окрестностях ранним июльским утром 1944 года Вольдемар Джульсруд, пожилой торговец крепежными изделиями, подобрал небольшую керамическую статуэтку. Фигурка походила на доисторического ящера, динозавра, совсем такого, которого Джульсруд видел в одном из немецких журналов еще до эмиграции из Германии.
В молодости Джульсруд серьезно увлекался археологией и даже участвовал в археологических раскопках. То ли найденная фигурка, то ли воспоминания о юных годах так вдохновили пожилого мужчину, что он не на шутку заинтересовался находкой. Что за зверь перед ним? Детская игрушка, оброненная местными мальчишками, или древний артефакт, тысячелетиями ожидавший своего открывателя? Трещинки на фигурке говорили в пользу многих лет, проведенных в земле, и Джульсруд, неплохо знавший мексиканскую историю, попытался отнести статуэтку к какой-нибудь из известных ему культур. Однако артефакт не укладывался ни в одну традицию. Тогда увлеченный Джульсруд решается на свое собственное исследование, которое сможет пролить свет на происхождение запечатленного в глине динозавра.
В археологии находка не приходит одна. Это неписанное правило Джульсруд усвоил еще в юности. Поэтому первым делом исследователь решает провести раскопки в том месте, где нашел фигурку, в надежде отыскать другие предметы древности, а вместе с ними и ответы на не оставляющие его вопросы. Джульсруд нанимает крестьянина и платит ему один песо за каждую целую статуэтку, извлеченную на поверхность из глубины земли. От своих знакомых Джульсруд узнает, что местные жители уже давно откапывают по всей округе похожие фигурки и продают их приезжим как сувениры. Исследователь скупает все сувенирные лавки.

Иная история по-акамбарски
Так в коллекции Джульсруда появились не только керамические, но и каменные фигурки. Очевидно, что все они сделаны вручную, ведь за все время поисков не встретилось ни одной повторяющейся статуэтки. Самая крохотная фигурка не достигала в высоту и пяти сантиметров, в то время как самая большая была по плечо своему владельцу.
Неисчислимое количество видов динозавров, как хорошо известных, так и совершенно неведомых науке, давно вымершие доисторические животные и люди всех рас – сложно представить, какими обширными знаниями о биологических видах обладали изготовители этих фигурок. Поразительно и то, что многие животные, неизвестные науке на момент обнаружения коллекции, были открыты позднее. Это дало основания полагать, что ваятели статуэток были если не современниками доисторических зверей, то уж точно знали об их существовании не в пример лучше нас. А значит, коллекции Джульсруда десятки тысяч лет!
Однако доказать это так и не представилось возможным благодаря одному поразительному обстоятельству. Дело в том, что почти 3000 экспонатов изображают людей и динозавров в моменты погони и охоты. Вроде бы ничего примечательного, если бы не тот факт, что первейших homo и гигантских рептилий разделяют по эволюционным меркам как минимум 62,5 миллиона лет! Согласно официальной науке динозавры погибли 65 миллионов лет назад, в то время как род людей начал формироваться примерно 2,5 миллиона лет назад. А изображения говорят, что динозавры и люди не только существовали в одно время, но и взаимодействовали: человек пытался одомашнить ящера, при этом нередко становился его жертвой. Этот сюжет, явно противоречащий принятой эволюционной теории, сослужил недобрую службу всей коллекции: в научных кругах появился целый дивизион скептически настроенных ученых, которые объявили фигурки Акамбаро подделкой и мистификацией.



Первая научная атака
Правда, произошло это далеко не сразу. Долгое время ученый мир словно не замечал открытие Джульсруда, всячески избегая комментариев и оценок. И это несмотря на то, что несколько крупных американских газет разместили материалы о фигурках из Акамбаро под заголовком «Сенсация», а сам Джульсруд опубликовал три статьи в научных журналах.
И вот пронзительный информационный бум все-таки вывел ученых из молчания. Однако говорить они начали вовсе не то, что хотел услышать владелец коллекции.
В 1952 году археолог Чарльз ди Песо провел описательный анализ фигурок. Результаты исследования, проведенного скептически настроенным ученым, были предсказуемы: статуэтки имеют современное происхождение. По словам ди Песо, изображение лиц людей, особенно их глаз, губ и подбородков было нетипично для древних скульпторов. Подозрительно для исследователя было и то, что для глиняных изделий, пролежавших долгие годы в земле, фигурки сохранились невероятно хорошо. Поверхность практически ровная, без разрушений, она словно не испытала влияния воды, воздуха и бактерий. Кроме того, на статуэтках почти не было трещин и повреждений., которые иногда появляются из-за неаккуратного извлечения предметов древности из почвы. Даже отсутствие некоторых отколотых частей фигурок, по мнению Чарльза ди Песо, также мистификация – уж слишком эти отколы ненатуральны и явно сделаны для того, чтоб создать эффект старости предметов. Заключение археолога не в пользу древнего происхождения фигурок: скорее всего, они были изготовлены в начале 1940-х годов, и делали их, вероятно, сами местные жители на продажу.
Владелец коллекции был возмущен такими выводами. По его словам, изучение фигурок Чарльзом ди Песо длилось не более трех часов. При этом на момент анализа количество предметов коллекции составило без малого 32 000 штук. Джульсруду было непонятно, как за несколько часов можно сделать верное заключение о происхождении фигурок.
Подкрепили сомнение о справедливости вердикта и мексиканские власти. По официальному заявлению мэра Акамбаро Хуана Карранса, в тот период времени, когда, по словам ди Песо, были изготовлены фигурки, в городе и округе не существовало ни одного керамического производства. Более того, по результатам переписи населения в Акамбаро не было ни одного человека, который промышлял бы такого рода деятельностью.
Хотя даже если бы такой умелец и нашелся, то, чтобы производить фигурки, ему нужно было быть либо меценатом, либо сумасшедшим. Вряд ли бы кому-то пришло в голову использовать дорогостоящую древесину, необходимую для открытого обжига фигурок (а ведь фигурки прошли именно такой метод обработки), а затем за один песо, то есть почти за бесценок, продавать свои статуэтки.

Этого не может быть никогда...
Тем не менее, все дальнейшие исследования возраста фигурок Акамбаро неизменно признавали их современное происхождение. И даже тогда, когда оборудование указывало на солидные лета артефактов.
В 1968 году несколько фигурок Акамбаро были отправлены на изотопное исследование. Прибор, работающий на основе метода радиокарбонного датирования, показал, что самому молодому образцу примерно 3060 лет, то есть слеплен он был в 1092 году до нашей эры. А самому старому – 6480 лет и произведен он был как минимум в 4512 году до нашей эры. Однако в официальном заключении данные результаты приводятся как ошибочные. Объяснение, почему произошла ошибка, не указывается.

Могут ли быть сюжеты фигурок Акамбаро реальностью?
Люди и динозавры не могли жить в одно время. Справедливость этого принятого официальной наукой факта готовы развенчать знаменитые российские эзотерики, во главе с Эрнстом Мулдашевым. Скандально известный врач-офтальмолог пропагандирует учение о существовании и смене нескольких земных цивилизаций. По мнению ученого, одна из них, раса лемурийцев (третья по счету) не только жила бок о бок с динозаврами, но и сама создала гигантских чудовищ! Лемурийцы, обладавшие огромными интеллектуальными способностями, применяли технологии клонирования живых существ, в результате чего появились ужасные ящеры.
Своим поступком раса совершила преступление перед планетой: был нарушен естественный природный баланс. Разумеется, у планеты не было другого выхода, кроме самоочищения. Поэтому исход динозавров был предрешен. Вместе с ящерами погибли и сами лемурийцы, кроме некоторых возвышенных, которые дали начало новой расе.

Текст – Андрей Тарасов

Акамбаро , небольшой городок (ок. 60 тыс. населения) в Мексиканском штате Гуанахуато, расположен всего лишь 250 км. к востоку от Мехико. Ничем не примечательный ни в производственном плане, ни даже в плане истории Конкисты (туристические маршруты проходят мимо него), он привлёк в своё время (40-гг XX в.) внимание археолога-любителя из Германии, Вальдемара Джульсруда (Waldemar Julsrud), благодаря тому факту, что в его окрестностях находилась стоянка древнего индейского племени тарасков (по названию испанцев, наст. название - пурепеча).

Это племя славилось тем, что вело эффективную затяжную войну с ацтеками, о чём последние оставили записи. Кроме того, это было одно из первых племён в регионе, которое в совершенстве владело ремесленным мастерством (в частности - изготовлением керамических изделий, техникой обработки металлов и огранки камней). Собственных записей пурепеча не вели или не оставили, поэтому основной источник документированных знаний о них - хроники ацтеков и трактат "Relacion de Michoacan" 1538 г., испанского монаха-францисканца. О пурепеча можно почитать и .

В ходе своих изысканий Джульсруд в районе холма Эль-Торо обнаружил керамические изделия в виде фигурок. Наняв местных жителей, он произвёл раскопки, обнаружив в окрестностях холма на территории в 80 км. всего лишь на глубине 1,5 метра углубления, в которых находилось до 30-40 фигурок и других изделий из обожженной глины. Каких-либо захоронений или строений обнаружено не было. Фигурки были выполнены методом ручной лепки и последующего обжига из разных сортов глины. Об изготовлении глиняного изделия читаем , всё-таки это довольно трудоёмкое занятие.

Всего их в течение 7 лет раскопок было обнаружено около 35 тыс., причём значительная часть была повреждена. Удивительно, но встречались фигурки длиной до 1,5 м. Джульсруд потратил огромное состояние (70 тыс. песо), платя местным жителям за работы, но всё же за целую фигурку он тратил незначительную сумму от 1 до 3 песо. При его жизни коллекция не пользовалась популярностью, была объявлена фальшифкой, а сам Вальдемар обанкротился, так и не получив заслуженной известности. Многие фигурки были утеряны вновь или похищены, став объектом продажи на чёрном рынке, и только благодаря усилиям администрации города, последующих исследователей и энтузиастов коллекция частично сохранилась (ок. 25 тыс. изделий) и получила прибежище в открытом с недавних пор музее. Была проведена её инвентаризация и организована экспозиция. Так городок Акамбаро получил мировую известность (или по крайней мере известность в кругах историков и археологов).

В 2007 г. была выпущена передача "Неизвестная Мексика" , в одной из серий которой ("Мексиканская динотопия") был подробно показан музей Вальдемара Джульсруда в Акамбаро и его коллекция. Сама поездка в Мексику была организована группой российских исследователей - историков, археологов и физиков, а фильм был выпущен в рамках программы "Фонд III тысячелетие" Андрея Склярова. Далее характеристика и местный анализ некоторых фигурок из коллекции был опубликован на сайте Лаборатории альтернативной истории и в статьях одного из участников экспедиции, кандидата исторических наук - Андрея Жукова.Вообще можно найти множество противоречивых материалов и необоснованных гипотез, особенно на сайтах, посвященных мистификациям или альтернативной истории, и мало научно подтвержденных фактов. Однако последним и нужно уделять внимание в первую очередь.

Что представляет собой коллекция?

Наиболее полно представленные фото коллекции можно найти и .

Это каменные и преимущественно керамические изделия, имеющие как прямое бытовое применение, так и отображающие сюжеты из повседневной жизни и различные виды млекопитающих времён последнего ледникового периода, а главное - различные виды динозавров.. Есть и наземные, и водоплавающие, и летающие динозавры. Зачастую они управляются людьми. Именно благодаря последнему обстоятельству коллекция представляет интерес, а также порождает критику в плане её достоверности.

Исследования коллекции:

Сам Джульсруд опубликовал в 1947 г. книгу на испанском Enigmas del pasado, в которой помимо исследования тараской культуры рассказал о своей коллекции. Кому интересно и кто владеет испанским, читаем КНИГУ . В 50-х гг. публиковались отчёты журналистов об открытии - Лоуэлл Хаммер («Los Angeles Times», March 25, 1951), Уильям Рассел («Fate», March, 1952, June, 1953).

И, наконец, в 1952 г. известный учёный-историк, исследователь культур мезоамерики Чарльз Дипесо решил проверить подлинность утверждений Вальдемара и приехал в Акамбаро. Его выводы оказались неутешительными. Дипесо утверждал, что ознакомившись с 32000 предметами из коллекции (причём за 4 часа), пришел к выводу, что иконография артефактов, в особенности изображения глаз и губ у статуэток, имеют современный характер. Кроме того, Дипесо, ссылаясь на информацию от некоего нелегального торговца мексиканскими древностями, писал, что вся коллекция была сделана одной мексиканской семьей, проживавшей в Акамбаро и занимавшейся производством этих поделок в зимние месяцы, в свободное от сельскохозяйственных работ время. А информацию о динозаврах фальсификаторы будто бы почерпнули из фильмов, комиксов и книг из местной библиотеки.
(DiPeso, C. The Clay Figurines of Acambaro, Guanajuato, Mexico // American Antiquity, Vol. 18, № 4, 1953;
DiPeso, C. The Clay Monsters of Acambaro // Archaeology, Vol. 6, № 2, 1953).
То есть утверждения Дипесо основывались на визуальном осмотре статуэток и слухах. Однако его непререкаемый авторитет положил конец карьере Джульсруда.

В 1954 г. группой историков и антропологов во главе с директором Департамента доиспанских памятников Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) доктором Эдуардо Ногуэро в произвольно выбранном районе холма Эль Торо были произведены контрольные раскопки на глубине 1,84 м. Осмотр артефактов подтвердил их древность. Однако после возвращения в Мехико странным образом коллекция вновь была объявлена фальшивкой, как не вписывающаяся в официальную историческую концепцию.

В 1955 г. молодой учёный, историк и антрополог Чальз Хэпгуд самостоятельно провёл раскопки под домом местного жителя, в ходе которых обнаружил около 40 статуэток, аналогичных коллекции Джульсруда. В 60-х гг. после появления нового метода датировки в археологии - радиоуглеродного анализа - он проанализировал с его помощью образцы и пришёл к выводу, что они датируются не менее 1500 лет до н.э. Каждый образец тестировался 18 раз. Им также на свои средства была издана книга - "Тайна Акамбаро" (1972 г.). В 70-х гг. проводился и термолюминисцентный анализ, также показавший подлинность образцов, однако и его результаты в дальнейшем были объявлены фальсификацией. И всё из-за злополучных динозавров.

Вообще термолюминисцентный анализ считается довольно точным для датировки керамики, однако его недостаток заключается в том, что требуется соблюдение жестких условий для его проведения. Исследования образца желательно проводить на месте, т.к. изменение радиационного фона искажает результаты. Кроме того, он указывает не на время изготовления изделия, а на время его последней термической обработки (обжиг, пожар и т.п.).

Проводились ли исследования в статуэток в последнее время? Конечно.

Об анализе статуэток, привезенных в ходе экспедиции фонда III тысячелетия в Мексику, можно почитать и посмотреть заключение экспертов .

О термолюминисцентном анализе, проведенном Gary W. Carriveau and Mark C. Han. (1976) читаем и Angel Ramirez Luna в 2006 г. .

Вывод: использованный в ходе исследований материал или проведенные методы не позволяют достоверно подтвердить подлинность коллекции.

Для датировки керамики недавно был предложен новый метод - регидроксиляционной датировки. Возможно, он поможет поставить все точки над i.
О методе на английском и на русском .

Вывод:

Во всей истории от открытия до изучения коллекции удивляют несколько вещей:

Во-первых, то, что именитые исследователи в попытке опровергнуть подлинность коллекции аппелируют к теории "заговора местных жителей", которые якобы между проведением сельхозработ вручную изготовляли статуэтки с целью продать их незадачливому археологу-любителю. Целесообразность такого заработка ставится под сомнение, как только мы узнаём о масштабах коллекции (более 30 тыс.), трудности её изготовления в принципе и в короткие сроки, трудности преднамеренной подделки и тайного закапывания на территории в 80 км около холма и в других местах при незначительной прибыли предприятия - 1 песо за целую фигурку. Кроме того, фигурки не однотипны, выполнены качественно, в разном стиле и из разного материала, который и не достанешь в местных карьерах. Вопрос: зачем? Если мы не знаем даже примера разбогатевшего на продаже статуэток жителя, т.е. практического выхода из этой истории, неужели целью этих жителей было опровержение теории эволюции и исторических концепций? Руки-то у "заговора" коротки.

Во-вторых, как только после проведения различных методов анализа статуэток в различное время исследователи подтверждали их подлинность, через несколько дней или месяцев они дружно отказывались от своих выводов, ссылаясь на погрешность метода или недопустимое для анализа качество материала. Почему? А потому, что сама коллекция противоречит официальной исторической концепции т.е. "этого не может быть, потому что этого не может быть". И мало кто на месте событий торопится производить новые раскопки, хотя препятствий к этому нет, проводить независимую экспертизу.

В-третьих, сама коллекция действительно удивительна. Откуда те же тараски или их предшественники могли знать о динозаврах? Причём знать настолько, что даже опережали современное научное знание (о том, что динозавры могли подниматься, опираясь на задние конечности, о том, что у многих видов были пластины на спине). Знания не только подтверждают последние научные открытия палеонтологии, но и дополняют их. Динозавры вряд ли смогли бы пережить ледниковый период и сосуществовать вместе с людьми, причём в качестве домашних животных. Значит, это знание передавалось и сохранялось еще с более древних времён, о которых мы вообще ничего не можем сказать уверенно и подтвердить наши догадки.

Очень показательна логическая связь коллекции Акамбаро с другой коллекцией - камней Ики, которая тоже считается на современном этапе подделкой. Правда, камни Ики обнаружены в Перу, и тут уже никакая теория заговоров не выдерживает критики.

Концентрация находок в относительно ограниченном месте около холмов Эль-Торо и Эль-Чибо, которые издревле считаются местными жителями священными, свидетельствует о возможной концентрации знания в целях его сохранения. Фигурки сделаны в разных местах, но обнаруживаются в одном. Вопрос только: откуда пришло это знание и что нам с ним делать?



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка