Конспект урока достоевский бедные люди. Учительские университеты

Разделы: Литература

Класс: 9

Цели уроков:

  • совершенствовать литературные умения старшеклассников;
  • отрабатывать навыки анализа художественного текста;
  • развивать исследовательскую культуру девятиклассников;
  • воспитать уважение к человеческой личности;
  • привить читательский интерес к творчеству писателя.

Задачи уроков:

  • организовать деятельность по составлению тематических черт литературного типа;
  • выделить черты новаторства Достоевского в изображении “маленького человека”;
  • совершенствовать видение взаимосвязи образной системы и жанровых особенностей произведения;
  • обеспечить выполнение групповых частично-поисковых заданий на основе сопоставления разных интерпретаций художественного текста.

Ход уроков

Урок 1

1. Оргмомент.

2. Провокация интереса. Слайд 2 (Приложение1) .

“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…”

Ф. М. Достоевский.

3. Вступительное слово учителя.

Вы прочли роман “Бедные люди” и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо. Какова же главная тема творчества этого автора?

Человек и его внутренний мир.

Данная черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом. Это свойство прозы писателя появилось под влиянием молодого критика Валериана. Майкова, вместе с которым начинающий автор входил в кружки братьев Бекетовых, М. В. Петрашевского, С. Ф. Дурова. Майков выдвигает в качестве главной задачи современной литературы психологизм, изучение человеческой природы. Слайд 3

“И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума”.

Как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно “изображение типической личности в типических обстоятельствах”:

а) сентиментализм;

б) романтизм;

в) реализм;

г) классицизм?

Роман “Бедные люди” явился громким литературным дебютом писателя. Автора интересовал особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным, Гоголем. Этот интерес обозначился в заглавии. Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников “натуральной школы”, а его произведение открывало ее второй альманах “Петербургский сборник”, изданный в 1846 году. Властитель дум В. Г. Белинский после прочтения романа в волнении вопрошал его автора (Слайд 4): “Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?”- “Это была самая восхитительная минута в моей жизни”. Ф. М. Достоевский.

Как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?

Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.

Прочтите “ странички из дневников” со своими замечаниями о произведении.

4. Обсуждение учениками эмоционального восприятия романа.

Какой же тип героя волнует писателя в романе?

Маленький человек.

Слайд 5: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши братья!”

В. Г. Белинский.

Слово учителя:

Тема “маленького человека” была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века. Докажите или оспорьте данный тезис.

(Ученики приводят примеры произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, посвященных этой теме.)

5. Целеполагание

В чем смысл заглавия?

Что нового внес в тему Достоевский?

Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?

Как особенности жанра передают идейное содержание?

Вы верно определили наш путь работы над изучением романа. Вот наши задачи:

Как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании?

Какие тематические черты включает образ Макара Девушкина?

Определите степень новаторства писателя в изображении “маленького человека”.

Для эффективной работы разобьемся на группы. Вам дается 25 минут, чтобы выполнить задание и обсудить итоги наблюдений на следующем уроке.

Группа 1 Жанровые и стилевые особенности произведения.

Группа 2. Макар Девушкин и его “предшественники”

Группа 3. “Двойники” главного героя в романе.

Группа 4. Соотношение традиции и новаторства в “Бедных людях”.

(Класс разбивается для коллективного решения проблем на группы.)

6. Самостоятельная работа в группах

Урок 2

1. Коллективный диалог.

Ученики записывают результаты промежуточных этапов. Вопросы группируются по единству учебной задачи, но обсуждение идет в логике решения центральной проблемы “Маленький человек: тип или личность?” (В конспекте за вопросом следует указание номера группы, дающей ответ.)

Сравните схемы образных систем “Станционного смотрителя”, “Шинели”, “Бэлы”, “Бедных людей, которые вы составили дома в качестве опережающего задания. Почему так колоссально разрастается образная система романа Достоевского о “маленьком человеке”? - 2 группа.

В соответствии с жанром романа, избранным автором.

Вдумайтесь в смыслы заглавия произведений и сопоставьте их - 2 группа.

Название “Станционный смотритель” указывает на социальное положение главного героя. “Медный всадник” - символ безразличия государства к судьбе “маленького человека”, игнорирования его надежд и подавления личности. “Шинель” - предмет поклонения Башмачкина, обретения смысла существования, способ самоутверждения.

Почему название романа Достоевского формулируется во множественном числе? - 3 группа

На какое слово в заглавии падает логическое ударение? - 4 группа.

Достоевский делает акцент на слове “люди”, показывая не только нищету персонажей, но и их мечты, планы на изменение жизни, заботу о ближнем, чувство достоинства.

Назовите “двойников” Макара в романе и прочитайте эпизоды произведения, доказывающие, что перед нами “маленькие люди” - 3 группа. Ученики называют чиновника Горшкова, Петра Покровского, Захара Прокофьевича, Емельяна Ивановича, Терезу. Зачитываются ключевые эпизоды для доказательства правильности суждений - 3 группа.

Найдите в рассуждениях Девушкина упоминания о литературных героях, которые родственны ему по принадлежности к типу “маленького человека” - 2 группа.

“Теперь я “Станционного смотрителя” здесь в вашей книжке прочел; ведь вот скажу я вам, маточка, случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена… Ведь я то же самое чувствую, вот совершенно так, как в книжке, да я и сам в таких же положениях подчас находился, как, примерно сказать, этот Самсон-то Вырин, бедняга. Да и сколько между нами ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!. . Я сам это видал, - это вот все около меня живет; вот хоть Тереза - да чего далеко ходить! - вот хоть бы и наш бедный чиновник, - ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него другая фамилия, Горшков”…

Проанализируйте форму повествования в “Станционном смотрителе”, “Медном всаднике”, “Шинели”, “Бэле”. Слышим ли мы в этих произведениях речь “маленьких людей”? - 2 и 4 группы.

В “Шинели” и “Медном всаднике” повествование доверено автору, в “Станционном смотрителе” о событиях говорит рассказчик, Максим Максимыч сам излагает историю взаимоотношений Бэлы и Печорина. В “Шинели” мы не просто не слышим монологов героя - автор открыто утверждает: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы…” В “Станционном смотрителе” поведать о своих злоключениях доверено герою, но читатель узнаёт эту историю от рассказчика. Из уст Вырина звучат воспоминания о Дуне. Евгений в “Медном всаднике” в форме несобственно прямой речи мечтает о будущем счастье с Парашей. Максим Максимыч - прекрасный рассказчик, понимающий мир природы и чувства людей. Но это ещё не психолог. Вот почему портрет “странного человека” Печорина автор “поручит” странствующему офицеру.

Какие качества Девушкина-повествователя раскрывает эпистолярная форма - 1 группа.

Во-первых, Девушкин говорит сам, далее, мы видим мучительный процесс личностного роста героя в борьбе за обретение собственного “слога”, наконец, письма показывают, что круг забот Макара не ограничивается собой и Варенькой. Герой помогает ближнему.

Презентация слайда 7 с письмом Достоевского брату, Михаилу Михайловичу.

Сопоставьте письмо писателя брату и послания Девушкина. Почему автор романа не принимал упреков Белинского в неумении “одолеть препятствия со стороны языка и формы”?

- “Незрелая” манера Достоевского - новаторский прием, попытка говорить на “косноязычном языке” “маленького человека” и утвердить его достоинства.

Демонстрация слайдов 8,9, 10 с цитатами Бахтина, Виноградова, Достоевского о новаторстве стиля “Бедных людей”:

М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.

“Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”.

В. В. Виноградов.

“Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет”.

Ф. М. Достоевский.

Перечитайте письма Макара и докажите, что его мечты и мысли делают личность титулярного советника душевно богаче, нежели характеры его предшественников в галерее “маленьких людей”

2 группа.

(Письма от 12 апреля (стр. 17 - 18), 22 июня (стр. 59 - 60), 5 сентября (стр. 121 - 122) - восприимчивость к страданиям других;

12 июня (стр. 55)”В пословицу меня ввели…” - отсутствие смирения в сравнении с Башмачкиным, возмущение насмешками;

Зачем Достоевский повторяет эпизод из “Шинели” (прием у значительного лица), но меняет его исход? Почему после счастливого приговора суда умирает Горшков?

Письма Макара показывают нам, что он обладает частью традиционных тематических черт “маленького человека” (после ответов группы 4 в качестве обобщения на доске появляется 11 слайд с выводами):

1. Низким, бедственным, подчиненным социальным положением

2. Страданием от сознания своей слабости и ошибок.

3. Неразвитостью личности.

4. Остротой жизненных переживаний.

5. Осознанием себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.

Но новаторство Достоевского в разработке темы огромно: (12 слайд)

Его герой окружен “двойниками”.

Он не изолирован от общения с людьми: мир “маленького человека” разрастается.

Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.

Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.

Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.

Прочитайте последнее письмо Макара. Какие ощущения оно вызывает?

Трагические из-за отчаяния от отъезда Вареньки и комические при сетованиях на конец формирования “слога”.

О каком качестве прозы Достоевского это говорит?

О психологизме; подтекст, недосказанность отражают трагическую ситуацию.

Демонстрация 3 слайда с высказыванием В. Майкова.

Аникин утверждает: “В изображении “бедных людей” Достоевский начал скорее с отрицания “маленького человека”: изуродованные бедностью Девушкины (Прохарчины, Голядкины и т. д.) показаны как карикатура, чувство протеста движет писателем, и он показывает, что “так жить нельзя”, как живут герои ранних его произведений. А это, напомним, уже совсем другое направление, нежели утверждение темы “маленького человека”. - Согласны ли вы с точкой зрения литературоведа?

2. Подведение итогов урока.

Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. “Униженные и оскорбленные” будут полноправными героями всей прозы писателя, но главными персонажами они станут в “Двойнике”(1846), “Господине Прохарчине” (1846), “Ползункове”, “Романе в девяти письмах” (1847). Оказывается, “Бедные люди” не единственное произведение эпистолярного жанра у Достоевского. Домашнее задание тоже предоставит вам шанс поработать в жанре письма.

3. Домашнее задание (13 слайд).

1. - В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: “Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…”. Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю.

2. Напишите письмо другу с впечатлениями о “Бедных людях” и героях романа.

3. Создайте эссе “Мое любимое письмо в “Бедных людях””

4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе

5. Создайте рассуждение “Роль обращений в понимании чувств героев”

Литература:

  1. Пушкин А. С Драматические произведения. Проза. /Вступит. статья Г. Волкова. - М. , Худож. лит, 1982, с. 217 - 226.
  2. Гоголь Н. В. Петербургские повести. Послесл. С. Бочарова - М. , “Сов. Россия”, 1978, с. 133 - 170.
  3. Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2-х томах, том 1. - М. , Правда, 1990, с. 456 - 488
  4. Достоевский Ф. М. Бедные люди. Белые ночи. Униженные и оскорбленные/ Прим. Н. Будановой, Е. Семенова, Г. Фриндлера. - М. , Правда, 1987, с. 3 - 114.
  5. Бахтин Н. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М. 1979
  6. Русские писатели. Библиографич. слов. [в 2 ч]. ч. 1 А-Л/ ред. кол. : Б. Ф. Егоров и др. под ред. П. А. Николаева. - М. : Просвещение, 1990, с. 268 - 270
  7. Аникин А. А. Тема “маленького человека” в русской классике//в кн. : Петренко Л. П. , Аникин А. А, Галкин А. Б. Темы русской классики. Учебное пособие - М. : Прометей, 2000, с. 96 - 120
  8. Якушин Н. Великий русский писатель. // в кн. : Ф. Н. Достоевский. Изб. сочинения/ ред. кол. : Г. Беленький, П. Николаев; М. , Худож. лит. , 1990, с. 3 - 23
  9. Литература: Справ. шк. /Науч. разработка и сост. Н. Г. Быковой - М. , Филолог - общество “Слово”, 1995, с. 38 - 42
  10. Кутузов А. Г. , Киселев А. К. , Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл. : Метод. Пособие/ Под. ред. А. Г. Кутузова. - 2 изд. , стереотип. - М. : Дрофа, 2001, с. 90 - 91.



«Бедные люди» - первый роман Ф.М. Достоевского. После выхода романа в свет в 1846 году в «Петербургском вестнике» все заговорили о Достоевском, как о крупнейшем писателе натуральной школы. Белинский назвал этот роман «первой попыткой у нас социального романа».


Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Достоевский не зря выбрал форму эпистолярного романа - она в большой степени соответствовала его идейному замыслу. Желая обрисовать в нем социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, писатель смог с помощью этого жанра наиболее наглядно и полно раскрыть внутренний мир героев, передать тонкие нюансы их психологии, отношение героев к окружающему миру.


Макар Алексеевич Девушкин Чиновник 9-го класса (титулярный советник), нищий и одинокий человек средних (4546) лет, полюбивший молодую девушку. Встречались они совсем редко, в основном в церкви, но зато писали друг другу письма через день да каждый день. В простодушных письмах Девушкина и вырисовывается ярко весь его характер, вся судьба, его повседневное бытие.




Варвара Алексеевна Доброселова Молодая девушка, оставшаяся без родителей, живёт одна в чужом углу, зарабатывает на хлеб шитьём. и одного лишь друга имеет на всём белом свете Макара Алексеевича Девушкина, с которым пишут они друг другу каждый день письма, хотя и живут в соседних домах. Единственное светлое пятно в судьбе Вареньки любовь к студенту Покровскому, который вскоре умирает от чахотки. Несмотря на все невзгоды и слабое здоровье, Варенька Добросёлова осталась доброй, ласковой и даже весёлой девушкой.



Конспект урока литературы 10 класс
подготовила Кайгородцева Людмила Алексеевна
МОУ СОШ с УИОП г.Нолинска
Тема: Внеклассное чтение по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди».
Цели урока: образовательная: узнать, что такое эпистолярный жанр, обратить внимание на особенности произведений Достоевского, на значение деталей в его произведениях, учить сопоставлять героев, произведения, учить правильно употреблять литературоведческие термины;
воспитательная: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать эстетический вкус, нравственные ценности на примере произведения, воспитание уважения друг к другу, умение слушать и слышать;
развивающая: развивать языковое чутьё, навыки слушания, чтения,/ говорения, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, развивать способность к анализу и синтезу.
Тип урока: урок анализа текста.
Предварительная работа: прочтение романа, работа с текстом по группам (задание в группах, вопросы учащиеся получили заранее).
Ход урока.
На доске написана тема: Фёдор Михайлович Достоевский
«Бедные люди» 1846г. Эпистолярный жанр.
Эпиграфы: «Первая попытка у нас социального романа».
В.Г.Белинский
«Новый Гоголь явился».
Д.В.Григорович
«При полном реализме открыть человека в человеке».
Ф.М.Достоевский

Раннее творчество Достоевского, ограниченное периодом от появления «Бедных людей» до ареста и ссылки за участие в обществе петрашевцев (1849г.), выглядит довольно скромно на фоне его дальнейших достижений. Но уже тогда обозначилось «новое слово» писателя, наметился путь к глубинам жизненных отношений и человеческой психологии. Поэтому цель нашего урока – увидеть «новое слово» писателя, показать это новое на примере его первого романа «Бедные люди». Давайте вспомним некоторые факты из биографии писателя и узнаем об истории создания романа. (Сообщение учащегося.)
- Да, появился, новый роман – социальный роман: 1) целостное произведение в жанре романа; 2) В чём же его социальность? (В полемическом заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе людей обречённых, придавленных гнётом зависимости и унижений, но сложных, полных внутренней душевной деликатности, преисполненных чувством собственного достоинства.)
- Необычен и жанр этого романа. Эпистолярный жанр. Найдём определение в словаре и запишем его в тетрадях.
- Итак, роман в письмах. Как вы поняли, такая форма считалась в литературе слишком изысканной, аристократической. А вот Достоевский «потратил» эту форму романа на обрисовку какого-то мелкого чиновника и девицы «с сомнительной репутацией». Почему, как вы думаете? (Чтобы увидеть мир глазами самих героев, увидеть, как много они пережили. Весь мир – это сами герои.)
- Да, слово доверено самому человеку, сторонних наблюдателей вообще нет. А что за люди, которые ведут переписку? Расскажите о судьбах Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой. (Ответы учащихся.)
- Имена героев значимые: Девушкин – мягкосердечный, скромный человек, Добросёлова – Добро – дар. Прототип Вареньки – сестра Достоевского Варвара, подолгу проживающая в Даровом – имении Достоевских в Тульской губернии.
- Так вот, живут в Петербурге два существа, переписываются, вся радость их жизни – в чувстве взаимной симпатии и поддержке то советами, то грошами. Живут, не помышляя ни о каком спасении. Обратили ли вы внимание: 55 писем всего, из них – 31 – написал Макар, 24 – Варя. Весь роман – с 8 апреля по 30 сентября. Пишут, хотя живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Почему переписываются? (в письме нам иногда легче сказать то, что мы чувствуем, переживаем.)
- Эпистолярный жанр – это роман переживаний. О чём же мы узнаём из писем? (Об их быте; о людях, которые их окружают; о бедности, от которой стыдно становится; о том, что читают; о событиях, которые происходят в их жизни.)
- Дома вы работали по группам. Слушаем сообщения и фиксируем в тетрадях основные моменты. Именно по такой схеме мы в дальнейшем будем анализировать роман Достоевского «Преступление и наказание».
1 группа. Условия жизни героев романа.
Задание: Первые письма – экспозиционные, они изобилуют бытовыми сценами. Выбрать и выписать отрывки, в которых описывается быт героев.
«Трущобы», «шум, крик, гвалд», «Ноев ковчег», - нет порядка, люди самые разные живут, Макар живёт в кухне: кровать, стол, комод, два стула, образа – очень дешёвое жильё. «Я-то не ропщу и доволен». В доме есть чёрная лестница, по которой ходит Макар, там «ветошки» развешаны, грязь, сор, запах дурной. «У нас чижики так и мрут». - «Мичман уже пятого покупает, не живут в нашем воздухе, да и только».
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа.
Судьба Горшковых («В доме даже детей не слышно». – Горшков оправдан, но поздно: умерли жена, трое детей.)
Студент Покровский и его отец. (Хорошие, умные люди не могут жить в этом безжалостном мире.)
Мальчик, дети, шарманщик.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский.
Осень в деревне и осень в Петербурге.
Богатство лучших улиц Петербурга и нищета, видимая из окон героев.
Преобладающие цвета: серый (нищенский, невзрачный), жёлтый (тревожный). Жёлтый забор видит Варенька, жёлтый дом ростовщика.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.

4 группа. Круг чтения героев.
Задание: что читают наши герои, как относятся к произведениям и их героям.
С помощью чтения героев в роман входит литературная тема. В произведениях и до Достоевского упоминались литературные факты, упоминались герои других авторов, но Достоевский первый внёс то, что литературными примерами оперируют сами герои, и только они.
Макар Вареньке советует прочитать низкопробные произведения, но у неё гораздо более высокий, развитый вкус, она с негодованием вернула ему книжку.
Варенька послала ему «Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя. Обе вещи произвели на Макара Девушкина сильнейшее впечатление, но по-разному.

В центре произведений Пушкина и Гоголя – «маленькие люди», как и сам Девушкин. Почему же герой воспринимает эти произведения по-разному?
- «Шинель» - для Девушкина понятна необходимость шинели, но для него это только вещь. Любовь Самсона Вырина - дочь Дуняша – понятна Макару, т.к. он тоже любит Вареньку. У Девушкина разное отношение к героям произведений: Самсон Вырин погиб, спился, но его жалеют, помнят рассказчик и дочь. Акакий Акакиевич исчез без следа, даже нет упоминания о кладбище и могиле. Девушкин не совсем разобрался в своих чувствах и обвинил Гоголя в «злонамеренной книжке». А в судьбе Макара Девушкина и Акакия Акакиевича много общего: вещь – «шинель» - сапоги, пуговицы; «значительное лицо» - одному помог, а другому нет. Но если бы Акакия Акакиевича мог спасти начальник, то для Девушкина даже это спасение не могло изменить судьбу, т.к. Варенька всё равно его покинула.
- Когда Достоевского спрашивали об эпизодах размышлений о произведениях Пушкина и Гоголя, он подчёркивал: «Говорит Девушкин, а не я». Ведь Макар по сути дела отрицает Башмачкина как самого себя, как правду о себе. Сам же Достоевский понимал органическую связь между Пушкиным и Гоголем. В 1846 г. Фёдор Михайлович писал своему брату Михаилу: «Я далеко ушёл от Гоголя,…я иду в глубину и, разбивая по атомам, беру целиком».
Новаторство Достоевского: усложнил образ «маленького человека» - не только страдающий, бедный, жалкий, но и наделён внутренней духовной красотой, умом, самосознанием.
- Назовите черты характера Макара Девушкина. (чувства к Варе, жалость к обездоленным, чувство собственного достоинства – в драке с офицером, готовность к самопожертвованию, готовность отдать последнее – 20 копеек Горшкову, всё – Вареньке.)
Девушкин говорит о себе как о «маленьком человеке», «ветошке» (несколько раз): «Я привык, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек».
Вывод: мы видим сочувствие к маленькому человеку.
Проблема романа: соотнесение «среды» и «личности». Достоевский отдаёт предпочтение личности.
- Чем заканчивается история? (трагедией – душа в смятении, т.к. уезжает Варенька.) конец романа называют «катастрофическим мышлением», т.к. идиллия обрывается.
- Что сквозит в словах Девушкина? (Протест – это главное в романе.)
Вывод: Достоевский не просто открывает «человека в человеке», он вкладывает в его уста слова протеста. Крик: «Что вы сделали, что вы над собой сделали! Я под колёса брошусь! По какому праву это всё делается? Я с вами уеду, я за каретой вашей побегу! Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!»
- Так что же такое словосочетание в заглавии «Бедные люди»?
Не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди» - значимы оба понятия. Эпиграф созвучен словам Девушкина, но Достоевский хочет, Вывод: чтобы роман навёл на размышление, чтобы «всякая дребедень» (=мысли) пошли в голову. Не зря Белинский сказал: «В Макаре Девушкине много прекрасного, благородного и «святого», уцелевшего посреди господствующего кошмара жизни». И хорошо, что уцелело, что он дорос до ропота, протеста.
А на следующих уроках мы, используя те же приёмы, методы, схемы, постараемся проанализировать, понять, что с человеком может сделать среда, как Раскольников будет убивать в себе «маленького человека» и какие мысли могут рождаться у человека под влиянием практически такого же окружения, как и в романе «Бедные люди».

Домашнее задание: история создания романа «Преступление и наказание», тема, проблемы произведения (по учебнику).

Класс: 10

Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.М.Достовевского;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • продолжать работу по воспитанию интереса к русской литературе.

Оборудование: выставка, портрет, презентация, медиапроектор, компьютер.

Запись на доске:

  • “Новый Гоголь явился!” (Н.А. Некрасов)
  • “...Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...” (В.Г.Белинский)
  • “В произведениях г.Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке....” (Н.А.Добролюбов)

Эпиграф: Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку.

Номер урока в теме: 1.

Тип урока – вводный.

Форма проведения – литературная гостиная с элементами театрализации.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества.

Он всегда стоял особняком в русской литературе, оставаясь не вполне понятным и оцененным.

Достоевского по праву называют “самым трудным в мире классиком”. Чтобы понять этого писателя, надо узнать логику его мышления, строй его понятий и терминов. Многое у Достоевского “не как у людей”. Он стремился к обособленной оригинальности.

Откуда же, из каких корней возрос этот гений?

Какими были детство и юность писателя?

1 -й ученик:

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье врача Мариинской больницы для бедных, в Москве, на Божедомке. Семья жила во флигеле при больнице. Это было импозантное здание дворцового типа, но внутреннее убранство казенной квартиры коллежского советника, штаб-лекаря, было весьма скромным.

Семья со временем разрослась до 9 человек, но ютилась в двух комнатах с передней и отдельной кухней.

Была ли семья бедной? Ведь бедность – основной мотив всех рассказов о детстве Достоевского. Судите сами: отец дослужился до личного дворянства, имел частную практику, содержал прислугу: няню, двух горничных, кухарку, кучера, лакея. При рождении детей нанимали кормилиц, держали четырёх лошадей.

Мать писателя происходила из богатого купеческого рода Нечаевых, имела множество братьев и сестер, которые впоследствии помогали воспитывать детей.: Михаила, Федора, Варвару, Андрея, Веру, Любовь, Николая, Александру. Люба умерла во младенчестве, остальные дети, кроме Михаила и Федора, прожили заурядной жизнью, даже не догадываясь, каким гениальным был Федор.

2 -й ученик:

Отношения в семье строились на полном подчинении воле и капризам мужа, отца.

Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, по всем воспоминаниям, был вспыльчивым, мнительным и строптивым скопидомом. Он пересчитывал тряпки за прачкой, приходил в бешенство, не досчитываясь серебряной ложечки в буфете; постоянно изводил жену придирками, ревностью, подозрениями.

Мать писателя, умершая в феврале 1837 года, была совсем другой: веселая, общительная, хозяйственная, ухватистая, вся в купеческую родню.

До наших дней дошла переписка супругов Достоевских. Она не блещет грамотностью, но вся пронизана какой-то пряничной, приторной нежностью.

И это не могло пройти для Достоевского бесследно. Для писателя вопрос семейных отношений - вопрос громадной важности: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной ему семьи.

Учитель: А каково же влияние семьи на самого писателя? Как он воспитывался, к чему приучался в детстве и юности?

3 -й ученик:

Исследователи жизни и творчества Достоевского отмечают, что домашнее воспитание будущего писателя велось правильно и систематично: он знал французский и немецкий языки, отец обучал его даже латыни.

В раннем детстве у Достоевского, как и у Пушкина, была своя “няня” Алена Фроловна. Она рассказывала мальчику о сказочной жар-птице, о подвигах Алеши Поповича, о Синей Бороде. Потом началось самостоятельное чтение. Писателя особенно поразила книга “104 священных истории Ветхого и Нового Завета”. Все литературные новинки были в поле его зрения: прославленные тогда русские исторические романы “Юрий Милославский” Загоскина; “Ледяной дом” Лажечникова; “Стрельцы” Масальского; “Семейство Холмских” Бегичева.

Но на первом месте были Пушкин и Гоголь. Смерть Пушкина поразила Достоевского как личное горе, ведь он любил в поэте все, а особенно его жизнелюбие и гуманизм.

Больше всего привлекали Достоевского “Песни западных славян”. Он прекрасно читал стихотворения и прозу Пушкина своим тихим проникновенным голосом, чаруя слушателей мелодикой стиха. Ф.М.Достоевский, можно сказать, “поклонялся” глубине и изяществу “Евгения Онегина”

Учитель: Если бы не болезнь и кончина “маменьки”, Федор и Михаил Достоевские объявили бы в семье траур по Пушкину. Раздумья о любимом писателе прошли через всю нелегкую жизнь Достоевского. Поэтому возможность выступить на открытии памятника А.С.Пушкина в Москве писатель считал огромной радостью и великой честью, размышлял о том, что же такое ПУШКИН для России и мира.

4 -й ученик: Памятник скульптора А.М. Опекушина был открыт 6 июня 1880 года в Москве на краю Тверского бульвара. А 8 июня в зале благородного собрания Федор Михайлович произнес свою речь. Волнуясь и как-то сутулясь, он поднялся на кафедру и начал читать как-то медленно и неуверенно. Но постепенно его голос окреп, вдохновленная приподнятость мыслей словно сделала его выше, расправила плечи, зажгла огнем темные глаза.

Достоевский говорил о трех периодах творчества Пушкина, между которыми, однако, “нет твердых границ”, причем, отмечал писатель, последний период творчества Пушкина – всечеловеческий. Писатель считал, что среди мировых литературных гениев не было ни одного, который бы обладал такой способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. Но основной смысл речи сводился к призванию всех к единению и братству. Свою речь Федор Михайлович закончил словами: “Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, но всечеловечески – братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы его в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина”.

5-й ученик: Но великое служение России пером художника особенно поразила его в Гоголе. С приходом Гоголя в литературе свершилось чудо: писатель заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил взглянуть на себя по-новому, так что жизнь показалась совсем не изведанной бездной.

Учитель: Но детство человека не бесконечно, наступает момент, когда он должен покинуть отчий дом, чтобы получить профессию и создать свой дом, свою семью. Настало такое время и для Достоевского.

6 -й ученик:

Сначала братья Федор и Михаил учились в первоклассном Московском пансионе Леонтия Чершака, о котором позднее вспоминали с благодарностью, т.к. пансион отличался строгой дисциплиной, богатой учебной программой, образованными преподавателями. Образование в пансионе пробуждало самостоятельную мысль учеников. Но ничего специфически писательского у Достоевского пока не видно. По окончании пансиона он поступил в главное инженерное училище в Петербурге. Видимо, такой выбор сделан по воле отца, который хотел, чтобы его дети были прочно обеспечены, а окончание училище давало офицерский чин. В училище преобладали шагистика, топография, фортификация, точные науки, и здесь у Достоевского случился первый приступ эпилепсии. В училище писатель жил какой-то внутренней жизнью, напряженной, скрытой от других. Он отличался религиозностью. Был нелюдим, имел мало друзей.

Вся эта внутренняя работа не могла остаться невостребованной. К 1845 году Достоевский полностью перечитал Шиллера, увлекся Бальзаком и здесь-то увидел основную концепцию своего творчества: реализм, разнообразие стихий жизни. Это в глазах писателя объединяло Бальзака, Пушкина и Гоголя.

7 -й ученик:

В 1845 году Достоевский вошел в русскую литературу, не робко, как новый ученик, а смело, веско, сказав свое, новое, слово. Это был роман “Бедные люди”. Сразу после выхода романа в свет о Достоевском заговорили как о крупнейшем писателе натуральной школы. В это время литература переживала период замечательного расцвета.

Все в первом романе было в духе “натуральной школы”: и название, и герои, и пафос отстаивания человеческих прав. По мнению Белинского, это была первая попытка социального романа в русской литературе. И действительно, социальность романа выступала в заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе изгоев общества. полных внутреннего достоинства и душевной деликатности. Именно таковы Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Они не мечтают ни о каких благодетелях, ни о каких спасителях, а живут сами по себе. Но реальность врывается в их узкий мирок и всё ломает, они вынуждены расстаться.

Поразительно то, что свой первый роман Достоевский написал в эпистолярном жанре. Эта форма в литературе считалась аристократической, изысканной. И вдруг Достоевский “потратил” эту форму на обрисовку внутреннего мира “простого чиновника и падшей девицы”. А ведь, в сущности, Достоевский продолжил традицию высоких и чистых чувств. Но, с точки зрения укоренившейся морали и “приличий”. этот мир бедных героев казался вызывающим. И эту же линию Достоевский продолжил в повести “Белые ночи”.

8 -й ученик:

Боль о человеке... Для творчества Достоевского, для его гуманизма трудно найти более точную и емкую формулу. “Белые ночи” - сентиментальный роман из воспоминаний мечтателя. Начнем со слова “мечтатель”, так называет себя сам герой. От чего же он прячется? От других людей, от их любопытных взглядов. Для него всегда существует водораздел: мечтатель и остальные.

Но что означает прибавка “сентиментальный роман”? Это не просто роман, а сентиментальный, т.е. овеянный поэзией сердечного чувства, размывающий контуры реальных событий. И тут мы обращаемся к словам самого заголовка – “Белые ночи”.

Обратим внимание, что все действие романа происходит ночью. В нем даже нет привычного деления на главы, а есть ночи: ночь первая, ночь вторая... всего 4 ночи. Скупа, лаконична и ночная декорация: только набережная канала, на которой встретились мечтатель и Настенька; скамейка, на которой они сидели. Вначале оба героя равны, равны своим несчастьем, одиночеством, бедностью. Выходит, что несчастье их сближает. А счастье – счастье, ее встреча с возлюбленным – разъединяет. Получается, что даже пережитое в эти Белые ночи – все это было не его. Мечтатель понял, что даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь – были не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание повязать свое счастье”. Таков всеобъемлющий гуманизм Достоевского: писатель исполнен “боли о человеке всяком – бедном, неудачливом, забытом – и заставляет разделить эту боль нас, читателей”.

Но Достоевский не ограничился только одним сентиментальным направлением. За 3 года он создает вслед за “Бедными людьми” и “Белыми ночами” 6 произведений. Среди них “Неточка Незванова”, “Двойник”, “Хозяйка”. В этих произведениях то “среда” господствует над личностью, то прослеживаются попытки бунта личности за свои права, то герои одержимы какой-либо идеей. Собственно, на этом закончился первый этап литературного творчества Достоевского. И виной тому или причиной стала общественно-политическая деятельность писателя. Новая идеология – социализм – привлекла писателя проповедью лучшего будущего для человечества, проповедью равенства, эмансипации женщины, критики буржуазной цивилизации.

1 -й ученик:

Именно идеология социализма приводит Федора Михайловича в различные кружки и политические общества, но с сентября 1848 года он останавливает свой выбор на кружке Михаила Васильевича Петрашевского, регулярно посещал его “пятницы”. “Петрашевцы” были идейными наследниками декабристов, но общество уже не состояло из одних дворян, здесь были и разночинцы. “Петрашевцы” были арестованы, даже не начав действовать, а лишь составив “заговор идей”.

Но Достоевский по своим убеждениям никогда не был революционером, в его сознании преобладают истины Евангелия, и социализм он принял как ветвь христианства. “Пятницы” Петрашевского привели Достоевского к аресту и приговору к смертной казни. Но затем в числе других писатель был помилован и получил 4 года каторги и поселение в Сибири. Приговор был оглашен 22 декабря 1849 года, а 23 января 1850 года Достоевский по этапу был доставлен в Омск, каторжный острог. В книге “Записки из мертвого дома” он подробно описал жизнь каторжан. Пребывание на каторге, а затем служба рядовым внесли определенные изменения в мировоззрение писателя. В 1858 году Достоевский, дослужившийся до прапорщика, подает в отставку “по болезни”. Годом ранее он был восстановлен в гражданских правах, и ему было возвращено потомственное дворянство.

Хотя в чем-то Достоевский и отказался от своих прежних идей, но он остался верен одной главной идее – идее правды жизни. Во 2-й половине 19 века в русской литературе стал преобладать жанр романа. Достоевский- романист наряду с Толстым занял одно из первых мест в русской литературе. В своих романах он показывал безгранично богатый жизненный материал. Затрагивал такие стороны общественной и социальной жизни, мимо которых проходили другие писатели-романисты. И сила таланта Достоевского проявилась в изображении современной ему мятущейся личности, в критике неустроенности современного общества.

В 60-70 -е годы 19 века писатель создает “свои великие романы”: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”.

2 -й ученик:

Путь Достоевского к роману “Преступление и наказание” был долгим. Задуман он был еще в начале 50-х годов. Тягостный и мучительный 1864 год дает писателю обильный материал для задуманного произведения. После смерти брата Федор Михайлович оказывается в страшной нужде, над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год писатель был вынужден обращаться к петербургским ростовщикам. Не жалея здоровья, просиживал за работой до 6 часов утра, пытаясь спасти общее с братом детище – журнал “Эпоха”. Достоевский все же не может выбиться из нужды и доводит сумму своего долга до 25 тысяч рублей. Он перестает бороться за журнал и возвращается к своему основному делу – писательскому ремеслу.

Основной вариант романа сложился к осени 1865 года. Но он разрастался, становился объемнее и сложнее. Кажется, работа над романом вот-вот успешно закончится, и вдруг осенью 1866 года Достоевский опять попадает в исключительно трудные обстоятельства: он вынужден одновременно с работой над “Преступлением и наказанием” напряженно работать и над другим романом - “Игрок”. Дело в том, что по контракту с издателем Стелловским он должен был представить новый роман к 1 ноября. Поэтому лишь в ноябре 1866 года Достоевский диктует последнюю, шестую, часть романа и эпилог “Преступления и наказания”, которые печатаются в декабрьском номере журнала “Русский вестник”. И только в марте 1867 года роман “Преступление и наказание” выходит отдельным изданием.

Выходу романа предшествовали многие трудности: и финансовые, и психологические, и нравственные искания не оставляли писателя. Но основной проблемой стала нехватка времени для написания очередного произведения по кабальному договору. И в это труднейшее для писателя время судьба в лице Милюкова и профессора стенографии Ольховского преподнесла Фёдору Михайловичу, наверное,самый щедрый подарок -знакомство с главным человеком всей его жизни, и писательской, и человеческой. Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент, рассказывающий эту трогательную историю.(см. Приложение 1 ).

Еще два романа выходят в свет после “Преступления и наказания”, это “Подросток” и “Идиот”. И все эти годы в душе и в мыслях писателя зреет замысел нового романа, романа-дилогии, объединяющего в себе прошлое и будущее.

3 -й ученик: “Братья Карамазовы” - последний, итоговый, самый великий роман Достоевского. В его основу положена драматическая интрига – убийство лица, явившегося средоточием страстей. Убийство из ненависти и мести, из-за денег, из-за ревности. Чисто житейская основа придает естественность интриге, полноту и убедительность мотивировкам.

“Братья Карамазовы” - самый сложный и самый понятный по сюжету роман Достоевского. Семейное начало, обычно обнаруживавшееся в романах писателя и оказывавшееся на периферии, здесь положено в основу повествования. Действие развивается стремительно, все роли обозначаются сразу. Роман органичен, ясен, национальная русская стихия господствует во всех его клеточках.

Новым словом в художественном повествовании явились сцены народных страданий, взятые с натуры. В основу сюжета положена слышанная Достоевским на каторге история заключенного в Омском остроге отставного поручика Ильинского, “отцеубийцы из дворян”. Ильинский был осужден ошибочно, убийцей был его младший брат, желавший единолично получить наследство. Роман опирается на многое из того, что автор наблюдал в жизни или разузнавал специально. Достоевский писал иногда в жару личных переживаний: у него умер сын Алеша трех лет, и он назвал Алешей одного из героев романа.

В “Братьях Карамазовых” поставлен вопрос о смысле бытия. Эту проблему обсуждали все герои романа. Писатель приходит к выводу, что ни одна существовавшая в мире система государственного устройства не защищает права каждого человека. Спасение только в обновлении самого человека. Старец Зосима говорил: “Будут братьями, будет и братство”. Это – выражение основного жизненного принципа писателя. В учении Достоевского, конечно, много спорного и неверного, но общий вывод – смысл жизни в том, чтобы знать, зачем жить.

А жить надо, по Достоевскому, чтобы был мир между людьми, во имя их процветания, совершенствования. Сами братья из семейства Карамазовых разбились в разные стороны. Но принцип “братства” остался и завещан писателем будущему.

Думаю, что пришло время подвести итоги нашего знакомства с писателем и его творчеством. Каждый из вас, готовясь к уроку, узнавал какую-либо грань этой великой и неоднозначной личности. Дома вы напишете сочинение-миниатюру “Достоевский, каким я вижу его.”.

Также напоминаю, что вы получали заранее задания по группам к роману “Преступление и наказание”:

  • 1 группа -Петербург Пушкина
  • 2 группа - Петербург Гоголя
  • 3 группа - Петербург Достоевского.

Всем спасибо, жду вас на следующем уроке.

P.S. Презентацию каждый учитель создает в соответствии со своими задачами, у меня она служила иллюстративным материалом к выступлениям учащихся, включала в себя портреты Ф.М.Достоевского разных авторов, различные фото, иллюстрации к произведениям писателя, фрагменты кинофильмов.

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. Информация, которую содержит наша статья поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Краткий анализ

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Тема

Достоевский раскрыл тему жизни людей , которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

Главные герои

Жанр

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. В романе “Бедные люди” анализ жанровых особенностей так же важен, как и смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 83.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка