Со множественным числом бывает не всё так просто, как кажется. А если вы не согласны, то, вероятно, вы просто не пытались разобраться с родительным падежом. Грузин или грузинов, помидор или помидоров и брелоки вместо брелков.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно: килограмммандаринов / апельсинов

Советы, как выбрать самые сладкие мандарины, вы, скорее всего, прочитаете под Новый год. Ну или чуть раньше. А мы пока расскажем, как не облажаться с правильным произношением или ещё хуже - написанием. Когда в следующий раз окажетесь в прилавке с фруктами, прислушайтесь, кто и как произносит. Спорим, что пару-тройку ошибок (в зависимости от того, сколько времени у вас займёт тщательный выбор фруктов) вы точно услышите. Запоминайте: названия фруктов, овощей мужского рода, которые оканчиваются на твёрдый согласный (прямо как «апельсин» и «мандарин»), в родительном падеже множественного числа будут иметь окончание –ов: тонна апельсинов, мандаринов, бананов, гранатов. Сказать «килограмм мандарин» и «взвесьте пару апельсин» - тоже можно. Но только в разговорной речи и когда никто не слышит. Исключение из правила только у «яблок» - вариант «десять яблоков» считается просторечным. Правильно будет сказать «у нас нет зелёных яблок, только красные».

Правильно: два килограммапомидоров и баклажанов

С помидорами и баклажанами всё то же самое. Овощ? Да. Мужского рода? Тоже да. Оканчивается на твёрдый согласный? Снова да! Значит, в родительном падеже множественного числа пишем окончание –ов. Поэтому ваш салат будет из помидоров и баклажанов (а не помидор и баклажан).

Правильно: у нас 150 банок солений в погребе

Ещё очень вкусно, когда помидоры, огурцы и морковь солят. Правда, не ошибиться в том же родительном падеже того же множественного числа бывает непросто. Если будете кому-нибудь хвастаться, как много солений (а не соленьев) у вас в кладовке или у родителей в погребе - делайте это тоже правильно.

Правильно: три пары чулок

Вспомним элементарное. Но при этом распространённую и раздражающую ошибку: как пишутся «носки», «гольфы» и «чулки» в родительном падеже множественного числа. Взрослые предлагали запоминать так: чулки на самом деле длинные - окончание короткое («чулок»), гольфы и носки короткие - окончание длинное («гольфов», «носков»).

Изначально все слова писались с одинаковым окончанием -ов: чулков, носков, сапогов (слово «чулков» до сих пор существует в некоторых словарях с пометкой «устаревшее»). Но впоследствии «чулки» потеряли окончание, а написание «чулок» стало считаться единственно правильным.

Правильно: у нас больше нет чистых носков и гольфов

Про гольфы и носки мы уже подробно описали чуть выше. Но хотим обратить внимание, что в последнее время наметилась тенденция к многочисленным изменениям в словарях. Например, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией Лопатина привычный вариант «носков» уживается с формой родительного падежа «носок». Есть вероятность, что скоро «носок» станет допустимой нормой (как «пять килограммов помидор» в разговорной речи), но пока рекомендуем в родительном падеже множественного числа писать и говорить только «носков» и «гольфов».

Правильно: без шортов

Правильно: без шорт

Во-первых, шорты - это существительное, которое употребляется только во множественном числе. Раньше был только один правильный вариант в родительном падеже: (без) шорт. Хотя сейчас Русский орфографический словарь РАН даёт, что оба варианта - шорт и шортов (ударение на первый слог) - равнозначные. Так что если кому-то соберётесь сообщить такую важную информацию про шорты - выбираете вариант, который вам больше нравится. Хотя (без) шорт звучит, как нам кажется, привычнее. Но вы всё равно не стесняйтесь.

Правильно: большой выбор джинсов

«У меня пять пар джинс». Ужасно рады, вот только в этом предложении всё неправильно. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются исключительно во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание. Брюки - брюк, шорты - шорт (хотя есть ещё равноправный вариант «шорты»). Но помимо них ещё есть «джинсы», «штаны», у которых в окончании появляется –ов. Так что выбирайте джинсы правильно. А если вы хотите сказать о джинсовой ткани, то об ударении можете даже не думать. Равноправные варианты: джИнсовая и джинсОвая.

Правильно: поделки из макарон

Мы снова про еду. Но никаких овощей и фруктов. Стоит запомнить ещё одну форму родительного падежа существительного, которое употребляется только во множественном числе: поделки из чего? - макарон. И никаких «макаронов», пожалуйста.

Правильно: я съел тарелку оладий и вафель

И для тех, кто всё-таки больше не по чипсам, солёной рыбке и соленьям. Рассказываем, как вести грамотные беседы в кофейнях. Хотя «оладья», «вафли» и «печенье» в грамматическом плане далеко от «солений» не ушли. Запоминайте: правильно в родительном падеже (множественного числа) будет «оладий», «печений» и «вафель». А если вдруг в каком-то словаре (Ушакова, допустим) вы встречали вариант «оладьев» - не верьте. Это форма неверная. И её давно никто не рекомендует употреблять.

Правильно: пять килограмм / грамм

Правильно: пятькилограммов / граммов

Вариативность бывает не только у шорт и шортов, но и единиц измерения. Если они сочетаются с числительными, то на выбор у вас два равноправных варианта - семь килограмм и семь килограммов. Но если родительный падеж не используется для условного счёта, то тогда количество вариантов уменьшается до одного: я хочу скинуть несколько лишних килограммов (или граммов).

Правильно: у неё нетсапог и туфель

Без сапог и туфель грустно жить. Но зато обычно то, что надевается (или обувается) на ноги, употребляется с нулевым окончанием. Например, чулок, сапог, тапок, ботинок, валенок, туфель. Разве что кеды отличились: в родительном падеже множественного числа будет «кедов». Кстати, про туфлю. Правильная форма только (нет) «туфель», с ударением на первый слог. «Туфлей» - недопустимый вариант, хотя некоторые и пытаются признать его в разговорной речи. Ну и сразу скажем про ударения. Никакой «туфлЯ» - только «тУфля».

Правильно: вокруг дома столько яслей

Место, где начинается нешуточная социализация и подготовка к суровой детсадовской и школьной жизни. Первое, что нужно знать о слове «ясли» - у него нет единственного числа (прямо как у качелей). Второе - это сложный родительный падеж, который многих подводит. Правильно будет не «ясель», а «яслей». И третье - ударение во всех падежах падает на первую букву «я»: ребёнок в Яслях.

Правильно: в Сочи грузин больше, чем армян

С национальностями тоже бывает непросто. Попробуй запомни: нужно окончание или нет. Для начала разберёмся с грузинами и армянами. Если погуглить «грузинов», то найдётся 314 000 результатов. Из этих тысяч наверняка где-то объясняют ошибку, а где-то рассказывают про обладателя фамилии Грузинов, но всё же. Если мы хотим назвать количество представителей Грузии или Армении, то правильно будет «пять грузин» или «трое армян».

Правильно: в компании турок

Друзья из Турции ушли недалеко от грузин и армян. Есть ещё одна хитрость, которая поможет запомнить правильные варианты. Очень часто у названий национальностей родительный падеж множественного числа совпадает с формой именительного падежа в единственном числе: турок, грузин, осетин, румын. Можете проверить по словарю.

Правильно: у меня много друзей- башкир татар )

Ещё одна распространённая ошибка, которая на самом деле подчиняется предыдущим правилам. Решили лишний раз повторить, чтобы вы запомнили раз и навсегда. Но не стоит думать, что у всех национальностей без исключения нулевые окончания. Не совсем. Например, в родительном падеже литературные нормы: абхазов (а не абхаз), таджиков, киргизов, калмыков и так далее.

Правильно: тренеры «Спартака» и ЦСКА недовольны матчем

А теперь никакого родительного падежа - множественное число существительных в чистом виде на примере футбольных тренеров. Существительные с окончанием на согласную образуют множественное число с помощью окончания -ы: «тренеры», «редакторы», «кремы», «договоры». Это литературная норма, поэтому просто запомните. А про другую литературную норму с окончанием на –а - читайте ниже.

Правильно: твои глаза - как донья океанов

Согласитесь, комплимент так себе. Особенно если говорят «днища». А вот если употребить верную форму множественного числа, то ваш собеседник (в душе тайный граммар-наци) наверняка будет покорён. Ну и, кстати, никаких шуток. У слова «дно» действительно существует множественное число (хотя даже кандидат филологических наук Марина Королёва не сразу об этом узнала) - «донья». Прямо как обращение из латиноамериканских мыльных опер («Доброе утро, донья Роза!»). Так что у океанов всё-таки донья, как и бутылок шампанского.

Правильно: у тебя брелоков больше, чем ключей

Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением. Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Но словари сдаются натиску разговорной речи. Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари делют пометку, что это разговорный вариант.

Правильно: не хватает нервов

Нервов при современном темпе жизни и правда иногда не хватает. Главное, чтобы не «нерв». Всё-таки с одним расставаться не так грустно, как с нервной системой целиком.

Правильно: лучшиедиректора московских школ

В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен. Окончания на -ы (-и) - более привычны для нас и считаются литературными (тренеры, как в примере выше). Но с годами формы на -а (-я) сумели вытеснить некоторые литературные варианты. Точнее, занять их место. Сейчас единственно правильными вариантами считаются «директора», «профессора», «доктора».

Правильно: пятькочерёг

Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. Если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.

Фото: картина Уинслоуа Хомера «Сигнал тумана»



Rzeczownik. Mianownik liczby mnogiej (Имя существительное

Состояние языковой культуры в современной России оставляет желать лучшего. И виной тому отнюдь не ориентация на западную культуру и не отсутствие тяги к чтению, как сокрушаются СМИ.

Широкий ассортимент словарей, в которых можно встретить различное написание одного и того же слова, жаркие споры ученых-лингвистов вокруг правописания отдельных слов, огромный поток литературы, не отработанной грамотным корректором, засорение речи неуместными жаргонными словами – вот истинная причина процветания безграмотности. Языковые нормы существуют не ради самих себя, а, прежде всего, для того, чтобы люди понимали друг друга, избегали двусмысленности и, наконец, сохраняли национальное языковое богатство.

Как часто в офисах можно услышать звОнит вместо звонИт, катАлог вместо каталОг и т. д. Более того, все чаще собеседники начинают задумываться над произношением слов во множественном числе: директорА или дирЕкторы, бухгалтерА или бухгАлтеры, договорА или договОры? Все это медленно, но верно расшатывает традиционные литературные нормы русского языка и приводит к общему падению культуры.

В современном русском языке примерно 300 слов, в которых именительный падеж множественного числа – «колеблющийся», с вариантами. Более того, норма ударения в некоторых словах с течением времени менялась, отражая развитие системы склонений русских существительных. Так, например, в конце XIX – начале XX века директорОв называли дирЕкторами, а профессорОв – профЕссорами. В течение же прошлого века произошли необратимые изменения. Окончания на -а (-я) стали царить в просторечии и «профессиональном» жаргоне, а формы на -ы (-и) оказались более нейтральными, более традиционными для литературного языка (редакторы, инструкторы, корректоры). Но не стоит забывать, что во всех правилах существуют исключения.

ДиректорА, договОры, бухгАлтеры – именно эти нормы стали ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМИ!

  • Приехали директорА крупных заводов, собрались директорА, мы написали письмо директорАм.
  • Наша компания заключила договОры.
  • БухгАлтеры посчитали смету и т. д.

Правописание (окончание и ударение) слов директор, бухгалтер, договор и др. подчиняется правилу «Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я)». Это правило довольно сложное. Если окончание -ор/-ёр/-ер ударное, то оно чаще сохраняется в форме множественного числа, т.е. даёт -ёры, -оры: договоры, шофёры, планёры, моторы, заборы, инженеры, кавалеры. В остальных случаях существительные, особенно одушевлённые, на -ор/-ер во множественном числе имеют сильную тенденцию к смещению ударения на окончание: доктора, юнкера, катера и пр. Но есть и масса обратных примеров, в частности, бухгалтеры, тренеры и др. Кроме того, существует ряд факторов, непосредственно влияющих на написание то или иного окончания в слове. Все это подробно расписано (с многочисленными примерами) в справочниках по правописанию.

Однако простому человеку (не филологу) образовать форму множественного числа именительного падежа, руководствуясь пунктами правил, будет затруднительно. Поэтому поверьте на слово – лучше некоторые слова просто запомнить. В противном случае можно легко «перепутать» искомое правило. А еще лучше, хотя бы изредка, заглядывать в словарик.

Немного юмора

При запоминании можно руководствоваться рифмами-ассоциациями:

  • директорА – мастерА
  • договОры – вОры
  • бухгАлтеры – планЁры

Когда речь идет о нескольких (двух и более) предметах или живых существах, мы должны употребить существительное во множественном числе. Выбор нужного окончания зависит от рода слова и основы, на которую заканчивается слово в именительном падеже. В некоторых случаях важна не только основа слова, но и последняя буква.

Основы в польском языке бывают трех типов:

  1. Твердая: b, d, f, ł, m, n, p, r ,s ,t, w, z, k, g, ch/h
  2. Мягкая: ć, ś, ń, ź + j и l
  3. Затвердевшая: все диграфы без ch (sz, cz, rz/ż, dz, dż) + с

Поскольку в польском языке нередко бывают чередования гласных и согласных, присоединение окончания множественного числа может вызвать трудности. Ведь в этом случае нужно еще запомнить, какие звуки изменяются.

Rodzaj nijaki (средний род)

В польском языке существительные среднего рода в именительном падеже множественного числа всегда имеют окончание a . Например:

Okno okna (окно – окна);

Pole pola (поле – поля);

Muzeum muzea (музей – музеи).

Таким образом, нам нужно лишь поменять в слове последнюю букву. Никаких чередований не происходит.

Однако есть несколько существительных среднего рода, которые отступают от этого правила. Их формы нужно просто запомнить. Например:

Dziecko dzieci (ребенок – дети);

Zwierz ę – zwierz ę ta (животное – животные);

Imi ę – imiona (имя – имена);

Ciel ę – ciel ę ta (теленок – телята) и другие существительные среднего рода на –ę (чаще всего они обозначают детей животных).

К слову, в русском языке эти же существительные тоже склоняются по особому принципу.

Rodzaj żeński (женский род)

В именительном падеже множественного числа существительные женского рода имеют окончание i , — y или e .

Так, окончание i пишем в словах, основа которых заканчивается на мягкие согласные ć, ś, ź, d ź и k , g . Например:

Nauczycielka nauczycielki (учительница – учительницы);

Noga nogi (нога – ноги);

Powie ść – powie ś ci (повесть – повести);

G ęś – g ę si (гусь – гуси);

Odpowied ź – odpowiedzi (ответ – ответы).

Окончание y пишем после твердых согласных (t, d, p, b, m, n, r, ł, w, s, z, f ), а также после диграфов sz и cz , за которыми следует нулевое окончание. Например:

Szmata szmaty (тряпка – тряпки);

Ko ł dra ko ł dry (одеяло – одеяла);

Kr ó lowa kr ó lowy (королева – королевы);

Kasa kasy (касса – кассы);

Szafa szafy (шкаф – шкафы);

Rzecz rzeczy (вещь – вещи);

Mysz muszy (мышь – мыши).

Окончание e имеют существительные женского рода, которые заканчиваются на с, ż, d ż, j a, i a, nia , sz a, rza , cza , c a, ni . Здесь речь идет не об основе, а о слове целиком. Например:

Noc noce (ночь – ночи);

Podr óż – podr óż e (путешествие – путешествия);

Babcia babcie (бабушка – бабушки);

Sesja sesje (сессия – сессии);

Dusza dusze (душа – души);

(НО: m ysz muszy , потому что имеет нулевое окончание)

Pralnia pralnie (прачечная – прачечные);

Burza burze (буря – бури);

Ulica – ulice (улица – улицы);

Sprzedawczyni – sprzedawczynie (женщина-продавец – продавцы).

Rodzaj męski (мужской род)

Формы существительных мужского рода вызывают наибольшие трудности. При их образовании нужно обращать внимание не только на конечный звук в основе, но и на значение слова во множественном числе.

В мужском роде слова делятся на две группы:

  1. Лично-мужские (соответствуют местоимению oni – обозначает группу людей, в которой должен быть хоть один мужчина)
  2. Нелично-мужские (соответствуют местоимению one – обозначает группу людей, в которой нет мужчин).

Часто тяжело разобраться, обозначает слово группу с мужчинами или нет.

Существует простое объяснение. Нужное слово проверяем по двум параметрам, если хотя бы один из них не подходит – это нелично-мужская форма.

  1. Слово мужского рода в единственном числе.
  2. Слово обозначает человека.

Например, слово ludzie пошло от слова człowiek и соответствует двум параметрам – это мужской род и человек. Следовательно, ludzie – лично-мужская форма.

Слово osoby является синонимом к слову ludzie , и также обозначает группу людей (скорее всего, с мужчинами), но оно не соответствует первому параметру (в единственном числе это женский род – osoba ). Следовательно, это нелично-мужская форма.

Возьмем пример, когда не подходит второй параметр: слово koty образовано от слова kot мужского рода, но не обозначает человека. Значит, также нелично-мужская форма.

Нелично-мужская форма

Букву i пишем в словах, которые оканчиваются на —k, -g. Например:

Mak maki (мак – маки);

R ó g rogi (рог, угол – рога, углы).

Окончание y имеют слова с твердой основой:

Pies psy (собака – собаки);

Kot koty (кот – коты);

Wyraz wyrazy (слово, выражение – слова, выражения).

Окончание имеют существительные, которые в именительном падеже единственного числа оканчиваются на мягкие и затвердевшие основы, а также некоторые слова на b , p , w (большинство из них обозначают птиц, рыб и других представителей животного мира):

Ko ń – konie (конь – кони);

Li ść – li ś cie (лист – листья);

Koc koce (плед – пледы);

Krokodyl krokodyle (крокодил – крокодилы);

Stru ś – strusie (страус – страусы);

Kosz kosze (корзина – корзины);

Klucz klucze (ключ – ключи);

N óż – no ż e (нож – ножи).

Формы слов, оканчивающиеся на b , p , w , которые нужно запомнить:

Ż uraw – ż urawie (журавль – журавли);

Karp karpie (карп – карпы);

Go łą b go łę bie (голубь – голуби);

Paw pawie (павлин – павлины);

Jastrz ą b jastrz ę bie (ястреб – ястребы);

Żół w – żół wie (черепаха – черепахи);

Jedwab – jedwabie (шелк – шелка).

Обратите внимание! Здесь твердый конечный согласный чередуется с мягким.

Кроме того, окончание имеет немногочисленная группа слов на ans : finanse , romanse . Хотя в польской речи нередко можно услышать и формы finansy , romansy .

Лично-мужская форма

Эти слова тоже могут иметь окончание —i , — y , или e . Плюс ко всему есть небольшой список существительных, которые во множественном числе именительного падежа заканчиваются наowie .

Окончание -i мы пишем в том случае, если слово в единственном числе имеет твердую основу. При этом происходит альтернация (чередование): t//ci, d//dzi, ch // si , st //ś ci .

Student studenci (студент – студенты);

S ą siad s ą siedzi (сосед – соседи);

Mnich mnisi (монах – монахи)

Francuz F rancuzi (француз – французы).

Окончание имеют слова, которые в именительном падеже единственного числа заканчиваются на k, r, g , ec,. При этом k//c, r//rz, g // dz .

G ó rnik g ó rnicy (шахтер – шахтеры);

Aktor aktorzy (актер – актеры);

Starzec starcy (старец – старцы);

Pedagog pedagodzy (педагог – педагоги).

Окончание пишем после мягкой и затвердевшей основы. Например:

Lekarz lekarze (врач – врачи);

Listonosz – listonosze (почтальон – почтальоны);

Nauczyciel – nauczyciele (учитель – учителя);

Kibic – kibice (болельщик – болельщики);

Złodziej – złodzieje (вор – воры);

Gość – goście (гость – гости).

Кроме того, окончания e имеют слова на -an, -anin : Amerykanie, Rosjanie, Cyganie .

Окончание -owie имеют слова, обозначающие степень родства, престижные и почетные должности, звания, титулы, а также некоторые национальности:

Syn synowie (сын – сыновья);

Arab Arabowie (араб – арабы);

Pan panowie (мужчина, хозяин – мужчины, хозяева);

Kr ó l kr ó lowie (король – короли).

Также следует учесть, что в польском языке есть слова, которые имеют две равноправные формы во множественном числе:

Profesor – profesorowie/profesorzy (профессор – профессора);

Dyrektor – dyrektorowie/dyrektorzy (директор – директора);

Reżyser – reżyserowie/reżyserzy (режиссер – режиссеры);

Kr ó l kr ó lowie / kr ó le (король – короли (в картах));

Geolog – geolodzy/geologowie (геолог – геологи);

Burmistrz – burmistrze/burmistrzowie (бурмистр – бурмистры);

Rektor – rektorzy/rektorowie (ректор – ректоры);

Senator – senatorzy/senatorowie (сенатор – сенаторы).

Дело в том, что язык пытается избавиться от окончания –owie, поэтому слова, обозначающие степень родства, звания, титулы и т.д., приобретают окончание в зависимости от звука основы.

Некоторые слова мужского рода в именительном падеже единственного числа оканчиваются на гласный . Такие существительные во множественном числе имеют окончание -i или-y . При этом тоже происходит чередование:

M ęż czyzna m ęż czy ź ni (мужчина – мужчины);

Dentysta denty ś ci (стоматолог – стоматологи);

Artysta arty ś ci (артист, художник – артисты, художники).

И это еще не все трудности, с которыми можно столкнуться при образовании форм множественного числа. Также необходимо запомнить слова, которые не подчиняются вышеизложенным правилам:

Rok lata (год – годы/года);

Człowiek – ludzie (человек – люди);

Brat – bracia (брат – братья);

Ksiądz – księża (ксендз – ксендзы);

Książę – książęta (князь , принц князья , принцы );

Ręka – ręce (руки руки );

Oko – oczy (глаз глаза );

Ucho – uszy (ухо уши );

НО: Oka (петли, ячейки), ucha (ушки у иголки).

Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных

Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Выбор типа окончания (-ы/-и или -а/-я ) определяется следующими факторами:

- количество слогов в слове и место ударения

а) Односложные слова чаще образуют формы на -а/-я : снег – снега, дом – дома, лес – леса, сорт – сорта .

б) Односложные слова могут иметь также окончания -ы/-и : суд – суды, суп – супы, нож – ножи, кот – коты . Частые речевые ошибки вызывает слово торт . Множественное число у этого слова – торты .

в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я : вечер – вечера, паспорт – паспорта, голос – голоса, вексель – векселя.

г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и : аптекарь – аптекари, библиотекарь – библиотекари, компьютер – компьютеры, инженер – инженеры.

Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте.

Исключения : обшлаг – обшлага, рукав – рукава .

- происхождение слова и его структурные элементы

а) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и : актёр – актёры, шофёр – шофёры, режиссёр – режиссёры, дирижёр – дирижёры и др. Это слова французского происхождения.

б) Слова латинского происхождения с элементом -тор – неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы .

в) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание : авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание : доктора, директора, профессора .

- различие в значении слов

В ряде случаев окончания и служат для различения смысла слова:

образы (художественные) – образа (иконы);
проводы (при отъезде) – провода (электрические);
цветы (растения) – цвета (окраска);
пропуски (недосмотры) – пропуска (документы);
поясы (географические) – пояса (одежды) и др.

Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):

бункеры – бункера
годы – года
инструкторы – инструктора
клапаны – клапана
(технический термин)
кители – кителя
прожекторы – прожектора
секторы – сектора
цехи – цеха

Наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания.

Формы на -и/-ы

Формы на -а/-я

Окончания родительного падежа множественного числа

При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами:

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение: носков .

2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негров .

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов.

Исключение: турок, бурят .

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) амперов, ваттов, граммов, килограммов, рентгенов, кулонов .

5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсинов, мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов.

Женский род

1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2. Некоторые существительные имеют окончание -ей : свечей, граблей, простыней .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч , но: В доме нет свечей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудиторий, академий, консерваторий.

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал .

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

2. Нормативными являются формы на -ий : побережий, захолустий, снадобий .

3. Существуют также формы на -ев : устьев, болотцев, верховьев, низовьев .

Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний :

нулевого: сумерек; суток ;

-ов : заморозков ;

-ей : будней, яслей, саней .

Директоры либо директора?

В современном российском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме именительного падежа множественного числа , насчитывают выше 300 слов. Очагом распространения окончания -а (-я) являются сферы просторечия и проф языка. В связи с этим формы на -а (-я) имеют нередко разговорную либо профессиональную расцветку: контракта, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают обычным нормам литературного языка. Но в неких случаях формы на -а (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Чтоб решить вопрос о «спорной» форме слова необходимо обратиться к словарю. Не считая этого, есть возможность уяснить ряд закономерностей , облегчающих выбор окончания именительного падежа множественного числа:

  • Склоняемые существительные среднего рода, исходная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударное окончание мн.ч. им.п. : лица, перышки, яблоки, брюхи . Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн.ч.: войска и облака .
  • Другие существительные среднего рода в форме мн.ч. имеют окончание -а (-я) : болота, поля, моря, окна .
  • Форма на -а (-я) у неких слов может быть единственной либо преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки веков, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .
  • Формы могут иметь различное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
  • Формы существительных могут различаться по стилистической расцветке: борта и устаревшее борты; обители и устаревшее домы; корма и устаревшее кормы; рога и устаревшее и поэтическое роги; сорта и устаревшее сорты; тома и устаревшее томы, также громы и поэтическое грома; гробы и поэтическое гроба.
  • В конце концов, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (однако: годы молодости, томных лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .
  • Неординарно множественное число появляется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и неких других.

    См. подробнее: Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа имён существительных (хл бы - хлебá, прóзапуски - пропускá и др.).

    Как верно проверить окончание имени существительного по словарю

    Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется по словарю (к примеру, см. рубрику «Проверка слова» на портале gramota.ru).

  • Поиск слова в словарях осуществляется по исходной форме (именительный падеж, единственное число).
  • 1-ая помета в словарной статье после существительного - это указание на окончание род.п. ед.ч.;
  • В том случае дальше в статье нет особенных указаний на форму множественного числа (т.е. нет пометы мн. ), то для образования формы им.п. мн.ч. употребляется окончание либо .
  • В том случае же требуется другое окончание (либо допустимы варианты), то ставится соответственная помета: мн. -а либо мн. -я .
  • Словарная статья

    Как прочесть пометы после имени существительного

    директор , -а, мн. -а, -ов

    Форма род.п. ед.ч. - дир ктора ; верная форма им.п. мн.ч. - директорá, род.п. мн.ч. - директорóв

    слесарь , -я, мн. -и, -ей и -я, -ей

    Форма род.п. ед.ч. - сл саря; правильные формы им.п. мн.ч. - сл сари и слесаря, род.п. мн.ч. - сл сарей

    крем , -а и -у

    Форма род.п. ед.ч. - крема и крему; верная форма им.п. мн.ч. - кр мы (т.к. нет пометы, означает, употребляется окончание )

    Упражнения к теме «Имя существительное. Именительный падеж множественного числа»

    Упражнение 1. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа. Проверьте себя по словарю.

    1. (Инженер) необходимы всюду.

    2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца.

    3. (Дно) сосудов были покрыты копотью.

    4. По просёлочной дороге расслабленно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с энтузиазмом рассматривал древние (ружьё).

    6. На границе пограничники очень кропотливо инспектировали наши (паспорт) и багаж.

    7. (Ребёнок) нередко рыдают по ночам.

    8. (Гражданин), пройдите чуть-чуть вперёд!

    9. (Владелец) что-то издавна не заходили.

    10. Масляные (пятно) отдельно чётко выделялись на светлом пиджаке.

    11. В больших залах висели древние (зеркало).

    12. (Крестьянин) всегда с особенной нежностью относились к корове-кормилице.

    13. Адмирал отдал команду подымать (якорь).

    14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота.

    15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения.

    16. (Крестьянин) получили в аренду заброшенные (хутор).

    17. (Диспетчер) аэропорта решили начать стачку.

    18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов - нет.

    19. (Тренер) олимпийской сборной - общепризнанные (мастер).

    20. Использованные (шприц) укладываются в особые (контейнер) и потом уничтожаются.

    21. На таёжных трассах могут работать только бывалые (шофёр).

    22. (Вентиль) на газопроводе были немедля перекрыты.

    23. Заводу требуются бывалые (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, охранник).

    24. Практически на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер).

    25. По бокам сцены были установлены калоритные (юпитер).

    26. Все (штопор) куда-то делись.

    Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь разъяснить, в чём сущность этих ошибок. Проверьте себя по словарю.

    1. Раскольников желал признаться в содеянном, однако ему не хватило сил и мужеств.

    2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взоры и миропонимания.

    3. Наш завод производит телек высочайшего свойства.

    4. Супруга принесла целый поднос чаёв.

    5. На женитьбу он пришёл весь в трепьях.

    6. У обеспеченного брата было много скотин, а у бедного - только одна скотина.

    7. Им отдали приказ немедля сдать все орудия.

    8. Недро земли очень богатое.

    9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ожидать маму.

    10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много угроз и рисков.

    11. Мальчишка научился играть на гармошке всякие музыки.

    12. Ребята в зале заорали и свистами прогнали Бармалея.

    13. Это лечущее средство мне повелели принимать до всех ед.

    14. Во дворе у нас качель сломалась.

    15. Я желаю, чтоб на день рожденья мне подарили небольшой тисок.

    16. Обрежь ножницей нить.

    17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать.

    18. Окна мы выкрасили белилом.

    19. В сочинении отлично поведано про округа школы.

    20. Вода употребляется также в хозяйственной цели.

    21. Небо затянуто сплошным сероватым облаком.

    22. Мы с подругой приехали с дач в один день.

    23. Этот доктор воспринимает только по подготовительным записям.

    24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли боец на фронты.

    25. Один людь ничего тут не сумеет сделать.

    26. Каждую зиму он болеет гриппами.

    27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому.

    28. Герои Бородинского схватки, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к разным соц средам.

    29. Некорректные выражения часто есть возможность услышать в речах малышей.

    30. Сначала войны наши войска пару раз попадали в окружения.

    31. На данный момент тяжело воспитать у малышей правильные дела к труду.

    32. На предприятии организована работа по обмену опытами.

    Источник материала Интернет-сайт

  • Глава «Трудные формы множественного числа имен существительных» в пособии «Русская грамматика». Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н.Ю. Шведова (гл. ред.). - М.: Наука, 1980.
  • Упражнения к теме «Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа существительных»
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Какие есть особенности образования форм множественного числа существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка