Фредерик Стендаль — краткая биография. Жизнь и творческий путь фредерика стендаля, биография Биография стендаля кратко

Годы жизни: с 23.01.1783 по 23.03.1842

Непризнанный при жизни величайший французский писатель XIX века, автор романов «Красное и черное», «Пармская обитель», «Люсьен Левен».

Настоящее имя - Анри-Мари Бейль.

Родился в Гренобле (Франция) в семье богатого адвоката Шерюбена Бейля. Его дед был врачом и общественным деятелем, и как большая часть французской интеллигенции того времени увлекался идеями Просветительства, был почитателем Вольтера. Отец Стендаля увлекался Жан-Жаком Руссо. Но взгляды семьи существенно изменились с началом революции, семья имела состояние и углубление революции напугало ее. Отец Стендаля вынужден был даже скрываться.

Мать писателя, Генриетта Бейль, рано умерла. Сначала воспитанием мальчика занимались тётка Серафи и его отец, но так как отношения с отцом у него не сложились, его воспитание предоставили католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя под воздействием взглядов своего деда Анри Ганьона, единственного родственника, который относился к Анри с добротой, он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Полученные впечатления в детские годы от Первой французской революцией сформировали мировоззрения будущего писателя. Расположение к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь.

В 1797 году Стендаль поступил в Центральную школу в Гренобле, целью которой было введение в республике государственного обучения вместо религиозного, и предоставление молодому поколению знаний об идеологии буржуазного государства. Здесь Анри увлекся математикой.

По окончании курса его отправили в Париж для вступления в Политехническую школу, но он туда так и не попал, вступив в 1800 году в армию Наполеона, в которой он прослужил более двух лет, а затем в 1802 году вернулся в Париж с мечтой стать писателем.

Прожив в Париже три года, изучая философию, литературу и английский язык, Стендаль в 1805 году возвращается на службу в армию, вместе с которой в 1806 году он вступает в Берлин, в 1809-м – в Вену. В 1812 году Стендаль по собственному желанию принимает участие в походе Наполеона в Россию. Бежит из Москвы вместе с остатками войска во Францию, сохранив воспоминания о героизме российского народа, которую тот проявил при защите своей родины и сопротивлении войскам Франции.

В 1814 году после падения Наполеона и при захвате российскими войсками, Парижа Стендаль едет в Италию, и поселяется в Милане, где живет почти безвыездно в течение семи лет. Жизнь в Италии оставила глубокий след в творчестве Стендаля сыграв большую роль в формировании взглядов писателя. Он с увлечением изучает итальянское искусство, живопись, музыку. Италия вдохновила его на целый ряд произведений, и он пишет свои первые книги - "Историю живописи в Италии", "Прогулки по Риму", новеллы "Итальянская хроника". Наконец, Италия дала ему сюжет одного из наибольших его романов "Пармская обитель", который он написал за 52 дня.

Одним из его ранних работ является психологический трактат «О любви», который был основан на его неразделенной любви к Матильде, графине Дембовски, с которой он встречался, живя в Милане и которая рано умерла, оставив след в памяти писателя.

В Италии Анри сближается с республиканцами-карбонариями, из-за чего за ним с подозрением следят. Не чувствуя себя в безопасности в Милане Стендаль возвращается во Францию, где пишет неподписанные статьи в английские журналы. В 1830 году после поступления на государственную службу, Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита-Веккия.

В том же году выходит роман «Красное и черное», который становится вершиной творчества писателя. 1834 году Стендаль занялся романом «Люсьен-Левен», который так и остался незавершенным.

В 1841 году с ним случился первый апоплексический удар. Умер Стендаль, так и непризнанный современниками, в 1842 году после второго апоплексического удара, во время очередного приезда в Париж. Гроб с телом на кладбище сопровождали лишь трое его близких друзей.

На надгробной плите, как он и просил, были высечены слова: "Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил".

Информация о произведениях:

Стендаль - название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Винкельман.

Библиография

Романы:
- Арманс (1827)
- (1830)
- (1835) - незавершенный
- (1839)
- Ламьель (1839–1842) - незавершенный

Новеллы:
- Rose et le Vert (1837) - незавершенный
- Mina de Vanghel (1830)
- (1837–1839) - входят новеллы "Ванина Ванини", "Виттория Аккорамбони", "Семья Ченчи", "Герцогиня де Палиано" и др.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Документальные фильмы - Охота за счастьем, илиорькая любовь Стендаля

    ✪ Стендаль, Бомбе

    ✪ Стендаль: "Ничтожество литратуры есть симптом состояния цивилизации"

    ✪ Стендаль "Красное и черное". Краткое содержание романа.

    Субтитры

Биография

Ранние годы

Анри Бейль (псевдоним Стендаль) родился 23 января г. в Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Позже в автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в своё время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера , и был им прекрасно принят…» Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с творчеством Вольтера, Дидро и Гельвеция . С тех пор у Стендаля зарождается отвращение к клерикализму. Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию , он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

Учась в гренобльской центральной школе, Анри следил за развитием революции , хотя вряд ли понимал её важность. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того, он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.

В 1802 году, постепенно разочаровавшись в Наполеоне, он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Как следует из дневников того времени, будущий Стендаль мечтал о карьере драматурга, «нового Мольера ». Влюбившись в актрису Мелани Луазон, молодой человек последовал за ней в Марсель . В 1805 году он снова вернулся на службу в армию, но на этот раз в качестве интенданта. В должности офицера интендантской службы наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину .

Литературная деятельность

После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов , подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан . Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (), «История живописи в Италии» (), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Большие куски текста этих книг заимствованы из произведений других авторов .

Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839. За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838) и последний роман «Пармская обитель » . (Стендаль если не придумал слово «туризм », то первым ввёл его в широкий оборот) . Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 году привлёк один из популярнейших французских романистов, Бальзак , в своём «Этюде о Бейле ». Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.

Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии: болезнь прогрессировала. В своём дневнике он писал, что принимает для лечения препараты и иодид калия и что моментами он настолько слаб, что с трудом держит перо, и потому вынужден диктовать тексты. Препараты ртути известны многими побочными эффектами. Предположение, что Стендаль умер от сифилиса , не имеет достаточных подтверждений. В XIX веке отсутствовала релевантная диагностика этого недуга (так, например, гонорея считалась начальным этапом заболевания, отсутствовали микробиолоигические, гистологические, цитологические и иные исследования) - с одной стороны. С другой - целый ряд деятелей европейской культуры считались умершими от сифилиса - Гейне , Бетховен , Тургенев и многие другие. Во второй половине XX века эта точка зрения была пересмотрена. Так, например, Генрих Гейне сейчас рассматривается как страдавший одним из редких неврологических недугов (точнее говоря, редкой формой одного из недугов).

23 марта 1842 года Стендаль, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть, вероятнее всего, наступила от повторного инсульта . Двумя годами ранее он перенёс первый инсульт, сопровождавшийся выраженной неврологической симптоматикой, включая афазию .

В завещании писатель просил написать на могильной плите (исполнили на итальянском):

Арриго Бейль

Миланец

Писал. Любил. Жил.

Произведения

Художественная проза составляет малую толику написанного и опубликованного Бейлем. Чтобы заработать себе на хлеб, на заре своей литературной деятельности он в большой спешке «создавал жизнеописания, трактаты, воспоминания, мемуары, путевые очерки, статьи, даже своеобразные „путеводители“ и написал книг такого рода значительно больше, чем романов или новеллистических сборников» (Д. В. Затонский) .

Его путевые очерки «Rome, Naples et Florence» («Рим, Неаполь и Флоренция»; ; 3 изд. ) и «Promenades dans Rome» («Прогулки по Риму», 2 т. ) на протяжении всего XIX века пользовались успехом у путешествующих по Италии (хотя основные оценки с позиций сегодняшней науки представляются безнадёжно устаревшими). Стендалю принадлежат также «История живописи в Италии» (т. 1-2; ), «Записки туриста» (фр. «Mémoires d"un touriste» , т. 1-2, ), известный трактат «О любви» (опубликован в ).

Романы и повести

  • Первый роман - «Арманс » (фр. «Armance» , т. 1-3, ) - о девушке из России, которая получает наследство репрессированного декабриста , успеха не имел.
  • «Ванина Ванини» (фр. «Vanina Vanini» , ) - повесть о роковой любви аристократки и карбонария , экранизированная в 1961 г. Роберто Росселлини
  • «Красное и чёрное » (фр. «Le Rouge et le Noir» ; 2 т., ; 6 ч., ; русский перевод А. Н. Плещеева в «Отечественных записках », ) - важнейшее произведения Стендаля, первый в европейской литературе роман карьеры; получил высокую оценку крупных литераторов, включая Пушкина и Бальзака , но у широкой публики успеха поначалу не имел.
  • В авантюрном романе «Пармская обитель » («La Chartreuse de Parme» ; 2 т. -) Стендаль даёт увлекательное описание придворных интриг при маленьком итальянском дворе; к этому сочинению восходит руританская традиция европейской литературы.
Незаконченные художественные произведения
  • Роман «Красное и белое», или «Люсьен Левен » (фр. «Lucien Leuwen» , - , опубликован ).
  • Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (фр. «Vie de Henry Brulard» , , изд. ) и «Воспоминания эготиста» (фр. «Souvenirs d"égotisme» , , изд. ), неоконченный роман «Ламьель » (фр. «Lamiel» , - , изд. , полностью ) и «Чрезмерная благосклонность губительна» ( , изд. -).
Итальянские повести

Издания

  • Полное собрание сочинений Бейля в 18 томах (Париж, -), как и два тома его переписки () издал Проспер Мериме .
  • Собр. соч. под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, т. 1-15, Ленинград - Москва, 1933-1950.
  • Собр. соч. в 15 тт. Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова, т. 1-15, Москва, 1959.
  • Стендаль (Бейль А. М.). Москва в первые два дня вступления в неё французов в 1812 году. (Из дневника Стендаля) / Сообщ. В. Горленко, примеч. П. И. Бартенева // Русский архив, 1891. - Кн. 2. - Вып. 8. - С. 490-495.

Характеристика творчества

Своё эстетическое кредо Стендаль выразил в статьях «Расин и Шекспир» (1822, 1825) и «Вальтер Скотт и „Принцесса Клевская “» (1830). В первой из них он трактует романтизм не как конкретно-историческое явление, присущее началу XIX века, а как бунт новаторов любой эпохи против условностей предыдущего периода. Эталон романтизма для Стендаля - Шекспир , который «учит движению, изменчивости, непредсказуемой сложности мировосприятия» . Во второй статье он отказывается от вальтер-скоттовского тяготения к описанию «одежды героев, пейзажа, среди которого они находятся, черт их лица». По мнению писателя, куда продуктивнее в традиции мадам де Лафайет «описывать страсти и различные чувства, волнующие их души» .

Как и другие романтики, Стендаль жаждал сильных чувств, но не мог закрывать глаза на торжество мещанства, последовавшее за свержением Наполеона . На смену веку наполеоновских маршалов - фигур по-своему столь же ярких и цельных, как кондотьеры Возрождения, - пришли «утрата личности, усыхание характера, распад индивида» . Подобно тому, как другие французские писатели XIX века искали противоядие от пошлой обыденности в романтическом побеге на Восток, в Африку, реже на Корсику или в Испанию, Стендаль создал для себя идеализированный образ Италии как мира, сохранявшего, в его представлении, прямую историческую преемственность с дорогой его сердцу эпохой Возрождения .

Значение и влияние

В то время, когда Стендаль сформулировал свои эстетические взгляды, европейская проза находилась всецело под обаянием Вальтера Скотта . Передовые писатели предпочитали неспешное развёртывание повествования с обстоятельной экспозицией и пространными описаниями, призванными погрузить читателя в среду, где происходит действие. Подвижная, динамичная проза Стендаля опередила своё время. Он сам предсказывал, что его смогут оценить не ранее 1880 года

Фредерик Стендаль (наст. имя Анри Мари Бейль) — классик французской литературы, положивший начало ре-алис-ти-чес-ко-му пси-хо-ло-гиз-му и выразивший в своем творчестве героический дух, высвобожденный эпохой Великой французской революции и на-по-ле-он-ов-ских войн. Свое творческое кредо Стендаль сформулировал следующим образом: «Применить приемы математики к человеческому сердцу и положить в основу творческого метода и языка чувств. В этом — все искусство».

Жизнь Стендаля в датах и фактах

1796-1799 гг.  — учился в Центральной гренобльской школе, принадлежавшей к числу наиболее прогрессивных элитарных учебных заведений.

1799 г.  — отправился в Париж с намерением продолжить образование в столице, но произошедший политический переворот, вследствие которого молодой генерал Наполеон Бонапарт захватил власть в стране, заставил юношу забыть об учебе и вступить в наполеоновскую армию.

1800-1814 г.  — годы военной службы. В качестве офицера Стендаль побывал в Италии (где всерьез увлекся изучением итальянской живописи), участвовал в военных действиях на территории Австрии и Германии (где посетил городок Штендаль, давший ему литературный псевдоним), разделил со своими товарищами тяготы похода в Россию, во время которого стал свидетелем знаменитого пожара в Москве 1812 г. Военная карьера Стендаля завершилась после падения его кумира — Наполеона, к образу которого он неоднократно обращался в своем творчестве, в частности, в книгах «Жизнь Наполеона» (1817) и «Воспоминания о Наполеоне» (1837), оставшихся неоконченными.

1814 г.  — реставрация режима Бурбонов вынудила Стендаля уехать в Италию, в Милан, где он сблизился с политическим движением карбонариев (от итал. carbonari  — угольщики) — борцов за освобождение Италии от власти иностранных государств. Там же Стендаль познакомился с Байроном и итальянскими поэтами.

1821 г.  — после разгрома Неаполитанской революции писатель вернулся в Париж, где в качестве журналиста сотрудничал с разными изданиями.

1822 г.  — закончил работу над «Трактатом о любви» , в котором развил оригинальную теорию любовного чувства.

1827 г.  — напечатал свое первое художественное произведение — роман «Арманс. Сцены из жизни парижского салона 1827 г. ».

1829 г.  — увидели свет его путевые заметки «Прогулки по Риму» и новелла «Ванина Ванини» . Материал с сайта

1830 г.  — создал роман «Красное и черное» , утвердивший реалистическое направление во французской литературе. В этом же году Стендаль поступил на дипломатическую службу и, получив назначение на пост французского консула в Италию, обосновался в небольшом приморском городке Чивитавеккьи.

1830-1840 гг.  — период творческого взлета. За это время из-под пера Стендаля вышли «Воспоминания эгоиста» (1832), роман «Люсьен Левен» (1835), автобиографические заметки «Жизнь Анри Брюлара» (1836), цикл рассказов «Итальянские хроники» (1839) и роман «Пармская обитель» (1838), написанный всего за пятьдесят два дня. В конце этого периода писатель взялся за новый роман «Ламьель» .

Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя. Свои творения он подписывал "Стендаль". Биография этого писателя, как и его произведения, интересует сегодня многих. Однако далеко не все знают, что настоящее его имя было Писатель пытался иногда присвоить себе дворянский титул, подписываясь порой как "Анри де Бейль". Вероятно, так поступил бы и Жюльен Сорель, знаменитый герой его романа.

Происхождение Стендаля

Из семьи солидных буржуа происходил Стендаль, биография которого отразилась в созданных им произведениях. В Гренобле, в адвокатской конторе, служил его отец. В 1783 году на свет появился будущий писатель. Его мать умерла через 7 лет, оставив на воспитание отцу и тете Серафи своего сына. Стендаль ненавидел обоих. Отец его был мнительным, суровым и черствым человеком. Стендаль был обязан своим ранним образованием священникам. Это стало главной причиной его антиклерикализма. В противостоянии с отцом и духовными наставниками сформировался характер писателя.

Характер и личность Стендаля

Очень самовлюбленным, импульсивным, чувственным, критичным и недисциплинированным быль Стендаль. Биография его интересна не только событиями в жизни, но и внутренним миром этого писателя. Знавшие его близко люди говорили, что он был скрытен, любил одиночество и уединение. Стендаль обладал тонкой и ранимой душой. Ненависть к тирании была одной из главных черт его характера. При этом Стендаль сомневался в освободительных движениях. Он сочувствовал карбонариям и даже помогал им, однако не верил в то, что деятельность их приведет к положительным результатам. Не было единства между угольщиками: одни грезили о республике, другие мечтали видеть монархию в своей стране.

Обучение в Центральной школе и время, проведенное в Париже

Дед со стороны матери, по профессии врач, поощрял его увлечение литературой. Это был человек с хорошим художественным вкусом. Когда Стендалю исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Центральную школу, находившуюся в Гренобле. Здесь он весьма отличился в математике. Ему даже пророчили обучение в парижской Политехнической школе на инженера. В 1799 году Стендаль прибыл туда, на следующий день после государственного переворота, после которого Наполеон стал властителем Франции. Бейль, забыв о намерении получить профессию инженера, бросился очертя голову в имперскую авантюру, обуявшую страну. Дарю, дальний родственник будущего писателя, позднее ставший государственным секретарем, был в большой милости у Наполеона. Он добился для Стендаля церковной должности, которую тот занял при военном штабе. Однако работа эта оказалась для него чересчур скучной. Молодой Анри, которому только исполнилось 17 лет, на следующий же год получил знание сублейтенанта. Его отправили в Италию. В ту пору там располагалась французская армия.

Жизнь в Италии

Бейль не знал ничего об этой стране, которая стала для него впоследствии второй родиной, а также местом действия одного из самых известных и крупных его романов. Юношу восхищало здесь все: живопись Корреджо, музыка Чимарозы, итальянская опера. Итальянский темперамент он также находил привлекательным. Он казался ему более решительным, страстным и менее цивилизованным, чем французский. Италия, в особенности Милан и Рим, настолько полюбилась Бейлю, что он даже захотел высечь следующие слова на своем могильном камне: "Энрико Бейль, миланец". Бейль влюблялся в местных женщин. С этого времени частная жизнь его стала летописью в основном любовных приключений.

Государственная служба

Очень деятельными были последующие годы. Стендаль, биография и творчество которого нас интересуют, в 1806 году снова поступил на службу, заняв административный пост в оккупированном французами Брунсвике. Здесь он начал учить немецкий язык. Стендаль был вхож в хорошее общество. Уважение, окружавшее его, льстило ему, однако он порядком скучал. Бейль в дальнейшем много путешествовал по Австрии и Германии. Его послали в Вену с правительственной миссией. Также он отправился в Россию вслед за императором. В России Бейль стал очевидцем Бородинского и Смоленского сражений. Присутствовал он и при пожаре Москвы. Затем он отступал в Западную Европу вместе с французской армией. Рушилась держава Наполеона, и Бейль покинул Францию, когда пал Париж. Он понял, что закончилась его карьера в кругах власти.

Возвращение к литературной деятельности

Государством теперь управляли Бурбоны. Бейль возвратился к литературной деятельности. С этого момента он стал известен как Фредерик Стендаль. Краткая биография его этих лет отмечена созданием множества произведений. Написанные в 1820-х годах его сочинения были довольно многообразны. Среди них были и жизнеописания великих композиторов (в 1817 году - книга "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", в 1824 - "Жизнь Россини"); и трактат 1812 года "О любви"; и "История живописи в Италии", написанная в 1817 году; и "Прогулки по Риму" 1829 года.

Кроме того, он публиковал в журналах Лондона и Парижа различные статьи. Такова сокращенная биография Стендаля этих лет. От случайных заработков зависела его жизнь во Франции, Англии и Италии.

Перевод в Чивитавеккью

На трон в 1830 году был возведен монарх-буржуа. Теперь перед Стендалем открылась возможность снова заняться государственной службой. Тогда же, в 1830 году, он стал консулом в Триесте. Здесь австрийским властям не по вкусу пришлась его репутация радикала. Стендаль был переведен в папское государство, в Чивитавеккью. Ему определили более скромное жалование, чем раньше. Зато отсюда было рукой подать до любимого Рима.

Ухудшение здоровья и дальнейшая биография Стендаля

Кратко мы рассказали о том, почему Стендаль вынужден был довольствоваться должностью консула, находясь далеко от родины. Он оставался в этой должности до конца жизни, хотя ему и приходилось часто отлучаться на долгое время из-за слабого здоровья. Из-за него он нередко брал длительный отпуск и возвращался на родину. Один из них продолжался целых три года (с 1836 по 1839 год). Особенно тяжелыми были последние годы жизни этого писателя. Еще в юности он заразился сифилисом. Эта болезнь давала о себе знать слабостью и невозможностью полноценно работать.

Романы "Красное и черное" и "Красное и белое"

В последний год царствования Карла X был создан роман "Красное и черное". В 1831 году, к моменту публикации этой книги, она уже успела устареть, по крайней мере в отношении критики Бурбонов. Однако имя Стендаля сегодня связано, прежде всего, именно с этим романом. Он был создан на основе реальных событий в 1830 году. Литературоведы долго не могли ответить на вопрос, почему автор дал такое название своему произведению. Оба этих цвета напоминают о смерти, кровопролитиях и трагедии. А сочетание черного и классного ассоциируется также с обивкой гроба. На трагический финал настраивает читателей уже само название произведения.

Через 5 лет после создания этого романа Стендаль написал "Красное и белое". Не случайно сходство названий двух произведений. Кроме того, содержание и заглавие нового романа объясняют в некоторой степени заголовок предыдущего. Скорее всего, под черным цветом автор подразумевал вовсе не смерть, а низкое происхождение Жюльена Сореля, главного героя. Белый же указывал на элиту, представителем которой был главный герой 2-го романа, Люсьен Левен. А красный - символ тревожного времени, в которое жили два этих персонажа.

Новые произведения

Стендаль в течение следующих десяти лет создал 2 автобиографических произведения: в 1832 году - "Мемуары эгоиста", в 1835-36 - "Жизнь Анри Брюлара", в 1834-35 гг. - роман "Люсьен Левен", оставшийся незаконченным. Не желая снова рисковать консульской должностью, он не решился публиковать свои сочинения при жизни. В 1839 году был издан второй шедевр Стендаля (после "Красного и черного") - "Пармская обитель". Это история интриг и приключений, происходящих в Италии.

Возвращение в Париж и смерть

Писатель в 1841 году снова приехал в Париж, где у него произошел инсульт. Однако он продолжил сочинять до самой своей смерти, диктуя свои произведения. Записывать их самостоятельно уже не мог Стендаль. Биография его заканчивается мартом 1842 года, когда он умер от удара после длительной болезни. Скончался Стендаль в Париже.

К какому направлению в литературе относится писатель Фредерик Стендаль?

Биография, которую вы только что прочитали, дает общее представление о жизни Стендаля. А каковы же особенности его творчества? Давайте ответим и на этот вопрос. Долгим был путь этого писателя к известности. Стендаль говорил, что он пишет свои произведения "для немногих счастливчиков". Он предсказывал, что не ранее 1880-го года к нему придет слава. И Стендаль оказался прав. Возможно, самая большая его неудача заключалась в том, что он не вписывался в тот или иной литературный стереотип, существовавший в его время. Стендаля отделяла от авторов 18 века любовь к героям-себялюбцам, таким как Наполеон. Однако его нельзя было назвать и писателем-романтиком. Этому автору недоставало как сентиментальности Ламартина, так и эпического размаха Гюго. Только тогда, когда эти фигуры покинули литературный пьедестал, стало понятно, в чем заключается истинное величие интересующего нас писателя, - в психологическом реализме. Благодаря ему на весь мир прославился Стендаль.

Биография, краткое содержание произведений этого автора, критические статьи о нем - все это и сегодня интересует множество ценителей его творчества. Безусловно, Стендаль является одним из классиков французской литературы. Для того чтобы поближе познакомить читателя с ним, нами и была создана приведенная выше биография Стендаля. Хронологическая таблица жизни и творчества, которой в некоторых учебниках ограничивается информация о нем, не дает представления о его личности, упускает многие значимые подробности. Биография, с которой вы только что познакомились, избавлена от этих недостатков.

Фредерик Стендаль - литературный псевдоним Мари-Анри Бейля, известного французского писателя, являющегося одним из основоположников жанра психологического романа, входящего в число самых выдающихся писателей Франции XIX в. При жизни он снискал славу в меньшей степени беллетриста и в большей - как сочинитель книг, рассказывающих об итальянских достопримечательностях. Появился на свет 23 января 1783 г. в Гренобле. Отец его, состоятельный адвокат, рано потерявший жену (Анри Мари было 7 лет) не уделял достаточно внимания воспитанию сына.

Будучи воспитанником аббата Ральяна, Стендаль проникся антипатией к религии и церкви. Увлечение сочинениями Гольбаха , Дидро и других философов-просветителей, а также Первая французская революция оказали огромное воздействие на формирование взглядов Стендаля. Всю дальнейшую жизнь он сохранял верность революционным идеалам и защищал их так решительно, как не делал никто из его собратьев по перу, живших в XIX в.

На протяжении трех лет Анри учился в Центральной школе Гренобля, а в 1799 г. уехал в Париж, собираясь стать учащимся Политехнической школы. Однако переворот Наполеона произвел на него столь сильное впечатление, что он записался в действующую армию. Молодой Анри оказался на итальянском Севере, и эта страна навсегда осталась в его сердце. В 1802 г., преисполнившись разочарования в политике Наполеона, он подал в отставку, обосновался на три года в Париже, много читал, превратившись в завсегдатая литературных салонов и театров, грезя при этом карьерой драматурга. В 1805 г. он снова оказался в армии, но на этот раз в качестве интенданта. Сопровождая войска в военных походах до 1814 г., он, в частности, принимал участие в сражениях наполеоновской армии в России в 1812 г.

Негативно относясь к возвращению монархии в лице Бурбонов, Стендаль после поражения Наполеона уходит в отставку и на семь лет переезжает в итальянский Милан, где появляются первые его книги: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (опубликована в 1817 г.), а также исследования «Рим, Неаполь и Флоренция» и двухтомник «Истории живописи в Италии».

Начавшееся в стране в 1820 г. гонение на карбонариев заставило Стендаля возвратиться во Францию, однако слухи о его «подозрительных» связях сослужили ему недобрую службу, вынуждая вести себя чрезвычайно осторожно. Стендаль сотрудничает с английскими журналами, не подписывая своим именем публикации. В Париже появляется целый ряд произведений, в частности, опубликованный в 1823 г. трактат «Расин и Шекспир », ставший манифестом французских романтиков. Эти годы в его биографии были достаточно тяжелым. Писатель преисполнился пессимизма, его материальное положение зависело от эпизодических заработков, он не раз за это время писал завещание.

Когда во Франции установилась Июльская монархия, в 1830 г. Стендаль получил возможность поступить на госслужбу. Король Луи назначил его консулом в Триест, но неблагонадежность позволила ему занять эту должность лишь в Чивита Веккии. Ему, имеющему атеистическое мировоззрение, сочувствующему революционным идеям, сочинявшему произведения, проникнутые духом протеста, было одинаково непросто проживать и во Франции, и в Италии.

С 1836 по 1839 г. Стендаль находился в Париже в длительном отпуске, в течение которого был написан последний его знаменитый роман - «Пармская обитель». Во время очередного отпуска, на этот раз короткого, он буквально на несколько дней приехал в Париж, и там с ним случился инсульт. Произошло это осенью 1841 г., а 23 марта 1842 г. он скончался. Последние годы жизни были омрачены тяжелым физическим состоянием, слабостью, невозможностью полноценно работать: так проявил себя сифилис, которым Стендаль заразился в юности. Не в состоянии писать сам и диктуя тексты, Анри Мари Бейль продолжал сочинять до самой смерти.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка