Преемственность дошкольного образования. Преемственность дошкольного и начального школьного образования

Кочеток Наталья Геннадьевна

В данной статье рассматриваются основные вопросы приемственности дошкольного и начального образования. Эти вопросы связаны с новыми федеральными стандартами образования. В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из первых наиболее важных и болезненных проблем - преемственность между дошкольным периодом и школой.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Актуальность проблемы преемственности обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования, в том числе данная проблема связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:

Единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;

Единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;

Общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.

В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Согласно новому Закону «Об образовании» дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян. Вместе с тем одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Также сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Так например, в Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обозначены общие цели непрерывного образования на дошкольном этапе:

Воспитание нравственного человека;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:- на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей; - процесс успешной социализации ребенка; - развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; - сохранение и укрепление здоровья детей. Между тем не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:- результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей; - результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено - формирование умения учиться. Решение

данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т. д.

Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. С этой целью в детском саду необходимо применять такой метод работы как «проектная деятельность». Где дети самостоятельно ставят перед собой задачу и пытаются найти пути ее решения.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Поэтому, в детском саду необходимо вести работу по ознакомлению детей со школой посредством экскурсий в школу, посещением школьных мероприятий, совместное проведение мероприятий с учащимися и учителями.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
Так же важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя.Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя. Нужно отметить, что частичное решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательных учреждениях.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательными технологиями, которые используются педагогами ДОУ и школы и т.п.);

Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Таким образом, преемственность дошкольного и начального общего образования может быть обеспечена, если

Будут согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального отделений школы;

Созданы сопряженные учебные планы;

Определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и

преемственности;

Обеспечена преемственность предметно-развивающей среды.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.

Используемая литература :

1. Журнал «Начальная школа».

2. «Мир детства», библиотека для родителей. М., «Педагогика», 2009.

3. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».

4. Закон об Образовании

5. Концепция непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного

образования

Преемственность дошкольного и начального образования.

Кокотун Марина Владимировна,

учитель начальных классов школы №10

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования.

В развитие идей преемственности значительный вклад внесли известные педагоги прошлого. К.Д. Ушинский считал преемственность важной частью педагогической деятельности, направленной на формирование личности человека.

А.С. Макаренко придавал особое значение вопросам преемственности в воспитании и разработал такие формы, как создание перспективы завтрашней радости, передача традиций старших младшим.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка:

развитию его компетентности (коммуникативной, физической), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

развитие любознательности;

развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

развитие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и сверстниками).

Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы – 5- м классам.

Содержание обучения младших школьников в значительной степени определяется перспективностью работы воспитателя дошкольного учреждения по отношению к начальной школе. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно, чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов, признавали их и придерживались в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен знать те требования, которые будут предъявляться к будущему первокласснику в школе. В то же время каждый учитель начальных классов обязан владеть содержанием программы воспитания дошкольного учреждения и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их увеличения. Преемственность требует плавной «стыковки» между дошкольным воспитанием и начальными классами. Необходимо ясное понимание того, что появляется нового на каждом этапе развития ребенка. Воспитатели детских садов должны четко предусматривать, что ожидает их сегодняшних воспитанников через год – два, учителя начальных классов – знать, какие важнейшие изменения происходили в жизни их учеников за прошедшие годы.

Задача преемственности должна решаться одновременно и «снизу» и «сверху», а для этого нужны постоянные и прочные контакты между воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.

Понимая основные задачи своего звена, воспитатель не должен забегать вперед, стараясь дать детям больше учебного материала, больше знаний, умений, навыков, ссылаясь на то, что его воспитанникам интересно, и они легко усваивают новый материал.

Важно, чтобы дети в детском саду овладели основными понятиями, умениями и навыками. Важно, чтобы они были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшая подготовка к обучению в школе, наилучший вариант перспективности.

Сама я изучала специальную литературу (методические рекомендации работникам детских учреждений), посещала занятия в детском саду, наблюдала за детьми на занятиях и в свободном общении. Мне было важно узнать, какие приемы использует воспитатель на занятиях, как он организует ребят, на чем основывается контакт воспитателя с детьми.

Коллектив нашего образовательного учреждения эту проблему решает так, чтобы это было приемлемо для детей, воспитателей, учителей начальных классов и, конечно же, родителей.
Сегодня существенно улучшилась материально-техническая база образовательных учреждений. В классах начального звена стало уютно, комфортно. Условия пребывания детей приближены к условиям детского сада.
Педагоги в своей работе широко используют игровые приемы, ситуации, моделирование и экспериментирование. На сегодня дети в начальной школе стали больше петь, танцевать, рисовать, конструировать, участвовать в школьных концертах, театрах и спортивных секциях.
Привычные и традиционные уроки превращаются в экскурсии, походы, сказки, приключения.
Что касается здоровья детей, то забота о здоровье детей в детском саду всегда была задачей первостепенной.
В результате совместной работы внедрение здоровьесберегающих технологий также стало главной задачей и в школе, а это уже дает положительные результаты в сохранении и укреплении физического и психического здоровья первоклассников.

При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что этот период движения приобретает важную роль в жизни детей.

Педагоги-дошкольники, в свою очередь, внимательно прислушиваются к советам учителей по подготовке детей к школе.
А как быть в ситуации, когда третья часть учеников-первоклассников приходит в школу не из детского сада? Какие общие требования можно предъявить к таким детям? Решение этого вопроса также требует совместных усилий школы и родителей. . Мы должны свести к минимуму «неравный старт» детей при поступлении в школу. Для этого у нас в школе организован спецкурс по подготовке детей не посещающих детский сад к школе.
И еще, нас тревожит адаптация ребенка в школе. Первый год обучения особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – педагогическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (обычно 50 – 60 %)адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. 4.

В первый класс с согласия родителей и по заключению психолого – медико -педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось шесть лет.

В целях успешного развития детей и их скорейшей адаптации к условиям школьного образования мы проводим работу с детьми и родителями в насколько этапов.

1- й этап – конец сентября – начало октября. Организационное собрание родителей, желающих отдать своих детей в нашу школу. Цель – дать общее представление о системе работы с детьми, определить порядок набора детей в первый класс . Родители должны четко себе представлять, куда они собираются отдать своего ребенка, особенно это важно в системах развивающего обучения. Данное собрание проводит администрация детского сада, школы совместно с учителями будущих первых классов и их родителями.

2-й этап – октябрь. Встреча учителей с детьми. Цель – взаимное знакомство. Деление детей на классы. Задача встречи – выявить общий эмоциональный фон каждого ребенка, способность общаться со взрослыми и сверстниками. В течение 30 минут мы организуем коллективную игру и принимаем в ней участие. Родители в это время в другом помещении заняты оформлением документов.

3-й этап – октябрь, ноябрь, декабрь. Проводятся 10 занятий с детьми 6 –летнего возраста по подготовке детей к школе. В ходе этих занятий я выясняю умение детей мыслить, уровень развития их речи, внимания, памяти. После каждого занятия проводится консультация с родителями. Обращаем внимание родителей на важность развития внимания, памяти, мышления детей при подготовке их к школе.

4-й этап – март, апрель. Проводятся еще 5 дополнительных занятий с детьми и консультации с родителями будущих первоклассников. На этом этапе родители знакомятся с педагогами, которые будут работать в данном классе, с учебными дисциплинами, по которым будут учиться дети. Определяется план действий по подготовке классов к началу учебного года. 5.

Работа на всех этапах ведется по трем направлениям: математика, обучение грамоте, развитие творческих способностей.

Главной целью курса математики для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

В ходе обучения грамоте происходит развитие фонематического слуха, обучение слоговому чтению, активизация словаря и речи в целом, обеспечение общего развития детей и воспитание положительного отношения к учебной деятельности.

Целью развития творческих способностей - подготовить ребенка-дошкольника к успешному восприятию школьной программы начального обучения, развитие словесно-логического мышления, воображения, дать стимул к познанию окружающего мира.

Данная система работы с дошкольниками даёт ощутимые результаты, т.к. помогает ребенку избежать стресса при переходе в школу, формирует положительное отношение к обучению.

При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребенка с учетом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Перечислю задачи, которые с нашей точки зрения являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.

Задачи дошкольного звена:

1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. 6.

2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.

3.Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками)

5.Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена.

1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

2. Развитие готовности ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

3.Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.

4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Т. о. организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

Создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

Создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;

Разработке учебных программ для дошкольного возраста;

Создании комплекса учебно-методической документации;

Создании новых творческих мастерских и проектов.

""Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений"" - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением. В своей работе мы старались следовать этим идеям.

Сегодня процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

Школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

В течение года были проведены:

Малый педсовет ""Преемственность в работе ДОУ и начальной школы"";

Родительское собрание в ДОУ ""Как подготовить ребенка к школе"";

Проводится шефская работа

Анкетирование «Мой режим дня»

Выводы:

Совместная работа школы и детского сада способствует снятию стресса у будущих первоклассников;

Сокращается адаптационный период ребенка в школе;

У воспитателей есть возможность следить за учебой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;

Учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Таким образом, решение проблемы преемственности, мы видим, лишь при условии тесного сотрудничества школы и детского сада. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В Белгороде и Белгородской области активно решается проблема нехватки мест в детских садах . В связи с этим в последнее время стали активно открывать дошкольные группы при школах. Я работаю в дошкольной группе такого типа, которая существует уже давно . Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 51» г. Белгорода открыта на основании решения Городского Совета депутатов города Белгорода в 1996 году как гимназия I ступени начального общего образования на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад №3. И поэтому проблема преемственности в нашем и учреждениях такого стоит не так остро.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит, действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

Такими основаниями преемственности являются следующие.

Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.

Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной.

Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.

Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности. Чтобы сформировывать у детей представления о повседневной жизни в школе, разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Беседы с детьми о Дне знаний;

Праздник День знаний;

Экскурсии в школу;

Встречи с первоклассниками;

Игры в школу;

Чтение художественной литературы о школе;

Интеллектуальные викторины и др.

Для педагогов был составлен следующий план действий для решения данной проблемы:

Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;

Проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;

Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

Методическая работа.

Работа с родителями.

Работа с детьми.

Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать методы обучения детей.

Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Для родителей мы разработали темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

То, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»,-

писал Л. С. Выготский

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться.

В Советском философском словаре преемственность определяется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Так, деятельность до 1 года – это Непосредственно-эмоциональное общение, благодаря которому формируется потребность в общении с другими людьми

От 1 года до 3 лет - предметно-манипулятивная деятельность

От 3 до 6 лет - игровая деятельность

От 6 до 10 лет -учебная деятельность

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

Развитие любознательности;

Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Цель преемственности можно сформулировать как:

Создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Таким образом, цель работы в ДОУ должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном учреждении не должно копировать школьную жизнь.

Целью же начального образования должно явиться продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:

– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества

(игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Это сопровождается рядом проблем.

1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.

2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.

3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).

4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.

5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса.

7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.

8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного процесса.

Учреждение, где я работаю, не зря называется Начальная школа-детский сад и работа по преемственности ведется на хорошем уровне.

Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с «моей» группой детского сада.

Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год. В этот план входят родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсии малышей в школу,участие школьников в утренниках и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями.

Я должна иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.

В практике сложились продуктивные формы сотрудничества:

– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;

– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;

– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;

– анализу результатов совместной деятельности.

Немаловажными являются ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, а также связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.

Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.

Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..»

О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.

Подробнее остановлюсь на совместной работе по подготовке к школе.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Давайте укреплять мосты партнёрства

Содружества, взаимопонимания

Без лишней суеты или актёрства

Проявим и заботу и старание.

Давайте помогать в пути друг другу,

Ведь наша цель, по сути, благородна:

Растить детей. Не уповать на чудо,

А действовать и мудро и свободно.


Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Она отражает противоречия между представителями различных профессий и социальных позиций. Это воспитатели дошкольных учреждений и школьные учителя, ученые и практики, педагоги, психологи и родители.

Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм и методов воспитания и обучения детей в ДОУ и школе.

Сущность преемственной связи раскрывает философия, рассматривающая преемственность как объективную закономерность развития. Преемственность определяется как специфическая связь между разными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого, отдельных сторон его организации при изменении целого как системы: в новом всегда преемственно сохраняются элементы предшествующего этапа развития.

Исходя из этого, преемственность ДОУ и школы может быть определена как содержательная двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность образовательной работы в ДОУ на те требования, которые будут предъявлены к детям в школе для достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития, с другой стороны, опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития.

В концепции непрерывного образования говорится о том, что каждая ступень образования должна быть непосредственным продолжением предыдущей и основой для последующей. Реализация данного проекта призвана интегрировать все подсистемы образования: ДОУ - школа - ВУЗ. Создание модели ДОУ - школа - ВУЗ в плане непрерывности образования предполагает установление преемственных связей между этими подсистемами.

В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей развитие ребенка и его переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм деятельности).

Такое понимание преемственности обеспечивает:

на дошкольной ступени - сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного детства;

на начальной ступени - опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях ускоренного развития; специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста.

Рассмотрим содержание преемственных связей в подсистеме «ДОУ - начальная школа». Основаниями преемственности являются:

1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности
будущего ученика;

2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих
(умственных, художественных) и других задач. Формирование интеллектуальных
способностей (к пространственному моделированию, использованию планов, схем,
знаков, символов, предметов-заместителей);

3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и
личностного развития ребенка. Широкое использование сюжетно-ролевых игр, игр -
драматизации, конструирования, разных видов художественной деятельности,
детского экспериментирования;

4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной

деятельности детей и взрослых, развитием партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, обучением детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Преемственная связь между ДОУ и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить несколько основных направлений.


Похожая информация:

  1. A. Удельная теплота сгорания. Б. Удельная теплота парообразования
  2. I. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка