Культура народов России — самое интересное. Значение русского наследия древней руси в истории русской культуры Наследие русской культуры

Культура народов России одна из самых многообразных в мире. На ее территории проживает более 190 народов, каждый из которых по отдельности обладает своей неповторимой культурой, и чем больше численность, тем заметнее вклад этого народа в культуру целой страны.

Наиболее многочисленно в России русское население — оно составляет 111 миллионов человек. Замыкают тройку наиболее многочисленных национальностей татары и украинцы.

Русская культура

Русская культура обладает огромным историко-культурным наследием и доминирует в государстве.

Православие — наиболее распространенная религия среди русского народа, которая оказала огромное влияние на развитие нравственной культуры народов России.

Вторая религия по численности, хотя несравнимо проигрывающая православию — это протестантизм.

Русское жилье

Традиционным русским жилищем считают избу, построенную из бревен, с двухскатной крышей. Вход представлял собой крыльцо, в доме строили печь и погреб.

В России до сих пор стоит много изб, например, в г. Вятка Арбажского района Кировской области. Есть возможность посетить уникальный Музей русской избы в селе Кочемирово Кадомского района Рязанской области, где можно увидеть не только настоящую избу, но и предметы домашнего обихода, печь, ткацкий станок и другие элементы русской культуры.

Русский национальный костюм

В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан.

Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами, сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник.

В повседневной жизни русские народные костюмы уже не носят. Лучшие образцы этой одежды можно увидеть в этнографических музеях, а также на всевозможных танцевальных соревнованиях и фестивалях русской культуры.

Традиционная русская кухня

Русская кухня известна первыми блюдами — щи, солянка, уха, рассольник, окрошка. В качестве второго блюда обычно готовили кашу. «Щи да каша — пища наша», — говорили издавна.

Очень часто в блюдах используют творог, особенно при приготовлении пирогов, сырников и ватрушек.

Популярно приготовление различных солений и маринадов.

Попробовать русские блюда можно в многочисленных ресторанах русской кухни, которые встречаются практически везде и в России, и за рубежом.

Семейные традиции и духовные ценности русского народа

Семья всегда была главной и безоговорочной ценностью для русского человека. Поэтому издревле было важно помнить свой род. Связь с предками была сакральной. Детям часто дают имена в честь бабушек или дедушек, сыновей называют в честь отцов — таким способом проявляют уважение к родственникам.

Раньше нередко профессия передавалась от отца к сыну, но в сейчас эта традиция практически вымерла.

Важная традиция — передача по наследству вещей, семейных реликвий. Так вещи сопровождают род из поколения в поколение и обретают свою историю.

Отмечаются и религиозные, и светские праздники.

Самым массово отмечаемым государственным праздником в России является праздник Нового года. Немало людей 14 января отмечают еще и Старый Новый год.

Отмечают еще и такие праздники: День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День солидарности трудящихся («майские» праздники 1-2 мая), День Конституции.

Крупнейшими православными праздниками являются Пасха и Рождество.

Не настолько массово, но отмечают также следующие православные праздники: Крещение Господне , Преображение Господне (Яблочный спас), Медовый спас, Троицу и другие.

Практически неотъемлемы друг от друга русская народная культура и праздник Масленицы, который длится целую неделю до Великого поста. Этот праздник уходит корнями в язычество, но теперь отмечается повсеместно и православными людьми. Масленица также символизирует проводы зимы. Визитная карточка праздничного стола — блины.

Украинская культура

Численность украинцев в РФ составляет примерно 1 млн 928 тысяч человек — это третье место по численности среди общего населения, а потому украинская культура является немаловажной составляющей культуры народов России.

Традиционное украинское жилье

Украинская хата — важная составляющая украинской традиционной культуры. Типичный украинский дом был деревянным, небольших размеров, с четырехскатной крышей из соломы. Хату обязательно белили изнутри и снаружи.

Встречаются такие хаты в России, например, в Оренбургской области, в западных и центральных областях Украины, в Казахстане, однако почти всегда соломенная крыша заменена на шифер или покрыта рубероидом.

Украинский народный костюм

Мужской костюм составляет льняную сорочку и шаровары. Для украинской рубахи характерен вышитый разрез спереди; носят ее, заправив в штаны, подпоясавшись кушаком.

Основой для женского наряда выступает длинная сорочка. Подол сорочки и рукава всегда вышивали. Сверху надевали корсетку, юпку либо андарак.

Самым известным элементом традиционной украинской одежды является вышиванка — мужская или женская рубаха, отличающаяся сложной и разнообразной вышивкой.

Украинские народные костюмы уже не носят, но их можно увидеть в музеях и на фестивалях украинской народной культуры. А вот вышиванки до сих пор в ходу и даже набирают все большую популярность — их любят носить украинцы всех возрастов, и в качестве праздничного наряда, и как элемент повседневного гардероба.

Наиболее известное украинское блюдо — красный борщ из свеклы и капусты.

Популярнейшим продуктом в украинской кулинарии является сало — его используют для приготовления множества блюд, едят отдельно, солят, жарят и коптят.

Широко распространены мучные изделия из пшеничной муки. К национальным блюдам можно отнести вареники, галушки, вергуны, лемишки.

Украинская кухня любима и популярна не только среди украинцев, но и среди многих других жителей России — встретить ресторан украинской кухни в крупных городах не составит труда.

Семейные ценности украинцев и русских во многом идентичны. То же касается и религии — православное христианство занимает большую часть среди вероисповедания украинцев, проживающих в России; почти ничем не отличаются и традиционные праздники.

Татарская культура

Представители татарского этноса на территории России составляют приблизительно 5 млн 310 тысяч человек — это 3,72% от всего населения страны.

Религия татар

Основное вероисповедание татар — это ислам суннитского толка. При этом существует небольшая часть татар-кряшен, чьей религией является православие.

Татарские мечети можно увидеть во многих городах России, например, Московская историческая мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Пермская соборная мечеть, Ижевская соборная мечеть и другие.

Традиционное татарское жилье

Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.

В Казани, Республика Татарстан, осталось много таких усадеб, не только в качестве памятников архитектуры, но и в качестве жилых домов.

Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка.

В первозданном виде такие костюмы уже не носят, но некоторые элементы одежды в ходу до сих пор, например, платки, ичиги. Увидеть традиционную одежду можно в этнографических музеях и на тематических выставках.

Традиционная татарская кухня

Отличительной чертой этой кухни есть то, что на ее развитие повлияли не только татарские этнические традиции. От разных культур татарская кухня вобрала в себя бал-май, пельмени, плов, пахлаву, чай и другие разнообразные блюда.

Татарская кухня может похвастаться разнообразием мучных изделий, среди них: эчпочмак, кыстыбый, кабартма, санса, кыймак.

Часто употребляется молоко, однако чаще всего в переработанном виде — творог, катык, сметана, сюзмэ, эремчек.

Масса ресторанов по всей России предлагает меню татарской кухни, а лучший выбор, конечно же, в столице Татарстана — Казани.

Семейные традиции и духовные ценности татар

Создание семьи всегда было наивысшей ценностью у татарского народа. Брак считается священной обязанностью.

Нравственная и духовная культура народов России так или иначе связана с культурой религиозной, так и особенности мусульманского брака заключаются в том, что он неразрывно связан с религиозной культурой мусульман. Например, Кораном запрещается жениться на женщине-атеистке, женщине-агностике; не слишком одобряется и брак с представительницей другой религии.

Сейчас татары знакомятся и женятся в основном без вмешательства семьи, но раньше самым распространенным был брак по сватовству — родственники жениха шли к родителям невесты и делали предложение.

Татарская семья — это семья патриархального типа, замужняя женщина находилась полностью во власти мужа и на его содержании. Количество детей в семье иногда превышало шесть человек. Селились супруги у родителей мужа; жить у родителей невесты было постыдно.

Беспрекословное послушание и уважение к старшим — еще одна важнейшая черта татарского менталитета.

Татарские праздники

Татарская культура празднования включает в себя и исламские, и оригинальные татарские, и общероссийские государственные праздники.

Крупными религиозными праздниками считаются ураза-байрам — праздник разговения, в честь окончания месяца поста — рамадана, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения.

До сих пор татары празднуют и каргатуй, или карга буткасы — народный праздник весны, и сабантуй — праздник по случаю завершения весенних сельскохозяйственных работ.

Культура каждого народа России уникальна, а вместе они представляют из себя удивительный пазл, который будет неполноценным, если убрать какую-то часть. Наша же задача заключается в том, чтобы знать и ценить это культурное наследие.

Введение

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Какое многообразие жанров и направлений в различных видах искусства таят в себе музейные архивы, а также старенькие сундуки бабушек во многих сёлах и деревнях нашей России, в том числе и нашей Курской области. Богатые песенные традиции, доставшиеся нам от предков, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются как и наша земля, в защите и восполнении. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.

Если вы зададите вопрос кому-либо из жителей села, принадлежащих к молодому поколению, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края, которые исполняют по праздникам местные старейшины, и считает ли он необходимым сохранение народных традиций, - то вероятнее всего, вы услышите, что никому не нужны эти старые, давно отжившие своё мотивы.

Очень жаль, что подрастающее поколение утратило интерес к своему национальному прошлому, к своей национальной культуре. А ведь без прошлого нет и будущего. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя, как части своего народа, его культуры.

Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей. Он нарушен, и в результате обострились проблемы:

Языка (примитивность образов и средств выражения);

Музыкальной культуры (люди не испытывают потребности в пении, музицировании);

Не уделяется внимание формированию национального музыкального мышления, эстетического вкуса (исчезает национальная манера говорить, двигаться, одеваться);

Взаимоотношения между людьми, полами (дефицит доброты, благородства, мужества, женственности, верности).

В настоящее время, в современной молодёжной среде происходит утрата интереса к своему национальному прошлому, к своей культуре. В последние годы наметился кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявлять себя творчески.

В связи с этим, выбор темы актуален.

Мы определили тему исследования, которая формулируется следующим образом: «Сохранение культурного наследия русского народа посредством изучения народной культуры».

Актуальность данной темы заключается в сохранении культурного наследия русского народа.

Целью проекта является приобщение подрастающего поколения к народной традиционной культуре.

Гипотеза: Мы предложили, что приобщение подрастающего поколения к народной культуре будет способствовать сохранению культурного наследия русского народа.

Задачи проекта:

1. Изучить литературные источники, интернет ресурсы, позволяющие проследить историю развития традиционной культуры;

2. Изучить и проанализировать влияние народной традиционной культуры на воспитание детей;

3. Выявить проблемы сохранения культурного наследия русского народа.

Проектный продукт: Создание видеофильма

Продолжительность проекта – три месяца (декабрь 2015 года, январь – февраль 2016 года).

План работы над проектом. Этапы:

1. Подготовительный этап (выбор темы исследования, постановка цели);

2. Поисково-исследовательский этап (подобрать, изучить, систематизировать материал);

3. Оформление проекта, создание видеофильма.

Основная часть

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем наших потомков, мы все неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Поэтому именно сегодня приобретает особую значимость, актуальность, необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Во все времена человечество решало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В двадцать первом веке решение этой задачи приобретает всё большее значение, так как в современной культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, сказывается влияние других мировых культур, которое за последнее десятилетие возросло; происходит подмена ценностей, мироощущения, утрачивается сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, которые не свойственны русской традиционной культуре.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Современная русская культура – это древо, уходящее корнями в народное искусство. Обращение к народному музыкальному творчеству в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности помогает развитию творческого потенциала личности ребенка и обеспечивает в дальнейшем его осознанное и активное участие в творческом преобразовательном процессе в любых сферах жизни.

По моему мнению, фольклор – именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, которая сочетает в себе коллективное и индивидуальное начало.

Поэтому, кто, как не мы, подрастающее поколение, должны восстановить, защитить, сохранить всё то, что создано до нас и для нас – культурное наследие русского народа. Ведь изучение произведений русского народного творчества вызывает интерес к истории своего народа, помогает натолкнуть на размышление о нитях, связывающих прошлое с настоящим, учит видеть себя прямыми потомками и наследниками России.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей.

Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начинает осваивать их с раннего возраста. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, сказки. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Детский музыкальный фольклор непосредственно и сильно воздействующий на человека, уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем этнокультурном развитии.

Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, красоту, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями - начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили - устраивался праздничный крестинный стол. Под колыбельные ребёнок засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребёнок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодёжных играх и хороводах. На вечёрках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни. Песни звучали и звучали, разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляя душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда человек умирал, его хоронили под печальные плачи и причитания. Так всю жизнь проживал человек на Руси под песню.

На современном этапе, я считаю, главная задача сохранения культурного наследия русского народа, повернуться лицом к народной музыкальной культуре – фольклору, начиная с самого раннего возраста, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения и навыки, способности. Наиболее необходимый возраст для начального этапа – это возраст дошкольный, когда ребёнок сам ещё от природы «синкретичен» и воспринимает окружающий мир как целое, а всё в этом мире, как одушевлённое, живое. В этот период, жизнь ребёнка должна быть насыщена мировой художественной культурой, и в первую очередь – народным песенным искусством.

Мы полагаем, что фольклор - это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальной культуре нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

Народное музыкальное творчество - это еще и богатейшее средство живого и теплого общения людей как добрых соседей. Народное искусство, сформировавшееся в среде крестьян, рабочих, простых тружеников, конечно, во многом отличается по характеру от профессионального, но не уступает ему.

Красивые и скромные, строго регламентированные жизненным укладом сложные навыки хореографии, музицирования, пения - все это убедительные свидетельства особой культуры, сложившейся в трудовом народе. Причем культура эта имеет свой национальный колорит.

Уже в дошкольном возрасте у меня возник интерес к изучению, познанию народной песенной культуры.

С самого рождения меня окружала забота, любовь и внимание родителей, старшей сестры, бабушек и дедушек.

С детства я слышала красивый голос своей мамы. Укладывая меня спать, она пела колыбельные песни. Когда я подрастала, мне пели, рассказывали пестушки, потешки, прибаутки. Старшая сестра Олеся учила меня считалкам, дразнилкам, играла со мной в народные игры.

Мои родные очень любят и ценят народное музыкальное творчество. Мама, всю свою сознательную жизнь занимается изучением, сохранением народной песенной культуры. Передаёт опыт своим воспитанникам, являясь руководителем Образцового коллектива «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»».

Бабушка закончила музыкальную школу по классу баяна, была постоянным участником художественной самодеятельности. Дедушка, в юношеские годы, тоже закончил музыкальную школу по классу баяна и был руководителем духового оркестра. Но свою дальнейшую жизнь они не связали с музыкой, поэтому они гордятся тем, что наша семья продолжает их начинания и мой жизненный путь связан с народным музыкальным творчеством. Я, в свою очередь, горда тем, что любовь к народной песенной культуре, в нашей семье, передаётся из поколения в поколение.

В последнее время в детской и молодёжной среде вновь возник устойчивый интерес к изучению народной песенной культуры. Во многих регионах Российской Федерации успешно осуществляют свою творческую деятельность фольклорные коллективы и исполнители, которые бережно хранят свои исторические и культурные традиции. В Курской области успешно занимаются творчеством уникальные фольклорные детские коллективы. В их число входит и наш Образцовый коллектив «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»».

Замечательно то, что в стенах центра детского творчества города Железногорска Курской области, в объединении Образцовый коллектив «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»», ведётся нужная и важная работа по возрождению по возрождению и сохранению народных традиций. Целью занятий является приобщение нас, детей, к прекрасному песенному искусству – фольклору, посредством освоения русской народной культуры.

Вот уже 7 лет, я являюсь участницей ансамбля «Лапоточки»». С огромным удовольствием изучаю историю быта русского народа, песенные и музыкальные традиции, ведь это история, которую мы, подрастающее поколение, должны знать, гордиться, беречь и уважать. И у нас есть чем гордиться, есть потенциал, чтобы нашу славу и гордость приумножить.

За последние 3 года наш ансамбль стал участником и победителем различного уровня конкурсов и фестивалей:

Лауреат 1 степени, Лауреат 2 степени Российского фестиваля-конкурса детских фольклорных коллективов «Дёжкин карагод» г. Курск 2014 г.;

Дипломант 1 степени Областного фестиваля художественного творчества среди обучающихся образовательных коллективов Курской области «Я вхожу в мир искусств» г.Курск 2013г.;

Дипломант Областного фестиваля молодёжных фольклорных коллективов «Соловушка» г.Курск 2013г.;

Дипломант ежегодного городского православного фестиваля «Пасхальный благовест» г.Железногорск 2013 - 2015г.;

Дипломант ежегодного православного фестиваля «Рождественский благовест» г.Железногорск 2014, 2015г.;

Лауреат 1 степени Первого Международного дистанционного конкурса вокалистов «Ходила младёшенька» г. Москва 2013 г.;

Дипломант Межрегионального фестиваля «Тамбовская канарейка», посвящённый М. Н. Мордасовой, г.Тамбов 2013 г.;

Лауреат 1,2 степени Всероссийского фольклорного фестиваля «Хоровод традиций» г. Таганрог, Ростовской области 2014 г.;

Ежегодный участник, Лауреат, дипломант 1 степени Открытого конкурса солистов, фольклорных коллективов и ансамблей народной песни «Дёжкин карагод» г. Курск 2012 - 2015г.;

Лауреат 1 степени, обладатель Гран-при Областного конкурса фольклорных коллективов среди обучающихся образовательных учреждений Курской области, г.Курск 2011,2013,2015 г.;

Участник, Лауреат 1 степени 1 Открытого фестиваля - конкурса детского народного творчества «Добрыня» г. Курск 2014г.;

Участник 8 Международного фестиваля-конкурса народного песенно-танцевального искусства детей, молодёжи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая!» г. Москва - г.Суздаль - г.Владимир 2015 г.;

Лауреат 1 степени Всероссийского фестиваля - конкурса дарований и талантов «Я дарю Вам крылья» г.Курск 2015 г;

Лауреат 1 степени Международного конкурса детского и молодёжного творчества «Славься, отечество!» г.Курск 2015г.;

Участник 1 Межрегионального детского фестиваля - конкурса народных промыслов и ремёсел «Рудинка» г.Губкин, Белгородской обл., 2015 г;

Дипломант 1 степени Областного фестиваля художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» среди обучающихся образовательных организаций Курской области, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Курск 2015 г.

Принимая участие в такого рода конкурсах, фестивалях, концертных программах мы демонстрируем свои умения и навыки на сцене, в тоже время, несём в массы, пропагандируя народное песенное искусство, формируя культурно-историческую память народа, учимся с уважением относится к людям всех национальностей, культуре и быту русского народа.

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя, как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор – всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Фольклор - доступное всем без исключения детям, форма выражения себя, своего мироощущения. Фольклор поможет детям проникнуть в глубину народного духа.

Общение с подлинным искусством, которым является традиционное народное творчество, побуждает нас, детей, к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать собственное отношение к действительности.

Заключение

У В.Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина – это все: и, прежде всего, язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа».

Развитие русского народного музыкального творчества тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем историю России и не изучаем русскую народную музыкальную культуру, в которой отражена жизнь и быт русского народа. Ведь в результате изучения русской народной традиционной культуры воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими музыкальными произведениями, созданными народом.

Живя тысячелетия на этой земле, народ просеял через невидимое сито все культурные ценности. И то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Вот почему мы должны хранить и беречь произведения музыкального народного творчества, национальную одежду, изумительные народные праздники и художественные ремесла. Ибо это корни, питавшие и питающие нас, это не только день сегодняшний, но и наше будущее.

Приобщение школьников к народной художественной культуре будет эффективным лишь в том случае, если будет осуществляться комплексно, пронизывать весь процесс обучения и воспитания как в школе, так и в семье. Ведь большую роль в раннем возрасте играет именно семья, так как круг первоначального общения ребёнка ограничен родителями и ближайшими родственниками, поэтому в этой микросреде закладываются первые элементы эстетической культуры личности. Отсюда важно, чтобы уже родители начали приобщение ребёнка к народной художественной культуре.

Ведь человек, введённый в фольклор - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный, образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

Переживая эпоху духовного обнищания, засилья развлекательной низкопробной массовой культуры, обесценивания знаний духовного богатства, я могу с уверенностью сказать, что в моём случае, изучение произведений народно-песенной культуры оставит свой след на многие годы в моей памяти, душе, и я смогу передать будущему потомству те знания, которые получила в объединении «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»».

В перспективе, получив среднее образование, я планирую продолжить своё музыкальное образование, чтобы усовершенствовать свои знания в области народной песенной музыкальной культуры и передать свой опыт следующему поколению.

И я уверена, что воспитываясь на лучших образцах народно-песенной культуры, из нас вырастут настоящие патриоты, знающие и любящие нашу Родину.

И пока мы поём, изучаем, собираем, несём в массы, фольклор будет жить, а вместе с тем, мы, подрастающее поколение, сможем сохранить, защитить и приумножить всю красоту и богатство - культурное наследие русского народа.

Список литературы

1. Василенко В. А. Об изучении современного детского фольклора // - М.: Музыка, 1966.

2. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество, Ред. Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

3. Капица О.И. К вопросу об изучении детского фольклора // - М.: Музыка, 1966.

4. Князева О.Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство - Пресс, 2000г.

5. Комарова Г. С., Ратанова Т. А. и др. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Пед. общество России, 2000г.

6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: 1987.

7. Музыкальный фольклор и дети: Научно - методическое пособие, Сост. и редактор Л. В. Шамина - М., 1992.

8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983. - 286с.

9. Полунина В.Н. Одолень-трава // Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1975.

10. Растороцкая Е.А. Приобщение школьников к традициям русского национального искусства во внеурочной деятельности. - Курск, 2000. - 69 с.


3. Современная Российская культура

мировоззрение христианство православие нравственный

В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются "китайской стеной" от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями. В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока.

Не только в истории Отечества, но и в жизни каждого человека, в жизни отдельной семьи, школы и города происходят события - большие и малые, простые и героические, радостные и скорбные. Эти события иногда становятся известны многим, а чаще культуре России слово "память" всегда имело и имеет прежде всего духовно-нравственное значение. Оно всегда напоминает человеку о самом важном в прошлом и будущем, о жизни и смерти, об умерших как о живых, о нашем неизбывном долге перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас, а главное - о вечности и бессмертии ведомы только небольшой группе людей или отдельным лицам. Люди для собственной памяти пишут дневники, мемуары. Память народная сохранялась через устные сказания. Летописцы записывали то, что хотели донести до грядущих поколений. Очень многое в культурной жизни Отечества сохранилось благодаря рукописям, архивам, книгам и библиотекам. В настоящее время существует много новых технических средств - носителей памяти.

"Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества - это активная память человечества, активно же введенная в современность", - так писал в своих "Письмах о добром и прекрасном" величайший знаток отечественной и мировой культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999).

"Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры, "накопленной" культуры, память - одна из основ поэзии - эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство". Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М., 1989, с. 201, 203. Сейчас, в начале нового века и тысячелетия, эти слова Д.С. Лихачева о культуре звучат как духовное завещание. Современный системный подход к изучению культурно-исторического наследия России предполагает прежде всего знакомство с ее православной культурой. Говоря о православной культуре России, мы имеем в виду не только прошлое нашего Отечества, но и современную жизнь. Культура современной России - это не только музеи, библиотеки или выдающиеся памятники древней архитектуры. Это и воссозданные и заново выстроенные храмы, возрожденные и впервые основанные монастыри, переизданные церковные книги, а также создаваемая ныне иждивением Российского государства многотомная "Православная энциклопедия".

Современная культура России - это прежде всего наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д.С. Лихачев писал: "Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое". Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся.- М., 1983, с. 9

Не может человек не любить свою Родину, не может не вставать на ее защиту, если он сохранил в своем сердце святую преданность родной старине.

Более чем тысячелетняя история православной культуры России - это один из наиболее ярких в мировой истории примеров живой культурной преемственности различных исторических эпох. Если бы от многовекового культурно-исторического развития России нам осталось лишь несколько памятников православной культуры - Остромирово Евангелие, "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона, храм Покрова на Нерли, Лаврентьевская летопись и "Троица" Андрея Рублева, то и тогда наша отечественная культура славилась бы во всем мире как величайшая и богатейшая. Без изучения этих памятников и соприкосновения с этими святынями невозможно знакомство с культурным наследием нашего Отечества. Это наследие свидетельствует, что именно православие во многом определило путь культурно-исторического развития России.

Россия сегодня переживает переходный период, когда старые идеалы разрушены - образуется духовная пустота. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история, религия, национальная культура.

Люди начали посещать церковь, образуются военно-патриотические клубы. В школах проводятся специальные занятия, где детям рассказывают о основах религий, о прошлом нашей страны.

Библиографическая деятельность в XXI веке в условиях глобальной информатизации общества

Будущее библиографии является одной из наиболее интересных тем профессионального общения современных библиографов. В разговорах коллег...

Библиотеки России

национальный библиотека фонд каталог Российская государственная библиотека основана в 1862 году как первая публичная бесплатная библиотека Москвы; стала именоваться библиотекой «Московского публичного музеума и Румянцевского музеума»...

Библиотеки России

История Российской национальной библиотеки насчитывает более 200 лет от момента ее основания. За этот период Россия пережила эпохи Екатерины Великой, Александра I, Николая I, Время Великих реформ, Февральскую и Октябрьскую революции...

Зарождение русской этнографии

В русской этнографии уже в конце XIX в. утверждался, как уже упоминалось, заботами Д.Н. Анучина метод комплексного подхода к изучению этнографических и историко-культурных проблем. По убеждению Д.Н. Анучина...

Исторические типы культуры, культура и цивилизация

В XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты. Имея в виду, что культура европейского типа характерна уже не только для Европы, её обычно называют «западной культурой»...

Культура и общество

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость. С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены...

Культура Московского государства и императорской России. Реформы Петра I и российская культура

XVIII век - время перемен в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса России в н.XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность...

Культура постсоветских времен

культура постсоветский общественный россия Характеристика исторических условий. С 1992 года в истории нашего Отечества наступил новый этап развития. СССР превратился в СНГ, а Российская Федерация стала суверенной Россией...

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее -- их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль...

Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше - ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники...

Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока

Двадцатый век принес с собой небывалые и стремительные перемены. Ими оказались затронуты все сферы человеческой жизни. Ближний Восток, т. е. арабскомусульманский ареал, испытал на себе эти перемены наравне со всем остальным миром...

Религия как феномен культуры

Неоднозначность оценок религии в качестве явления культуры на сегодняшний день совершенно очевидна. Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога. В ХХ веке для многих из тех, кто хотел бы сохранить религию...

Более 1000 лет тому назад, восточные славяне вслед за многими другими народами мира приняли православие. С православной верой они восприняли православную культуру, которая выражалась, прежде всего, в прекрасном и величественном православном богослужении. «Повесть временных лет» донесла до нас предание о том, что послы великого князя Владимира, будучи пораженными красотой православного богослужения, воскликнули: «Такой красоты мы нигде не видели!».

Искренне и глубоко восприняв православие, наши предки очень быстро научились переводить книги, составлять оригинальные литературные творения, строить величественные храмы, писать изумительные по красоте иконы, создавать дивные песнопения, украшать свою жизнь многоцветием православных праздников. Не прошло и ста лет со времени Крещения Руси, а православная культура древнерусского государства достигла таких великих свершений, которые и доныне славят Россию.

Изучение православной культуры России можно начать со знаменитого новгородского памятника «Тысячелетие России». История создания и дальнейшая судьба этого памятника символична и очень поучительна для всех, кто любит родную землю и родную культуру.

Торжественное открытие памятника «Тысячелетие России» состоялось 8 сентября 1862 года (21 сентября -- по новому стилю); в этот же день в 1380 году была одержана победа на Куликовом поле. Средства на создание этого памятника собирались по всей России. На горельефе памятника -- скульптурные изображения 109 великих сынов и дочерей России, составивших честь и славу отечественной истории и культуры. Смирнов В.Г. Памятники в бронзе.

На этом памятнике мы видим святых Кирилла и Мефодия -- просветителей славян и родоначальников славянской православной культуры, святую княгиню Ольгу, подавшую Древней Руси пример крещения, святого великого князя Владимира -- крестителя Руси, преподобного Нестора Летописца -- одного из родоначальников российской истории, святого князя Александра Невского -- славного защитника Руси, преподобного Сергия Радонежского -- великого подвижника Русской земли и целый ряд других святых, прославивших Землю Русскую. Рядом с этими святыми людьми на памятнике «Тысячелетие России» мы видим великих русских поэтов, писателей, ученых, художников, архитекторов, скульпторов, композиторов, педагогов -- цвет русской культуры, -- а также героев России, выдающихся полководцев и государственных деятелей.

Россия, празднуя в 1862 году тысячелетие своей истории и культуры, воздвигла этот удивительный памятник. А мы, благодаря этому памятнику, спустя почти полторы сотни лет можем видеть, как в XIX веке Россия прославляла своих великих граждан.

В XX веке памятнику «Тысячелетие России», как и всему нашему Отечеству, довелось претерпеть великое испытание. Монголо-татарские полчища в XIII-XIV века не разорили Великого Новгорода, потому что не достигли его. А фашистские полчища в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, захватив этот древнейший русский град, хотели надругаться над его святынями. В морозные январские дни 1944 года немецкие захватчики решили похитить стоявший на центральной площади Великого Новгорода памятник «Тысячелетие России», чтобы в качестве трофея увезти его в Германию, как увозили в германское рабство людей, как угоняли с русских пастбищ скот, как похищали многие материальные ценности и культурные сокровища России. Отлитые в бронзе фигуры памятника были оторваны фашистами от гранитного постамента. Памятник был разделен на части и готовился к транспортировке. Но Господь не судил совершиться этому злодеянию. 20 января 1944 года Великий Новгород был освобожден нашими войсками, и фотопленка военного корреспондента зафиксировала поразительную картину: у подножия памятника странно и беспорядочно лежали запорошенные снегом человеческие фигуры.… Это были бронзовые изваяния великих сынов и дочерей России, которые художник Михаил Микешин (1835-1896) создал для памятника «Тысячелетие России». Даже в те страшные годы военного лихолетья люди не могли без содрогания смотреть на фотографии, сделанные по живым следам этого вандализма. Смирнов В.Г. Памятники в бронзе.

Хотя Великая Отечественная война еще продолжалась, памятник «Тысячелетие России», о котором в 20-30 годы XX века почти не вспоминали из-за его якобы незначительной эстетической ценности, не был забыт. Уже 2 ноября 1944 года было проведено скромное, но торжественное открытие возрожденного памятника.

Когда памятник «Тысячелетие России» был восстановлен, на отлитой в бронзе исторической панораме вместе с другими великими соотечественниками благодарные потомки вновь увидели князя Дмитрия Пожарского, с мечом в руках защищающего Россию.

Священная память о России для нас неразрывна с памятью о тех, кто прежде нас жил на Русской земле, кто ее возделывал и защищал. Эту связь прекрасно выразил величайший русский поэт А.С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека, --

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва;

Без них наш тесный мир -- пустыня,

Душа -- алтарь без Божества. Пушкин А.С. Сборник стихов.

Не только в истории Отечества, но и в жизни каждого человека, в жизни отдельной семьи, школы и города происходят события -- большие и малые, простые и героические, радостные и скорбные. Эти события иногда становятся известны многим, а чаще ведомы только небольшой группе людей или отдельным лицам. Люди для собственной памяти пишут дневники, мемуары. Память народная сохранялась через устные сказания. Летописцы записывали то, что хотели донести до грядущих поколений. Очень многое в культурной жизни Отечества сохранилось благодаря рукописям, архивам, книгам и библиотекам. В настоящее время существует много новых технических средств -- носителей памяти. Но в православной культуре России слово память всегда имело и имеет прежде всего духовно-нравственное значение. Это слово священно! Оно всегда напоминает человеку о самом важном в прошлом и будущем, о жизни и смерти, об умерших как о живых, о нашем неизбывном долге перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас, а главное -- о вечности и бессмертии.

«Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества -- это активная память человечества, активно же введенная в современность» Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном., -- так писал в своих «Письмах о добром и прекрасном» величайший знаток отечественной и мировой культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999).

«Память -- основа совести и нравственности, память -- основа культуры, «накопленной» культуры, память -- одна из основ поэзии -- эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память -- это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память -- наше богатство». Сейчас, в начале нового века и тысячелетия, эти слова Д.С. Лихачева о культуре звучат как духовное завещание.

Современный системный подход к изучению культурно-исторического наследия России предполагает, прежде всего, знакомство с ее православной культурой. Говоря о православной культуре России, мы имеем в виду не только прошлое нашего Отечества, но и современную жизнь. Культура современной России -- это не только музеи, библиотеки или выдающиеся памятники древней архитектуры. Это и воссозданные и заново выстроенные храмы, возрожденные и впервые основанные монастыри, переизданные церковные книги, а также создаваемая ныне иждивением Российского государства многотомная «Православная энциклопедия».

Современная культура России -- это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д.С. Лихачев писал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое».

А.С. Пушкин, работая над романом в стихах «Евгений Онегин», написал строки, которые не вошли в окончательный вариант романа. Эти трепетные строки повествуют о том, как Онегин, а значит и сам А.С. Пушкин, видел, как «кипит народ минувших дней» на той самой площади, где теперь красуется памятник «Тысячелетие России».

Необходимости земной,

Кто в жизни шел большой дорогой,

Большой дорогой столбовой…

Онегин едет, он увидит

Святую Русь: ее поля,

Пустыни, грады и моря…

Среди равнины полудикой

Он видит Новгород Великий.

Смирились площади -- средь них

Мятежный колокол утих…

И вкруг поникнувших церквей

Кипит народ минувших дней…

Более чем тысячелетняя история православной культуры России -- это один из наиболее ярких в мировой истории примеров живой культурной преемственности различных исторических эпох. Если бы от многовекового культурно-исторического развития России нам осталось лишь несколько памятников православной культуры -- Остромирово Евангелие, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, храм Покрова на Нерли, Лаврентьевская летопись и «Троица» Андрея Рублева, то и тогда наша отечественная культура славилась бы во всем мире как величайшая и богатейшая. Без изучения этих памятников и соприкосновения с этими святынями невозможно знакомство с культурным наследием нашего Отечества. Это наследие свидетельствует, что именно православие во многом определило путь культурно-исторического развития России.

Проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия все более отчетливо вырисовывается в общественном сознании. Необходимость ее исследования объясняется и тем, что прошедший век был веком социальных катаклизмов, приведших, среди прочего, к деформации единства культурно-исторической памяти народов, входящих в состав России, когда гибели подверглась значительная часть культурного наследия. В условиях грозящего разрушения материальное и нематериальное культурное наследие народов России может и должно стать основой духовного единства цивилизации России.

Роль культурной памяти в сохранении единства Российской цивилизации не может быть рассмотрена вне понимания цивилизационной специфики России. Проблему России как «субцивилизации» рассматривает в своих работах JI. Васильев. И. Яковенко предлагает характеристику цивилизации России как «цивилизации поневоле». Ю. Кобищанов разрабатывает представление о России как о конгломерате различных цивилизаций. Б. Ерасов видит специфику России в ее «недоцивилизованности». Автор исследования солидарен с позицией Д. Н. Замятина, В.Б. Земскова, Я. Г. Шемякина, которые рассматривают Россию как пограничную цивилизацию.

Особую роль национального культурного ландшафта в культурной памяти раскрыли евразийцы (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, В.Н. Ильин, Г. В. Флоровский), которые видели уникальность России в том, что она одновременно принадлежит Западу и Востоку, не являясь ни тем, ни другим. Евразийство в значительной степени мистифицировало проблему роли пространства в таких ее аспектах как пограничное положение, форма страны, размер, масштаб, соотношения территориальных форм, способы существования государств и обществ, что не снимает значимость и теоретическую неразработанность этой проблемы.

Пушкинская эпоха явилась эпохой самопознания в отечественной культуре. А.С. Пушкин гениально выразил суть проблемы словами: «Как России войти в Европу и остаться Россией». П.Я. Чаадаев утверждением, что фундаментальная отрицательная сторона русской истории - обособленность России от настоящего и прошлого Европы, ее самостоятельность и «неотмирность», вызвал дискуссию, разделившую в отношении к культурно-исторической памяти славянофилов и западников. Славянофилы А. Хомяков, И. Киреевский, И. Аксаков, Ю. Самарин обращались к культурному прошлому России, отстаивая ее самобытность и уникальность. В русле русской консервативной мысли М. М. Щербатов Н.М. Карамзин, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Ф. И. Тютчев утверждали, что Россия в своей духовной и исторической основе сохраняет «неповрежденное христианство».

Характерной чертой русской философии является ее связь с литературой, а русской культуры XIX века - литературоцентричность. Не случайно произведения Н.В. Гоголя, А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского сохраняют связь с той духовной традицией, которая и составляет ценностное ядро российской культуры. «Серебряный век» занимает в культуре России рубежное положение. Увлеченность многих творцов «Серебряного века» философией Ницше с его призывом к блокированию культурной памяти сближает их с идеями радикальных политических течений. Творцы русского художественного авангарда еще до революции 1917 года настаивают на необходимости аннигиляции культурной памяти. Разрушительные воздействия революционных событий на культурное наследие осмыслены в это время в работах И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, В.В. Вейдле. Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, В.Н. Топоров, А.Л. Юрганов исследуют феномены духовной культуры на сломе от средневековья к Новому времени, когда проблема культурного наследования была одной из наиболее острых. Снова роль культурной памяти в сохранении духовного единства России в октябрьский и послеоктябрьский период была осмыслена Н.А. Бердяевым, В.В. Зеньковским, Г.П. Федотовым, Г.В. Флоровским. В настоящий период проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия представляется одной из важнейших задач, без решения которой невозможно сохранение целостности России. Культурное наследие как фактор коллективной идентификации рассматривали такие отечественные ученые как Ю.Е. Арнаутова, С.С. Аверинцев, А.В. Буганов, Д.С. Лихачев, Д.Е. Муза, В.М. Межуев. С.Н. Артановский изучал проблему культурной приемственности. Фундаментальные проблемы культурологии. Издательство Алетейа 2008 год.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка