Староверы в уругвае глазами жителя латинской америки. Русские староверы в сша Американские общины староверов

Никогда не знал, что в США проживают русские староверы. Удивительно сильный и знатный народ. Мое знакомство с ними было, можно сказать, случайным. По дороге из Сиэтла в Сакраменто остановились мы у знакомых на ночлег. Город называется Сэйлэм (Salem), столица Орегона. Сидя за завтраком, разговорились с хозяином дома. Он и рассказал, что в окрестностях города проживает многочисленная община русских староверов. У меня в пятках заиграла блогерская кровь – страсть как захотелось познакомиться с кем-то из них. Так получился предлагаемый ниже эксклюзив.

Оставив недопитый кофе на столе, мы немедленно отправились на экскурсию. Успех улыбнулся нам настоящей голливудской улыбкой. Хотя когда мы въехали на улицу, на которой расположились простенькие дома староверов и аккуратные их церквушки, она была пустынной. Ничего не предвещало удачи.

Ситуация не изменилась и после того, как мы самым наглым смелым образом начали фотографировать местные достопримечательности...

И даже некоторые церковные документы.

Неожиданно на улице появилась какая-то тетечка. Но... также неожиданно исчезла. Только и успели, что сделать один кадр. Поговорить была, видимо, не судьба.

Но нас так просто не возьмешь. Мы начали еще более откровенно фотографировать все, что попадалось на пути. Авось кто-то выйдет и «возмутится духом».

Духом никто возмущаться особо не спешил, несмотря на то, что мы пошли на крайние меры – стали снимать иконы на домах.

Уже было полностью отчаявшись, погрузили мы свои бренные тела в терпеливо ожидающий нас джип и поехали в сторону выезда. Но здесь, да-да, именно здесь, нас и подстерегал успех. На обочине дороги мы обнаружили вот эту прелесть.

Мы остановились, чтобы сделать парочку-другую кадров, но тут нас решительно запеленговали – из дома вышел строгого вида дядечка и стал что-то кричать через дорогу девочкам. Как мы и предполагали, дядечкой оказался папаша этих ангелочков по имени Стефан.

Мужчина оказался весьма общительным и милым человеком, запросто познакомившимся с нами и выразившим согласие ответить на наши вопросы. Человек этот родился и вырос в США, когда он произносил фразы по-английски, то было слышно, что говорит он на этом языке без акцента. Но и русским Стефан владеет, согласитесь, вполне себе ничего.

«Бороду ты не имеешь – должен на заде стоять». Стефан не считает себя настоящим старовером, по той простой причине, что у него нет бороды. Поэтому на видео он и сказал, что в «молену» (церковь) ему заходить нельзя. Если только у порога постоять, помолиться...

Отец и мать Стефана родились в Турции. Ее предки переселились туда из России. Когда община выросла и молодым людям сложно было найти себе пару для основания семьи, дабы не смешивать кровь (а за турецких султанов они и помыслить себе не могли замуж выйти или жениться) перебрались в США.

Отец нашего рассказчика промышлял рыбой. Возил ее с Аляски и продавал в Сиэтле. Два года назад он неожиданно умер. Любил попариться в баньке. Там ему и стало плохо. Не спасли.

А вот матушка Стефана жива и здорова. Когда он сказал, что женщина родила 12 детей, нам жуть как захотелось ее увидеть. Неожиданно легко для нас, хозяин пригласил нас в дом. Там мы и познакомились с матерью-героиней по имени Акулина.

Дом оснащен настоящей печкой-«буржуйкой» и отапливается, как и полагается, дровами.

Достопочтеннейшую женщину мы застали за стряпней – она месила тесто на вареники с картошкой. Просто, без всякого пафоса рассказала нам Акулина о своей непростой жизни, о том, что всю жизнь поклоняется Богу и соблюдает Его законы. Нехотя позволила сфотографировать иконостас.

А вот дочерьми явно и с удовольствием похвалилась. Собственно, и было чем. Мальчиков и девочек в семье родилось ровно поровну, шесть на шесть. Посмотрите, какие красивые, светлые русские лица. Вот, что значит, не пить водочку и хранить потомство от смешения крови.

Замуж девиц выдают рано – с 14 лет. Говорят, «пока с местными дружить не начали». И как видно, очень дружно живут, поддерживая отношения в родстве.

И еще одна.

При прощании я не смог удержаться и попросил таки меня запечатлеть с этими цветочками. Удивительные дети, скажу я вам. Он них исходит физически ощущаемые смирение и покорность. Не сказав мне ни слова, они послушно позировали, пока фотограф делал несколько пробных кадров.

Обогнув поле, мы заехали еще в один двор. Дом стоит на отшибе, и вот с этого красного ларька хозяева торгуют овощами, которые выращивают у себя на плантации.

Владелец всего этого хозяйства по имени Афанасий сначала был не очень-то разговорчив, но потом, поняв, что люди мы не злые, стал охотно рассказывать о своей жизни.

Родился он так же, как и Акулина, в Турции, а вот его жена Ефимия – в Китае. Познакомились и поженились они уже, перебравшись в Америку. И родилось у них – надо же совпадение – 12 детей, шесть мальчиков и шесть девочек.


Вы наверное, заметили в двух предыдущих моих рассказах есть фото женщин в длинных
платьях и чепчиках.Выглядят они,скажем так, немного необычно на фоне окружающих
и девочки просили меня подробнее рассказать, кто они и почему так одеты.

Так вот: на фото амиши-меннониты.

Честно сказать, о жизни амишей знаю только по рассказам,хотя вижу их довольно часто, но близко никогда с ними не сталкивалась.
По всей Америке в разных местах живут десятки самых различных сект, поскольку один из основных принципов страны - свобода вероисповедования.
Пока сектанты не нарушают закон, их не трогают и они живут по тем обычаям, которые у них приняты.
Амиши – христианское течение меннонитского происхождения.
Основатель его- Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас (Германию) во второй половине XVII века.

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой секты), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских сект, из которых самые большие – это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren).

Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons – основателя секты), еще в 1530 году.
В отличие от других протестантов они, например, крестили только тех, кто достиг 18-летнего возраста.
Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь.
В конце 17-го века большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку.

Сейчас амиши живут в 20 штатах США,их много в нашем Висконсине и вряд ли кому-то из вас известно, что в Соединенных Штатах в ХХI веке живут десятки тысяч людей, предпочитающие лошадь автомобилю и трактору, практически не пользующиеся электричеством и телефоном, минеральными удобрениями и другими достижениями цивилизации.
И живут эти люди не только в глубинке,их самая большая община находится в штате Пенсильвания, всего в полутора часах езды от Филадельфии.

Внешне представители разных сект амишей почти не отличаются друг от друга, как почти не отличается и их жизненная философия.
Неслучайно сами себя амиши называют «plain people», то есть простыми людьми.
Все они носят очень простую одежду:женщины – обязательно длинные платья, поскольку Библия учит скромности.

Платья однотонные из тонкой материи, похожей на шерсть, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней – белый.
Фасон такого платья стабилен последние двести лет.

Даже свадебное платье шьется однотонным, без украшений,такого же фасона, чтобы завтра можно было его надеть на работу.
Строго регламентированы внешние различия холостых, женатых и замужних.
Это форма шляп и чепчиков, цвет платья и другие несущественные мелочи.

Так чепчики для замужних женщин в виде сердечка.
Они обходятся без ювелирных украшений, не пользуются косметикой и парфюмерией и не носят короткие стрижки.

В память о тех печальных временах, когда на исторической родине их преследовали прусские солдаты, одетые в яркую форму с широкими поясами и большими пуговицами, мужчины вместо ремней носят только подтяжки,а женщины всячески стараются избегать пуговиц, заменяя их булавками и заколками.
Меннониты одеваются как амиши, но их традиции менее строгие.

У них нет разводов, но юношам позволяется достаточно свободно общаться с девушками на выданье.
Свободно – это значит разговаривать, шутить, прогуляться вместе в воскресный день.
Появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством.

Мужчины носят соломенные или черные фетровые шляпы.
Только женатые мужчины имеют право носить бороду,но усы амиши не носят, они запрещены по закону.
В армии обычно амиши не служат,они никогда в своей американской истории не воевали.
Амишевские мужские шляпы:

Справа высокая шляпа – для праздника, а слева шляпы пониже, которые имеют право носить юноши,которые могут уже жениться.

Брюки поддерживают подтяжки, пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков, петель и завязочек, как носили моряки.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей, поэтому популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире.
Если в 1920 году амишей было всего 5000, то в прошлом, 2011, уже 261150.
Амиши отличаются также нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства,ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику.

Ездят на повозках с лошадьми,они принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир.
Самые распространенные амишские экипажи – это прямоугольные кабинки, которые они называют «багги» (от слова «bug» – жук, а «buggy» соответственно «жучок»).
Для амишей лошадь всегда была и по прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.

Для индивидуального передвижения амиши также часто используют самокаты.
Кроме гужевого транспорта и самокатов другое существенное отличие быта амишей от быта цивилизованной части человечества – это практически полное отсутствие в их домах электричества и телефонов.
Причем они не против электричества как такового, все дело, оказывается, в проводах, которые его подводят и, по их мнению, служат еще одной тропинкой из тлетворного внешнего мира.
Это же относится и к трубам, подводящим газ.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.
А вот электрическими устройствами и мобильными телефонами без проводов, на батарейках амиши пользуются.

Вот, кстати, моё фото, сделанное в сент-луисской арке: у амиша-меннонита в руках мобильный.

Школы амишей– это особая тема.
Все ученики, как и в рассказе Толстого, сидят в одной комнате и учатся восемь лет.
Преподают в этих школах девушки, сами недавно их закончившие и еще не вышедшие замуж.
В школах они изучают только те предметы и только в том объеме, который им пригодится на фермах: ботанику, зоологию, арифметику, основы геометрии,английский и немецкий языки.

Амиши считают, что для традиционной фермерской жизни такого образования вполне хватает, однако если кто-то хочет дать детям современное образование, то может записать их в ближайшую обычную школу.
Из книг, не считая детских, они оставили себе только Библию.
Из картин – настенные календари и газету, которую сами печатают про погоду, урожай, надои, посев или жатву.

Из простых библейских ценностей, к которым старались вернуться все протестанты, амиши главными почитают семью, честность и работу на земле.
Считая семью одной из трех главных жизненных ценностей, амиши уделяют большое внимание и общинной жизни.
Например, если кому то из амишей нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной.
Собираются десятки, если не сотни мужчин и за один день (!) возводят большой деревянный дом буквально под ключ.
Женщины в этот день готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом.

В 1985-м году на экраны страны вышел фильм под названием "Свидетель" с Харрисоном Фордом в главной роли.
Лучшего фильма про амишей не найти, смотрела я его на одном дыхании.
Причём, режисёр показал общину амишей с огромным уважением и симпатией.

Действие фильма происходит в общине амишей, и там они как раз коллективно строят дом.
Дома амишей, как и большинство домов в Америке, деревянные.
Если на снимках они выглядят кирпичными или даже каменными, то это только облицовка: каркас и все перекрытия из дерева.
Внешне дома амишей ничуть не отличаются от домов других американцев.

Выдает их только сохнущая на веревке стирка, так как электрических сушилок у них нет,и стоящие во дворах и возле ферм выпряженные багги.

Кстати, большие «красноармейские» звезды на домах амишей – старинный знак, имеющий тот же смысл, что и подкова: на удачу.
Подковы тоже иногда попадаются, но звезды чаще.
Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков – называемое куилт (quilt), а также деревянные вещи – сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки.

Незатейливая детская игрушка.
Детские игрушки – простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики.
У амишей нет домов для престарелых.
Если в чьем-то доме есть пожилой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община.

Среди амишей есть весьма не бедные, даже по американским стандартам, люди.
Объясняется это их очень низкими расходами: они не покупают машины, не платят за бензин, у них нет моргиджей (ипотек) на дома.
Кроме того, амиши не покупают страховки.
Даже за посещение врача они платят наличными.
Если кому-то из них требуется серьезная операция, сбрасывается вся община.
Амиши не покупают дорогую одежду, еду, ювелирные украшения, косметику и парфюмерию, не употребляют спиртное, а самое главное – работают на своих фермах и в мастерских от зари до зари.

По официальной статистике Министерства сельского хозяйства, амишевские фермы среди самых продуктивных в стране.

Сельским хозяйством амиши занимаются по старинке; коровы их пасутся на лугах и продукты у них экологически чистые и качественные.
Всегда с удовольствием покупаю продукты в магазине амишей: продавцы очень улыбчивые и внимательные, впрочем, в Америке по -другому и не бывает,а одеты продавцы также в строгие платья и чепчики.

Кроме того, что амиши прекрасные фермеры они еще и знамениты своими ремеслами.
В их деревнях есть множество магазинчиков поделок и сувениров, сделанных их руками.

Амиши – известные столяры и плотники, они делают добротную, слегка старомодную, но зато настоящую деревянную мебель.
Мебель от амишей делается только из дерева, без древесно-стружечных плит.
Мебель довольно-таки дорогая, но очень крепкая и надежная.
Любители такой мебели приезжают за ней даже из Филадельфии и Нью-Йорка.

Фотографировать амишей непросто.
У меня почти нет фото амишей, они не любят когда их фотографируют и сами никогда не фотографируются.
По этой причине государство специально для амишей разработало паспорта без фотографий.
Посмотрите, большинство этих фото амишей из интернета со спины или сделаны украдкой.

Семейных фото в домах амишей не найдёшь, но на стенах у них висят так называемые «семейные списки».

Примерно такие.
Один список родителей, другой – современной семьи – имя, месяц и год рождения.

Но не пытайтесь найти у них даже самую скромную амишевскую церковь – их у амишей просто нет.
Амиши и в этом вопросе пошли еще дальше меннонитов: они вообще отменили церковь, буквально следуя Библии, ибо сказано в Писании: «Не в рукотворных храмах живет Всевышний».
Для чтения Библии амиши по очереди собираются еженедельно в собственных домах.

Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.
Амишем нельзя стать по велению сердца, им можно только родиться.
По правилам амишей, всем членам общины один раз в жизни, в юности, предоставляют выбор: или окончательно принять крещение, или отказаться и покинуть общину амишей, уйти в большой мир.
До этого им разрешается попробовать пожить в миру, посмотреть,что и как там.
Он может увидеть все стороны жизни окружающего мира, как позитивные, так и негативные,и сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине амишей.

Самое поразительное, что до 95 процентов молодёжи, поглядев на мирскую жизнь, возвращаются обратно в общину.
Только в зрелом возрасте они принимают обдуманный шаг – крещение.

Большинство «странностей» жизненного уклада амишей связано с их желанием оградить свою жизнь и жизнь своих детей от тлетворного влияния внешнего мира.
Собственно, это старый философский спор, чего больше приносит прогресс: добра или зла.
Ответа на него до сих пор нет, потому он и философский, но амиши, по-прежнему твердо верят, что время можно остановить если не в отдельно взятой стране, то, по крайней мере, в отдельно взятой общине.
Никто им в этом в Америке не мешает, и Бог им в помощь!

Текст составлен по материалам открытых источников интернета.

УДК 39(= 82) (791+798)

Аргудяева Ю.В.

Русские старообрядцы в США

Russian Old Believers in the USA

Статья посвящена этнокультурной группе русских - старообрядцам, эмигрировавшим в США в 1960-е годы из Азии. Рассматриваются проблемы адаптации к новому региону, национальные особенности и их трансформация в хозяйственном и семейном быту, материальной культуре. Отмечена ведущая роль в сохранении и развитии русской культуры и религиозных традиций.

Ключевые слова: Русские, старообрядцы, эмиграция, адаптация,

хозяйство, материальная культура, семья, религиозные традиции

The article is devoted to the ethno-cultural group of Russian - Old Believers, who emigrated to the U.S. in the 1960"s from Asia. The problems of adapting to a new region, national identities and their transformation in the economic and family life, material culture are discussed. The leading role in preserving and promoting of the Russian culture and religious traditions is taken shape.

Key words: Russians, Old Believers, emigration, adaptation, material culture, family and religious traditions

Существование на современном этапе старообрядчества - в той форме, в которой оно могло сохраниться - можно считать явлением уникальным. Сегодня старообрядчество продолжает существовать как самобытная, устойчивая к изменениям русская культура. Именно поэтому она вызывает интерес у исследователей, в том числе ученых Дальнего Востока, куда в разные периоды отечественной истории мигрировали значительные группы старообрядцев практически из всех российских регионов.

Весной и летом 2010 г., в рамках гранта Президиума РАН "Русские Дальнего Востока России: развитие традиций и трансляция культурного наследия в страны АТР" российскими исследователями - дальневосточниками Ю.В. Аргудяевой и А.А. Хисамутдиновым были осуществлены две поездки в США - в старообрядческие общины штатов Орегон и Аляска. Это отвечало части задач проекта - изучение степени сохранения традиционной русской культуры в иноэтничном окружении у локальной группы русских - старообрядцев. Во время второй поездки к ним присое-

Работа выполнена при поддержке гранта Президиума РАН. Код проекта 09-1-П25-01 и японского проекта "Grant-in-Aid for Scientific Research". Код проекта (21251013) (А).

динилась японский исследователь из университета г. Токио Нахо Игауэ для выполнения аналогичного японского проекта "Культурная адаптация к природной и социальной среде в лесном ареале на российском Дальнем Востоке" с целью сравнения особенностей природопользования у российских и американских старообрядцев.

В США первые староверы появились в конце XIX в. из Сувалк-ской губернии Царства Польского. В начале XX в. прибыла небольшая группа староверов из Виленской губернии. Эти староверы расселились в Пенсильвании и Калифорнии. Работая преимущественно на шахтах и заводах, часть из них сравнительно быстро ассимилировалась, а некоторые, уже в 80 х гг. XX в. воссоединились с Русской православной церковью за границей.

Самые большие группы старообрядцев прибыли в штат Нью-Джерси США уже в 60-е годы XX в. Впоследствии они расселились в другие штаты - в Нью-Йорк, Монтану, Орегон, на Аляску и др. Наиболее крупные из них обосновались в штатах Орегон и Аляска. Здесь первоначально поселились исключительно старообрядцы-беспоповцы часовенного согласия. Они представляли собой локальные группы староверов, получившие в зависимости от места выхода неофициальные названия "турчане", "синьцзянцы", "харбинцы". Их единая религиозная принадлежность позволила им быстро сблизиться и наладить, что было особенно важно для дальнейшего существования общин, брачные контакты. История их миграции в Северную Америку довольно сложна и берет свое начало с 60-х гг. XVII в., с раскола в русской православной церкви.

Раскол русской православной церкви, окончательно оформившийся на церковных соборах 1666-1667 гг., вовлек в противоборство не только церковных иерархов, бояр и царя, но и служивых людей и крестьян. В конце XVII в. часть старообрядцев вынуждена была бежать от преследования и казней из России в турецкие владения на Балканах, в XVШ-XIX вв. они уходили в российские Польшу и Литву, в северные леса, на Урал и в Сибирь, оседали на Алтае и на Дальнем Востоке. Уже в те времена среди староверов образовались два основных течения - по-повцев (все службы осуществлял священник) и беспоповцев, во главе с выбранными из числа грамотных мирян начетчиками (наставниками), совершавшими в общине все основные требы.

Каждая из этих групп на протяжении длительного исторического периода развивалась по-своему. Так, старообрядцы, осевшие в Приамурье и Приморье во второй половине XIX - начале XX в. впитали черты северорусских, среднерусских и южнорусских традиций - с одной стороны. С другой - испытали в условиях многочисленных перемещений этнокультурное влияние со стороны народов, встреченных ими на продолжительном пути через Урал и Сибирь в дальневосточный регион и, отчасти, уже на Дальнем Востоке - от восточноазиатских народов. Другие, ушедшие на Балканы, в Малую Азию, Синьцзян, Маньчжурию прошли разные стадии адаптации к местным условиям жизни в ино-этничном окружении, но сумели сохранить главное - русский язык и русские традиции.

После Октябрьской революции уход староверов из России продолжался. В 1920-х и, особенно в начале 1930-х годов, в период коллективизации, часть их с Алтая переселилась в Синьцзян, а из Приморья - в Маньчжурию, где староверы поселились, главным образом, сравнительно недалеко от Xарбина, создав там несколько русских старообрядческих деревень.

Старообрядцы - "турчане", проживавшие до миграции в США в Турции, попали в Северную Америку не сразу. После поражения восстания под предводительством Кондратия Булавина донской атаман Игна-

тий Некрасов увел в сентябре 1708 г. на Кубань 8 тыс. мужчин, женщин и детей. Казаки, собравшиеся около этого атамана стали именоваться не-красовцами. Затем, по разным причинам, в 1740-1741 гг. они ушли в До-бруджу, а в конце XVIII в. - в Азиатскую Турцию на берега озера Маньяс (Майнос по-некрасовски), поселившись впоследствии и в других местах Турции. Их основными занятиями являлись землепашество и рыболовство. Наиболее крупными были две группы - майносская, следовавшая традициям старообрядцев-поповцев Белокриницкой церковной иерархии, и дунайская ("дунаки"), включавшие старообрядцев-беспоповцев во главе с выбранным из их среды начетчиком. Все общины жили замкнуто, не смешиваясь браками с турецким населением. К 30-м годам XX в. эти общины, особенно дунайская, достигли такого положения, когда браки внутри них стали проблематичными, а затем и вовсе невозможными. У старообрядцев не принято вступать в брак до восьмой степени кровного родства и с детьми крестных родителей. Возникла угроза кровосмешения, избежать которой можно было только растворившись в массе турецкого населения. Однако казаки твердо придерживались заветов Игната Некрасова, записанных в "Игнатовой книге" - своеобразном своде казачьего обычного права, определявшего все аспекты жизнедеятельности некрасовцев. Одними из самых важных считались заветы не родниться с турками и не возвращаться в Россию при царе. В этот же период турецкие власти потребовали от казаков взять турецкие фамилии. Поэтому в настоящее время каждый американский старовер-турчанин по документам именуется по-турецки, но все знают свою русскую фамилию.

После окончания Второй мировой войны, когда остро встал вопрос о необходимости некрасовцам, как и прочим мужчинам Турции, служить в армии, старообрядцы, откупавшиеся до сих пор от этой повинности, решили покинуть турецкие пределы. К тому же проблема кровосмешения по-прежнему оставалась нерешенной. Когда же принципиально вопрос с отъездом из Турции был решен, община раскололась. Две противоборствующие страны - СССР и США приглашали некрасовцев к себе. В итоге 999 чел. на советском пароходе (тысячный переселенец родился на этом судне) прибыли в сентябре 1962 г. на землю предков. Однако около двухсот человек при помощи Толстовского фонда и главы департамента юстиции США Роберта Кенеди, на самолетах, в 1963 г. были переправлены в США, в штат Нью-Джерси. Те некрасовцы, что прибыли из пос. Коджагель ("Большое озеро") называли себя "кубанцами", те же, которые переселились из центральной части Турции из пос. Казаккей - "дунака-ми" (Рукописный фонд автора - РФА. Информация Кем (Стекло-ва) В.Г.). Работая по найму, некоторые из них довольно быстро стали на путь ассимиляции, а другие стали посещать Русскую православную церковь . Однако некоторые, наиболее крепкие в вере спустя несколько лет, боясь "разложения" своей молодежи искусами городской жизни перебрались на северо-запад США, в штат Орегон, в сельские окрестности г. Вудборна, где и получили общее название "турчане".

"Синьцзянцы" - в прошлом старообрядцы - "кержаки", пришли на северо-запад Китая из российского Алтая в основном в 1930-е годы. Это были крестьяне, спасавшиеся от коллективизации, хотя некоторые поселения русских возникли там еще в более ранний период. Занимаясь земледелием, скотоводством и охотой они расселились в двух основных регионах - в китайском Алтае и в районе Кульджи, создав там ряд населенных пунктов. После окончания Второй мировой войны многих мужчин арестовали "за незаконный переход границы" и отправили в СССР, в лагеря. После победы в 1949 г. в Китае коммунистов новые власти стали отбирать землю, принуждая людей создавать коллективные хозяйства. В итоге часть старообрядцев вернулась в СССР, но некоторые,

с трудом оформив соответствующие документы, двинулись через весь Китай в Гонконг, откуда в конце 1950-х годов при помощи различных международных организаций выехали в страны Южной Америки - Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Оттуда часть синьцзянцев в начале 1960-х годов попала в США.

Примерно такая же ситуация складывалась у старообрядцев-"харбинцев". Действия советской власти в 20-30-е гг. ХХ в., в том числе введение непосильных налогов, коллективизация, атеизация и другие мероприятия, подорвали экономическую и нравственную основы крестьянских хозяйств. Многие домохозяйства подверглись так называемому раскулачиванию, в процессе которого забиралось практически все имущество, главы семей были арестованы и отправлены на общественные работы. Это послужило причиной бегства ряда крестьянских семейств в близлежащую Маньчжурию. Так в 1932-1935 гг. начался очередной виток миграционной подвижности старообрядцев, который привел их в иное культурное окружение. В Маньчжурии возникло несколько сельских поселений, основанных преимущественно старообрядцами из Приморья. Все они были образованы сравнительно недалеко от КВЖД и Харбина на совершенно незаселенных землях . Хозяйство староверов-харбинцев было натуральным, основанным, по традициям русских, на землепашестве и скотоводстве. В этих отраслях хозяйства придерживались земледельческого календаря и земледельческих традиций. Хорошим подспорьем были охота и пчеловодство. Поселившиеся здесь крестьяне-старообрядцы впоследствии получили название "харбинцы". С приходом в Маньчжурию Красной Армии почти всех взрослых мужчин, как и у "синьцзянцев", отправили в советские лагеря. После 1949 г. и этим старообрядцам китайские власти дали понять, что их дальнейшее пребывание в стране нежелательно и будет лучше, если они покинут Китай. Как и в Синьцзяне, советские консулы убеждали старообрядческие семьи вернуться в СССР. И некоторые на этот призыв откликнулись. Но большинство, оформив правдами и неправдами соответствующие документы, перебрались в Гонконг, откуда в конце 1950-х годов попали в разные южноамериканские страны. Основная часть обосновалась в Бразилии, где им с помощью Всемирного Совета церквей, в 200-х милях от Сан-Пауло удалось получить 6 тыс. акров земли . Однако, не сумев адаптироваться к местным природным условиям, они в начале 1960-х годов, при помощи Толстовского фонда и некоторых спонсоров, в основном молокан, живших в Америке уже давно, перебрались в США, преимущественно в штат Нью-Джерси, откуда впоследствии отправились в штат Орегон.

Прожив несколько лет в Орегоне часть старообрядцев, чтобы спасти подрастающую молодежь от "разлагающего" влияния телевидения, табака, алкоголя, наркотиков, уже широко распространившихся в этом штате среди американцев, решила снова "уйти от греха подальше" - переселиться на Аляску. В 1967 г., по совету Толстовского фонда, на разведку туда для поиска подходящего места отправились четыре "ходока". За 14 тыс. долл. там, на Кенайском полуострове, недалеко от г. Хомера была куплена квадратная миля земли. В 1968 г. на ней появилась первая палатка, а затем возникли рубленные избы первых переселенцев-староверов из Орегона, потомков "харбинцев". За ними потянулись и другие семьи. Первую старообрядческую деревню на Аляске назвали Николаевском. Впоследствии в окрестностях возникло еще несколько населенных пунктов.

Непросто было старообрядцам приживаться в США. В штате Орегон первоначально они работали на фермах своих спонсоров - многим надо было оплатить долги за переезд, встать на ноги. Местным фермерам это

было выгодно, так как на сбор ягоды выходила вся многодетная староверческая семья. Первым переселенцам быстро освоиться мешало незнание английского языка. Но постепенно языковой барьер был преодолен, и они стали искать заработки в других местах. Выручали природное трудолюбие и смекалка. Поскольку многие из них, особенно харбинцы и синьцзянцы имели навыки работы с деревом (сами возводили себе в Китае рубленные избы и хозяйственные постройки), их охотно принимали работать на мебельные фабрики. Мужчины изготавливали мебель, женщины шили на нее покрытие. Даже отсутствие на работе старообрядцев в дни религиозных праздников не смущало хозяев, так как они знали, что староверы всегда отработают пропущенные дни и выполнят свою работу качественно. Определенный доход давала работа в лесу на посадках деревьев. Постепенно, заработав нужные суммы, они завели на арендованной или собственной земле фармы (фермы) по выращиванию ягод, новогодних елок и различных декоративных растений. Часть староверов всю неделю работала на фабрике, а по вечерам и в субботние дни - на своих фармах. Некоторые параллельно занимались охотой в окрестных лесах и промышленным ловом рыбы в штате Аляска.

Постепенно жизнь наладилась. В сфере экономической и хозяйственной жизни орегонские эмигранты-староверы адаптировались сравнительно быстро и успешно, создав материальную основу жизни своим детям и внукам. В настоящее время живет и трудится уже второе и третье поколения бывших переселенцев-староверов. Многие из них приобрели другие профессии, в частности создали фирмы по строительству и сборке жилых домов и преуспевают в этом деле. Хорошие заработки получают и от промышленного рыболовства на Аляске, многие имеют в собственности свои рыболовные катера. Ушли в прошлое нужда, неустроенность, плохо налаженный быт.

Хозяйственная деятельность старообрядцев на Кенайском полуострове была иной, чем в Орегоне. На суровой по природным условиям Аляске заниматься традиционным землепашеством, хотя бы в виде выращивания ягод, было невозможно. Средства к существованию добывали иными способами. Первоначально мужчины, соорудив жилища и хозяйственные постройки, устраивались работать на ближайшие рыбоконсервные заводы, нанимались к американцам на строительство катеров и коммерческое рыболовство. Но вскоре, научившись у американцев строительству маломерных морских судов, стали строить их сами, используя как для себя, так и на продажу. Значительное развитие получило и рыболовство. Доходы стали не только ощутимыми, но и значительными. Это позволило отказаться от некоторых видов домашней деятельности, в частности от разведения молочного скота, для которого, в условиях продолжительной суровой зимы, необходимо было накашивать много сена. Легче и выгоднее стало приобретение молочных продуктов в магазинах ближайших городков. Однако огородные культуры выращивать продолжали. Картофель, репу, капусту и некоторые другие овощи выращивали в грунте. Для помидоров и огурцов пришлось заводить теплицы.

Приехавшие в США синьцзянцы, турчане и харбинцы все были старообрядцами-беспоповцами часовенного согласия (переходное между поповщиной и беспоповщиной. - Ю.А.). У них все службы ведет выбранный общиной наставник (начетчик).

В 1983-1985 гг. некоторые аляскинские и орегонские старообрядцы пришли к выводу о необходимости принятия ими священства. Некоторые их наставники, пройдя соответствующее обучение в Румынии, были рукоположены в священники. Так в Николаевске и Вудборне появились старообрядцы-поповцы, осуществлявшие службу в построенных прихожанами церквях. Однако переход некоторых старообрядцев-беспоповцев

в поповство расколол некогда единые старообрядческие общины. В результате часть старообрядцев, к примеру, на Аляске, покинула Николаевск и возникшие рядом с этим населенным пунктом деревеньки, и создало новые на расстоянии примерно 70-80 км. Этот раскол эхом отозвался на всей социальной жизни старообрядческих общин. Не только прежние соседи и хорошие друзья, но и родные братья и сестры, оказавшиеся теперь в лагере поповцев и беспоповцев, перестали общаться и до сих пор не желают видеть друг друга. Более того, хорошо разрешившаяся по приезду в США демографическая проблема - создание семей при наличии достаточно широкого круга брачных партнеров, теперь была под угрозой. Браки между поповцами и беспоповцами стали проблематичными, так как оба молодых супруга должны были придерживаться либо тех, либо других канонов. Возникали коллизии как между наставниками и священниками, так и между родителями и многочисленной родней новобрачных.

Что характерно для современной повседневной жизни старообрядцев США? Какие традиции сохраняются, а какие уходят? Как уже говорилось, старообрядцам пришлось в значительной степени изменить свою хозяйственную деятельность. Изменение традиций в этой области жизнедеятельности - свидетельство их хорошей приспособляемости к местным природным и экономическим условиям.

В социальной жизни сохранилось главное - религиозная традиция, которая является основным стержнем бытования русской культуры. У каждой из региональных групп староверов-беспоповцев, как в Орегоне, так и на Аляске в настоящее время имеются моленные дома и наставники; у поповцев в Николаевске и в Вутборне есть действующие старообрядческие церкви. В них проходят еженедельные и праздничные службы. Совершаются и ежедневные домашние моления. Большинство старообрядцев употребляют постную пищу в определенные дни недели и дни годового календаря. Во всех домах имеются иконы, а у первопоселенцев и старинные книги религиозного содержания, вывезенные из России. Молодежь сама выбирает себе брачного партнера, родители в этот процесс не вмешиваются, хотя неукоснительно соблюдают принцип не разрешать браки до восьми степеней кровного родства и родства с крестными. Увеличивается возраст вступления в брак, как у девушек, так и у юношей, хотя по-прежнему есть случаи создания семьи в довольно юном возрасте. Новым феноменом в общине стал выход девушек замуж за лиц иной веры и иной национальной принадлежности. Часть коренных американцев, вступивших в брачные отношения со старообрядкой, принимают веру ее родителей. Но большинство продолжает быть верными своим религиозным убеждениям, если они имеются, и в таком случае, нередко, со временем, наступает разрыв семейных отношений. Как негативное явление наблюдается увеличение числа разводов и, по мнению стариков - уменьшение числа рожденных детей. В настоящее время не рожают, как прежде 10-15 детей, обычно - не более пяти. Последнее связано с использованием контрацепции и в меньшей степени абортов, хотя, как известно, религия всегда выступала против этого. Полностью сохранился регламент свадебного ритуала - сватовство, пропой, девичник, брачание или венчание в моленном доме или церкви, собственно свадьба (духовные обед, одаривание, продажа сундука невесты и др.), хотя отдельные элементы свадебного торжества ушли в прошлое.

Определенные изменения претерпела материальная культура. В настоящее время не возводят рубленных изб. Жилища строят по американским технологиям - из облегченного материала сборных панелей с межстенными наполнителями. В пище широко используются покупные продукты; собственную молочную продукцию можно встретить только в

отдаленных аляскинских деревнях, хотя мясо диких копытных животных и рыба из озер и океана, добытые самими старообрядцами, повсеместно дополняют пищевой рацион, как и домашние заготовки овощных солений и ягодных варений. Этому способствует широкое использование бытовой техники - холодильники, холодильные камеры и т.п. Определенные изменения произошли в одежде, особенно в мужской. В повседневной жизни мужчины, особенно в Орегоне носят общепринятую цивильную одежду, их отличие от основной массы мужского населения - наличие бороды. В воскресные, праздничные дни и в молельни обязательно одевается вышитая по вороту и разрезу рубаха с вытканным поясом. У женщин ушли в прошлое модные в 1960-1970-е годы разноцветные, непременно с рисунком в "цветочек" средней длины сарафаны, сильно присборенные на спине. В настоящее время основной нательный женский костюм - однотонный, разнообразных цветов нежной гаммы, непременно длинный, до пят, он может быть трех видов: сарафан с белой рубахой; сарафан, верхняя часть которого пришита к рубахе, составляя единое целое и заимствованное у турчан, но широко распространенное среди всех региональных групп староверок платье таличка. Девушки могут ходить с непокрытой головой, замужние женщины - в шашму-ре - традиционном женском головном уборе, одеваемом на женщину в момент ее венчания (брачания). Поверх шашмуры - непременно в тон сарафана легкая косынка, поверх которой голову, во время посещения службы, покрывают белым нарядным платком.

Но особенно большие изменения произошли в повседневной речи. Английский язык постепенно становится основным разговорным языком, однако степень владения им неодинаковая у разных поколений. Мужчины старших возрастных групп владеют им относительно сносно. И это неудивительно, ведь именно им приходилось зарабатывать на жизнь, общаясь с работодателями и другим англоязычным населением на местном языке. Их жены владеют английским плохо, а некоторые почти не знают его, поскольку были заняты в основном воспитанием многочисленных детей и домашними заботами. Среди этих семейных пар в домашних условиях разговаривают исключительно на русском.

Старшие владели в основном церковнославянской грамотой, хотя некоторые мужчины знали современное им русское письмо. Поэтому родители-первопоселенцы были заинтересованы в приобретении их детьми школьного образования, но первоначально лишь на уровне шести-семи классов. Главное, как полагали они - знание основ арифметики и местного языка, церковнославянскому языку учили обычно дома. Окончание школы, а тем более колледжа или университета, родителями не приветствовалось, так как в этом видели опасность для сохранения семейных и духовных традиций. Поэтому многие забирали детей после окончания шестого-седьмого класса, предпочитая для своих отпрысков, дабы обезопасить их от "греха", ранние браки. Это привязывало молодежь к семье, укрепляло приверженность к религии и верность общине.

Постепенно ситуация менялась. В настоящее время дети старообрядцев повсеместно заканчивают среднюю школу, учатся в колледжах, а некоторые получают и высшее образование. Хуже обстояло дело со знанием русского языка. Первоначально федеральное правительство субсидировало в школах двуязычные программы обучения, с преподаванием русского языка в начальных классах. Однако в 1980-е годы эта программа в местных школах была отменена, ибо в начальные классы стали приходить дети с достаточно высоким уровнем владения английским языком . Однако отмена занятий по русскому языку вызвала недовольство родителей-староверов. Поэтому они, а также жившие в окрестностях Вудборна молокане и прибывшие туда в 1970-е годы

пятидесятники, создали общую частную русскую школу. В последние годы в Вудборне, население которого значительно пополнилось испано-говорящими мексиканцами, стала функционировать и государственная "русская" школа, где есть русские, мексиканские и английские классы с подготовкой на этих языках школьников до 12 класса. Параллельно в первых-пятых классах преподавание ведется сразу на двух языках: английском/русском, русском/испанском, английском/испанском (РФА. Информация Басаргиной У.Ф.). В знании детьми староверов русского языка заинтересованы и родители детей из отдаленных аляскинских школ; некоторые приглашают к детям частных учителей, хорошо владеющих русской грамотой. Однако английский язык все шире укореняется в речи детей и молодежи. Этому способствует не только школа, но и телевидение, уже широко вошедшее в быт молодежи и брачных пар среднего возраста, а также производственные контакты с местным населением. Русская речь молодежи в разговоре с родителями и посторонними русскоязычными, постоянно перемешивается с английскими словами. Молодым людям уже привычнее и проще общаться на английском языке. Они понимают, что для жизни в новой стране и ради своего будущего необходимо овладеть американской культурой, в том числе языком, да и соблазнов для тех, кому уже не мешал языковой барьер, немало. Старики резко осуждают новые веяния и настаивают на сохранении наиболее важных традиций и духовных ценностей. Противоречия между взглядами молодого и старшего поколения дают о себе знать все чаще. Старшие считают малейшие отклонения от традиций опасными и стремятся их не допускать. А молодые все чаще ставят эти взгляды и требования под сомнения и стремятся порвать с традицией, заявляя, что они вынуждены "жить в двух мирах" - в англоязычном сообществе на работе, в процессе трудовых отношений, и в общении с родителями, от которых, особенно недавно поженившиеся супруги, стремятся отделиться как можно быстрее. Однако родители, которые практически тоже оказались "в двух мирах", вынуждены все чаще идти на компромиссы, хотя и это им даётся с большим трудом .

Как будет развиваться жизнь русских старообрядцев в США - покажет время. Во всяком случае, полувековое пребывание последней крупной волны староверов - турчан, синьцзянцев и харбинцев - на американском континенте показало, что, изменив в значительной степени свои хозяйственные традиции, они в определенной степени сохранили материальную культуру, традиционный семейный уклад и семейные обряды, русский язык, и целиком - религиозные традиции, которые являются основной цементирующей составляющей сохранения русской культуры в иноэтничном окружении

Литература

1. Аргудяева Ю.В. Русские старообрядцы в Маньчжурии. Владивосток: ДВО РАН, 2008. 400 с.

2. За рубежом. 1990. № 42.

3. Нитобург Э.Л. Русские в США: История и судьбы, 1870-1970: Этноисторический очерк. М.: Наука, 2005. 421 с.

Давно хотела сделать пост о русских староверах, живущих в Орегоне. Здесь я покажу фото с улиц и экспозицию музея старообрядчества в аббатстве Mount Angel, а ближе к лету постараюсь побывать в их селениях.

Орегон - штат провинциальный, все на виду. Местные жители давно привыкли к русским женщинам в длинных платьях и головных уборах. В 2000-х годах случилась новая волна эмиграции из России, и наши современные девушки рассказывали, что у них спрашивали, почему они не в платочках, раз уж русские.

Орегонские городки Woodburn, Gervais, Mulino стали домом для 8-10 тысяч русских староверов. Мне всегда смешно, как муж произносит последнее название - "малайноу". Я его поправляю: надо говорить - "мУ-ли-но"! Но это только по-русски так, конечно.

На этой фотографии справа - здание музея русского старообрядчества, а до горизонта - прекрасная орегонская долина Willamette с полями и фермами.

Mount Angel Abbey - старинное бенедиктинское католическое аббатство, имеющее в собственности огромные угодья, леса и строения общей оценочной стоимостью до миллиарда долларов. На территории этого аббатства и располагался музей. Да-да, увы, в прошедшем времени: недавно в стенах музея обнаружили асбест и снесли здание до основания. Коллекцию перенесли во временное хранение, но еще не решили, где будет выставляться. Так что мои фото оказываются уникальными.
На фото: старые колокола аббатства.

На тихоокеанскоe побережье Америки староверы приехали из разных стран: Китая, Бразилии, Аргентины, Турции.

Путешествие в Америку для большинства началось в северной Турции, куда сообщество староверов бежало от царских преследований более чем 200 лет назад. Эта группа решила переехать в США, так как количество молодых людей для браков снизилось до такого низкого уровня, что уже не могло поддерживать общину. Близкородственные союзы и, как следствие, нарастание генетических проблем - это не про староверов. Их предки установили правило восьмого колена: браки между родственниками до восьмого колена запрещены. Они прекрасно знают свою родословную на такую глубину, всех своих родственников. Когда же возникли серьезные разногласия Турции с Грецией, правительство США по протекции Роберта Кеннеди предоставило русским староверам два самолета в Нью-Джерси.

Староверы присоединились к двум другим группам староверов, которые иммигрировали в США из Маньчжурии, Гонконга и Бразилии. Этим группам помогали орегонские благотворительные организации поддержки христиан из коммунистических стран и фонд Толстого.

В Китае они жили до конца 1950-х годов, пока и там не начали строить коммунизм и сгонять всех в колхозы. Староверы снова снялись с места и перебрались в Южную Америку - в Бразилию и Аргентину.

Не все смогли прижиться в Бразилии на тех землях, что выделило им правительство. Это были джунгли, которые надо было выкорчевывать вручную, плюс почва имела очень тонкий плодородный слой - их ждали адски тяжелые условия. Поэтому через несколько лет часть староверов начала искать новые территории. Кто-то уехал в Боливию и Уругвай: здесь им тоже предложили участки джунглей, но зато почва в Боливии более плодородная.

Кто-то узнал, что земли продают и в США, в штате Орегон. Отправили делегацию на разведку, те вернулись с самыми благоприятными впечатлениями, и часть староверов переехала в Орегон. Но поскольку семьи у староверов большие и им надо много жизненного пространства, то из Орегона они со временем отправились в Миннесоту и дальше, на Аляску, где издавна проживало некоторое количество русского населения. В начале 1970-х годов некоторые старообрядцы решили покинуть Орегон из-за нежелательных для них современных влияний. Двадцать четыре семьи покинули Вудборн и переехали на полуостров Кенай на Аляске. Они создали село Николаевск, где старообрядцы являются единственными жителями и занимаются в основном рыболовством.

Русских старообрядцев можно легко отличить от прочего населения. Женщины носят платки и длинные юбки, а мужчины - расшитые косоворотки, подпоясанные кушаками, и бороды: "образ Божий в бороде, а подобие в усах". В городке Вудборн и в прилегающих к нему селениях, до десятка старообрядческих храмов. Все они, кроме Вознесенского храма в селе Вифлеем, принадлежат беспоповцам. Имеются также общины русских молокан, духоборов и русских пятидесятников.

Хотя староверы должны избегать всех современных технологий, однако они даже интернетом пользуются. Это не поощряется, но и не запрещается. В работе они используют современную технику: в полях у них - тракторы и комбайны, все водят машины. Старообрядцы должны соблюдать 40 религиозных праздников каждый год. Около половины старообрядцев - фермеры. Но заниматься сельским хозяйством становится все труднее с каждым годом из-за конкуренции со стороны импортной продукции. Многие семьи отправляют своих детей работать с друзьями и родственниками на строительных предприятиях.

Правила старообрядческих общин запрещают еду из того же блюда, из которого ел человек другой веры. Многие держать специальные блюда в своих домах для гостей, когда они приходят к обеду. Единственные рестораны, которые они посещают, - это фаст-фуды, где пища подается в одноразовых пластиковых и бумажных контейнерах.

Моя знакомая американская медсестра рассказывала, что староверы всегда просят отдать им обрезанную пуповину после родов. Я не знаю, с чем связана эта традиция. Но однажды я прочитала, что по старому русскому северному обычаю пуповину прятали за притолокой в доме: существовало поверье, что этот обряд принесет красоту новорожденной девочке. Еще орегонцы рассказывали, что раньше в госпиталях староверы всегда платили наличными деньгами.

Вход в музей.

Помещение небольшое, гиды не предусмотрены.

На стенах иконы, в основном копии. Слева - копия иконы Богородицы Аляскинской.

"Карта старообрядческих поселеSpoiler (click to open)ний в юго-западной и средней России, а также во владениях австрийских, турецких и молдовлахийских" 1888 года. (Если кто-то заинтересуется, я могу приложить скан этой карты в высоком разрешении, на котором читаются все мелкие населенные пункты.)


Образцы одеяния священников.

Фотография крестьян в повседневной одежде староверов.

Рецепт составов святого мира с образцами ингредиентов.

Образцы женских платьев

Подробный поэтажный план старорусской бревенчатой избы. Дом был построен на российско-китайской границе в селе Печи в 1917 г.

Платьев из китайского шелка сшито в Гонконге по старинному русскому фасону и подарено музею местной жительницей Анастасией Молодых (прошу прощения за качество фото, но хочется показать такое красивое платье).

Путеводитель по музею с историей староверов.

Азбука русского языка современного издания. В начальных и средних классах города Вудборн преподают русский язык как второй. В городских библиотеках многих городов Орегона есть стеллажи с русскоязычной литературой и российскими газетами.

Упражнения по молитвенному пению.

Пение Знамения, выполненное местным русским каллиграфом.

Копия манускрипта середины 18-го века с песнопением Николаю Чудотворцу.

Рисунки предметов домашнего обихода сибирских поселений.

Дарохранительница, потир, блюдо, рапида.

Самовар ручной работы.

Предметы быта.

Образец песнопения Знамения.

Церковный календарь 1990 года. Даты праздников указаны как в юлианском, так и в григорианском летоисчислении.

Шип (костыль), рыболовный крюк и фотографии домов из Форта Росс, основанного русскими с Аляски в 1811 г.

Генеалогическое дерево великого князя Владимира Киевского, крестившего землю русскую, сына Святослава и внука преблаженной Ольги.

Фотография галереи катакомб, предметы быта.

Глиняные горшки, подобные этому, использовались русскими в Китае для производства пива.

Рассказ о чудотворной чаще святого Сергия. Деревянное изображение пальцев крестящегося с подробным объяснением символов. Головные уборы священников.

История старообрядчества в иллюстрациях.

Городок Mount Angel заселен выходцами из Баварии, сохранившими свои традиции и возродившими на американской земле знаменитый на весь мир праздник Oktoberfest. Это один из моих самых любимых местных праздников в Орегоне. За четыре дня праздника фестиваль посещают до 400-500 тысяч человек! Мы с мужем, сыном и друзьями приезжаем сюда каждую осень. Я уже опубликовывала фотографии этого события - и - и обязательно выложу новые материалы. Это очень радостное и красочное зрелище с музыкой и танцами, пивом и сосисками, ярмаркой и множеством развлечений. Приятно смотреть, как народ от мала до велика одевается в национальные немецкие костюмы. В прошлом году мой сынок ездил в Украину и привез мне настоящую украинскую вышиванку и красный тканый кушак. Я надевала эту вышиванку на прошлый Oktoberfest, дополнив веночком с красными ленточками, который купила прямо тут, на ярмарке. Меня засыпали комплиментами, так красиво выглядел этот национальный костюм.

Русские староверы одеваются в свои традиционные одежды каждый день. А эта девушка в честь праздника украсила свой головной убор еще и веночком.

Свои традиционные длинные платья староверы шьют сами.

Старинные фасоны могут дополняться современными жакетами, но платки - неотъемлемая часть образа.

По всей ярмарке установлены павильоны с различной кухней и лакомствами. Все заработанные деньги передаются в благотворительные фонды - это обязательное условие торговли на фестивале Oktoberfest. Я всегда нахожу среди этого многообразия и киоск с русской кухней.

А вот и меню.

Русские девушки трудятся на кухне.

Торговля ведется исключительно волонтерами.

А эта русская женщина ухаживала за группой пожилых людей, организовывала им ланч. Возможно, она работает в организации помощи престарелым.

Еще фотографии русской кухни, сделанные в разные годы.

Нам, русским женщинам, хлопотать на кухне - дело привычное!

Современная молодежь постепенно отходит от строгих традиций в одежде, привносит современные детали в костюм. То же самое происходит и с языком - русский язык постепенно заменяется английским.

Однажды я пришла в свой любимый магазин Nordstrom и увидела продавщицу в традиционном старорусском облачении. Она подошла ко мне и спросила по-английски, нужна ли мне помощь в выборе товара. Я улыбнулась и перешла на русский, сказав, что я, наверное, так лучше объясню ей, что именно мне нужно. Но она призналась, что по-русски не понимает, и мы продолжили по-английски.

Довольно часто я встречаю в магазине русских - например, молодую мать семейства с двумя-тремя девочками и невольно отмечаю, что они все говорят между собой по-английски. Даже самые маленькие девочки уже одеты в традиционные платья и платочки. Картинка получается очень красивая, почти как с полотен старинных художников. Приятно отметить, что у всех хорошие манеры, мягкие улыбки и разговоры вполголоса.

Наши русские дамы весьма самостоятельны - как-то раз я наблюдала, как такая женщина нагрузила целый багажник крупными покупками - набор посуды, микроволновка, ещё какая-то домашняя техника - и лихо вырулила свой джип с парковки.

Бывают случаи, что коммуна староверов приобретает и новых последователей. Моя хорошая знакомая (родом с Урала) вышла замуж за американца, родила здесь двух девочек, а крестила их у староверов, приобщившись к их религии.

Ну вот, пока всё. А летом постараюсь продолжить эту тему. Буду рада вашим вопросам.

Надо сказать, что старообрядцы весьма подозрительно и ревностно относятся к чистоте церковного учения и предания, и далеко не все ветви некогда единого движения признают друг друга. Но после тщательного испытания веры друг друга лидеры общин приняли решение: и у «турчан» (так себя называют староверы, приехавшие в Америку из Турции), и у «харбинцев» «вера правильная, дониконовская, без искривлений и неправды».

Так на американской земле воссоединились две ветви русских староверов – через столетия после расставания, на чужой земле, обогнув с двух сторон земной шар.

Власти штата Орегон оценили трудолюбие и религиозность новых граждан, выделили им крупные земельные наделы (по 5 – 8 га на семью) и беспроцентные кредиты, освободили на 10 лет от налогов. Вскоре край, населённый русскими староверами - «орегонцами» стал процветать. Попробовав самые разные сельскохозяйственные культуры и экономические практики, староверы нащупали свою нишу на этом рынке: теперь они выращивают лучшую в Америке клубнику и ежевику. Кроме того, значительная часть рождественских ёлочек, украшающих праздничные дома американцев, также выращена на старообрядческих казачьих плантациях.

Сейчас объединённая община насчитывает около 5 тысяч человек и населяет небольшой город, называющийся Вудборн. Жители там говорят друг с другом на старинном русском языке, живут в комфортабельных деревянных домах (чаще всего одноэтажных, хотя иногда попадаются и двух, и даже трёхэтажные хоромы), которые называют «избами». Интерьерами дома не очень отличаются от жилищ обычных американских фермеров, за одним исключением: тут не пользуются телевизорами и магнитофонами, которые называют «сатанистами» (интересно, что запрет не распространяется на фотоаппараты, видеокамеры и компьютеры).

Вот слова одного из старших членов общины, родившегося в 1938 году Макара Афанасьевича Занюхина: «Когда человек сам поёт, он свои мысли и голос развивает, а магнитофон и телевизор ум отбивают». Итак, поскольку у жителей Вудборна нет привычки проводить вечера перед телевизором, сохраняются обычаи совместных вечеров с беседами и песнями (светскими растяжными и духовными стихами – псальмами) под рукодельную работу: женщины шьют традиционную одежду, украшая её вышивкой и ткаными поясами. Такая одежда используется как в праздники, так и в повседневном быту. Жители носят традиционные русские причёски и головные уборы, мужчины не бреют бороды и усов. Все жители ходят в церковь, где звучит знаменный распев. Сохраняются традиции и обряды – в том числе очень сложные и удивительно красивые свадебные.

Орегонские староверы довольны жизнью, однако не могут не тосковать по далёкой Родине.

Эту удивительную общину с её сокровищами подлинной русской культуры открыла для остального русского мира учёный, фольклорист Елена Николаевна Разумовская из Санкт-Петербурга. Впервые Елена Николаевна побывала в Вудборне полтора десятка лет назад.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка