Батик название выставки. Выставка батика татьяны капустиной

Выставки фарфора в музеях России

Аста Бржезицкая. Театр и литература в творчестве скульптора

Театральный музей имени А.А.Бахрушина, Москва

Выставка «Аста Бржезицкая. Театр и литература в творчестве скульптора», приурочена к 100-летию со дня рождения скульптора-фарфориста Асты Давыдовны Бржезицкой (1912-2004).

http://www.gctm.ru/branches/gctm/ex/brzhezickaya/

Русские и немцы. 1000 лет истории, искусства и культуры.

В экспозиции выставки представлен фарфор ИФЗ, заводов Попова, Гарднера, Meissen.

Выставка размещена в выставочном комплексе ГИМ по адресу: площадь Революции, д.2/3.

Золотой век русского фарфора и стекла. 1790-1830. Из собрания Исторического музея

Государственный исторический музей

Фондовая выставка, беспрецедентная по качеству и количеству предметов, представляет около 600 экспонатов фарфора и стекла в стилях классицизм и ампир, созданных на русских императорских и частных предприятиях в самый плодотворный период их деятельности, называемый золотым веком в становлении и развитии «больших стилей» в прикладном искусстве.

http://www.shm.ru/ev88731.html

Под знаком голубых мечей - к 300-летию Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века

Выставка "Под знаком голубых мечей", открытая в восточной галерее Большой каменной оранжереи, посвящена 300-летию Мейсенской мануфактуры.

Коллекция мейсенского фарфора в музее керамики является одной из лучших в России и отличается разнообразием и высоким уровнем произведений.

Незнакомый фарфор. Десять объектов Инны Олевской

10.02 - 04.03.2012 Санкт-Петербург

Lazarev Gallery при содействии Государственного Русского музея и Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода представляет: «Незнакомый фарфор». Десять объектов Инны Олевской.

Все работы Инны Олевской – странствование во времени и пространстве.

Работы художника представлены в коллекциях ведущих музеев России и частных собраниях США, Италии, Франции, Германии.

www.museum.ru/N44994

«Люди, львы, орлы и куропатки…»

11.10.2011 - 1.01.2012

Москва, Государственный Дарвиновский музей

Выставка в Дарвиновском музее рассказала о художнике Борисе Яковлевиче Воробьеве и разных гранях его творчества.

www.museum.ru/N43862

Керамика и человек сквозь века: Археологические находки

26.08 - 13.11.2011

Московская область, Сергиево-Посадский музей-заповедник

Задача выставки – показать один важнейших материалов – керамику на всех этапах – от изобретения её в каменном веке до ХХ века.

www.museum.ru/N43730

"Жизнь замечательных вещей"

4.02 - 31.10.2011 Тюменская область

Сургутский краеведческий музей

Выставка «Жизнь замечательных вещей» основана на предметах из частных собраний сургутских коллекционеров. Среди экспонатов выставки - коллекция советского анималистического фарфора.

www.museum.ru/N42052

Искусство Западной Европы

10.07.2010 - 31.12.2011

Краснодар, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

Экспозиция дополнена мебелью ХVIII века и изделиями знаменитых европейских фарфоровых мануфактур ХVIII – ХIХ веков.

www.museum.ru/N38876

Творчество новгородских художников конца XX начала XXI в.в.

14.01 - 31.12.2011

В разных материалах и жанрах представлены скульптурные произведения. Особый интерес представляет декоративно-прикладное искусство. Великолепные гобелены и батик, а также произведения из стекла и фарфора, в которых художники продолжают традиции крупнейших на северо-западе начала ХХ в. заводов семьи Кузнецовых («кузнецовские заводы»). Работы принадлежат выдающимся мастерам Великого Новгорода, участникам и лауреатам международных конкурсов и выставок, в том числе народных и заслуженных художников России.

www.museum.ru/N41850

Сокровища мурановской усадьбы

24.12.2010 - 31.12.2011 Московская область, Музей-усадьба Мураново

Выставка проходит в отреставрированных после пожара 2006 года залах главного усадебного дома. Значительна по своему составу коллекция фарфора, включающая произведения мастеров русских заводов – Императорского, Гарднера, Попова, Кузнецова, французских – Даготи, Дарта, герцога Ангулемского, изделия Мейсенской мануфактуры и Берлинского королевского завода, а также английского - Дерби и других европейских производств XVIII-XIX вв.

www.museum.ru/N41747

Открытие музея сибирского фарфора в Иркутске

г. Иркутск, ул. Ленина, 5

27 сентября 2010 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, на средства гранта Президента Российской Федерации и при содействии благотворительного фонда «Меценат» в Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева открывается Музей сибирского фарфора.

www.museum.ru/N40963

"Русское Чаепитие"

30.09.2009-15.10.2011

Архангельск, Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"

Основная идея выставки – рассказ-воспоминание о традициях чайного застолья в России и на Русском Севере среди семей различных сословий; осмысление мировой популярности напитка вчера, сегодня, завтра; рассказ о разнообразии чайных церемоний.

В экспозиции представлены старинные фотографии горожан, произведения русских и современных художников, старинный фарфор, уникальные предметы, связанные с приготовлением чая и чайной церемонии на севере.

www.museum.ru/N38625

Удивительный мир бисквита. Императорский фарфоровый завод в Царском Селе

14.06 - 25.09.2011

Выставка бисквитных произведений в исполнении мастеров ИФЗ. Экспозицию составили работы в русле реализма Анатолия Данилова, анималистическая скульптура от Галины Белаш и Марины Никольской, архитектурно-пространственные композиции заслуженного художника РФ Инны Олевской.

Мода на Ботанику в Музее семьи Бенуа

14.06 - 31.08.2011

Санкт-Петербург ГМЗ Петергоф

На выставке представлены подлинные и репринтные издания ботанических атласов XVII - XIX вв. Мода на цветочные композиции с альбомных листов быстро проникла в сферу прикладного искусства.

www.museum.ru/N43241

Мастера Новгородского фарфора. Т.А.Гаврилова

02.06 - 02.10.2011

Великий Новгород, Государственный музей художественной культуры Новгородской земли

Большинство представленных работ Т.А.Гавриловой выполнено в бисквите - это обожженный до спекания неглазурованный фарфор. Выставка – это еще одна возможность обратиться к творчеству мастера, погрузиться в мир замечательных образов. Данная экспозиция продолжает серию выставок Музея «Мастера новгородского фарфора».

www.museum.ru/N43090

Фарфор Нелли Петровой. Образы России. Императорский фарфоровый завод в Царицыне

Москва, ГМЗ Царицыно

08.06 - 28.08.2011

Выставка в Царицыно представит все грани творчества художника Императорского фарфорового завода Нелли Петровой - новые формы и многочисленные авторские находки, использованные в произведениях художника и ставшие новым словом в искусстве фарфора.

http://www.ipm.ru

Музейные редкости Калуги

15.04 - 30.07.2011 Москва

Государственный музей А.С.Пушкина, ул.Пречистенка

Уникальные произведения (более 750 предметов) из своего собрания впервые представит москвичам Калужский краеведческий музей. Выставка посвящена 640-летию первого упоминания Калуги в письменных источниках.

На выставке представлены предметы экзотической коллекции естественно – исторического музея «На благое просвещение», открытого в Калуге в 1914 г. на средства купеческой семьи Рыжичкиных, такие как японский и китайский фарфор, восточные веера, предметы быта.

www.museum.ru/N42641

Пасхальный подарок

24.03 - 24.05.2011

С-Петербург, Галерея современного искусства фарфора ИФЗ

Светлое Воскресение Христово - величайший из двенадцати православных праздников, олицетворяющий величие истинной веры, надежду на духовное возрождение, любовь и сострадание к ближнему. В России Пасха почитается с давних времен, к ней готовятся с особой значимостью, соблюдая обычаи и обряды. На светлый праздник Пасхи родным и друзьям дарят крашеные яйца, символизирующие обновление жизни и возрождение. В канун Воскресения Христова в Галерее современного искусства фарфора открывается выставка "Пасхальный подарок", на которой будут представлены уникальные работы в авторском исполнении Г. Шуляк, Т. Афанасьевой, В. Богданова, Д. Филиппенко, Т. Чариной, С. Соколова, Ю. Жуковой, М. Никольской, В. Бакастовой, Л. Цветковой и других художников ИФЗ.

Многозвучный фарфор

1.02 - 29.05.2011

Новгород, Государственный музей художественной культуры Новгородской земли

Выставка посвящена творчеству одного их ведущих художников – фарфористов новгородчины - Владимира Владимировича Смоляра (1935 – 2010 г.г.).

www.museum.ru/N41969

Кисловодский фарфор: вчера и сегодня

10.02 - 30.05.2011

"Кисловодский историко-краеведческий музей "Крепость"
Адрес: Ставропольский край, г. Кисловодск

В выставочном зале Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» открылась новая экспозиция «Кисловодский фарфор: вчера и сегодня». На ней представлены уникальные изделия ЗАО «Кисловодский фарфор – Феникс», фотографии, документы, рассказывающие о его истории, корни которого уходят в глубину ХIХ века. В 2010 году ЗАО «Кисловодский фарфор – Феникс» отметило 80-летий юбилей.

www.museum.ru/N42079

"Фарфор старинный, хрупкий, звонкий…История фарфорового производства"

17.01 - 01.04.2011

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

В экспозиции можно увидеть образцы основных минералов, из которых составляется фарфоровая масса, и заводскими формами для отливки фарфора. Представленные на выставке произведения поступили в коллекцию в разное время и из разных источников: от основателя музея А.П. Боголюбова, из Государственного музейного фонда, из различных частных коллекций.

www.museum.ru/N41865

Путешествие Н.М. Карамзина в Европу

12.12.2010 - 10.02.2011

Ульяновский областной художественный музей

Ульяновск

В экспозиции выставки представлено около 100 произведений графики, живописи и произведений декоративно-прикладного искусства 18-19 веков из коллекции УОХМ. В зале можно увидеть западноевропейскую и русскую гравюру, фарфор Мейсена, Берлина, Севра, художественную бронзу и мебель.

www.museum.ru/N41717

Гориславцев Владимир. Прикладное искусство, керамика, фарфор

22.12.2010 - 9.01.2011

Санкт-Петербург

Выставочный центр Санкт-Петербургского отделения Союза художников России на Большой Морской улице

Владимир Гориславцев – живописец, график, творец форм, избравший материалом для воплощения своих замыслов керамику. Он окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, несколько лет работал в Ленинградском фарфоровом заводе «Стройфарфор» главным художником.

www.museum.ru/N41707

Елизавета Петровна и Москва

10.12.2010 - 27.03.2011

Государственная Третьяковская галерея

В рамках крупнейшего историко-художественного проекта года, приуроченного к 300-летию со дня рождения в Москве императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761), будут представлены около 400 экспонатов, среди которых предметы "Собственного" сервиза Императорского фарфорового завода.

Выставка разнообразна по составу. В него вошли не только традиционные для коллекции Третьяковской галереи живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства.

9-я выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» - «Фарфор и роза»

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург

Выставка продемонстрирует историю развития скульптурной пластики и цветочной живописи на фарфоре, посвященной "королеве" цветов - Розе.

Проект "Синий кобальт уходит в музей"

22.11.2010 - 31.05.2011

Государственный музей художественной культуры Новгородской земли
г. Великий Новгород

Проект «Синий кобальт уходит в музей» предполагает возвратить Великому Новгороду забытый бренд и создать «экспозиционный цех», как новую форму презентации музейной экспозиции. Продуктом проекта станет музейная экспозиция «Музейный цех фарфора» и новая модель музейно – коммуникационных услуг.

www.museum.ru/N41491

Фарфор в метро

с 2.11.2010 г.

Москва, ст.м.Воробьевы горы

Крупнейшие фарфоровые заводы России принимают участие в выставке российского фарфора на ст.м. Воробьевы горы. Выставка фарфора продлится несколько месяцев.

Французский фарфор и стекло XVIII - начала XX вв. в коллекции Павловского дворца

20.05-20.12.2010

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск"

Санкт-Петербург

В Библиотеке Росси Павловского дворца проходила выставка французского фарфора и стекла XVIII – начала XX веков из фондов Государственного музея-заповедника «Павловск», приуроченная к году Франции в России. Центральное место в экспозиции заняли изделия знаменитой Севрской королевской фарфоровой мануфактуры XVIII в. В частности, впервые были выставлены несколько украшенных золотом предметов из Севрского туалетного набора, подаренного королем Людовиком XVI и Марией Антуанеттой будущему императору Павлу и его супруге Марии Федоровне во время их визита во Францию. Посетители выставки могут увидеть также сервиз, подаренный герцогом Ангулемским, фарфор эпохи наполеоновских войн, серию тарелок с видами Парижа первой четверти XIX века и коллекцию французского многослойного стекла эпохи Модерна знаменитого мастера Эмиля Галле.

Выставка французского фарфора и стекла представлена высокохудожественными изделиями Севрской королевской фарфоровой мануфактуры, а также разнообразными образцами предметов для сервировки стола, декоративными изделиями из фарфора и фаянса, произведенными небольшими керамическими фабриками и частными заводами Франции в XVIII и XIX веках.

Создание французского фарфора относится к 1740-м годам, когда в Венсенне впервые открывается производство нового материала для изготовления посуды и декоративных изделий. Так как во Франции не были обнаружены к этому времени белые каолиновые глины, французские мастера разработали на основе кремнезема сложнейший рецепт массы, получившей название «мягкого фарфора». С 1745 г. маркиза де Помпадур, заинтересовавшаяся новым материалом, сумела увлечь этим и короля Людовика XV. С этого времени на обороте фарфоровых предметов появляется двойная монограмма короля: две буквы «LL», обозначенные голубым цветом. Король, желая переместить мануфактуру поближе к Версалю, приобретает земли в Севре, и в 1754 г. строится здание мануфактуры по проекту архитектора Линде под руководством инженера Ж.-Р. Перроне. В 1759 г.Севрская мануфактура становится королевской собственностью.

На мануфактуре изготавливались предметы для сервировки стола, сервизы, вазы, плакетки для мебели, часы, туалетные принадлежности, чайные пары. Кроме того, была создана скульптурная мастерская, где было налажено производство мелкой фарфоровой пластики. Руководителями мастерской являлись в последовательности Э.-М.Фальконе, Ж.-Ж.Башелье, Л.-С.Буазо, Ф. Ле Риш. Аллегорические композиции и группы по оригинальным моделям из белой неглазурованной массы – бисквита часто использовались в качестве настольных украшений. Через два десятилетия в Севре начинают выпускать изделия из твердого фарфора.

Основные поступления французского фарфора в Павловск относятся ко времени первых владельцев - Павла Петровича и Марии Федоровны. Совершая большое путешествие под именем графа и графини Северных, они имели в программе своего пребывания в Париже посещение королевской мануфактуры в Севре. Королевская чета - Людовик XVI и Мария Антуанетта преподнесли гостям драгоценные подарки, среди которых особое место занимает знаменитый Севрский туалетный прибор, экспонируемый в Парадной спальне Павловского дворца. На выставке впервые можно видеть несколько изящных, украшенных золотом вещиц, входивших в набор.

В качестве подарков были преподнесены также вазы, бисквитные фигурки и большое количество чайных пар, которые характеризуются разнообразием декора. В частности, использовались накладные эмали, имитировавшие драгоценные камни.

Среди приобретений – обеденный сервиз с рисунком «розы в разброс», которым постоянно сервировались столы при жизни Марии Федоровны. Реконструкцию сервировки с настольными украшениями из бисквита можно видеть в витрине в центре зала. Особый интерес представляют настольные декоративные группы из бисквита с изображением музицирующих дам и кавалеров – «Испанский концерт».

Изделия Севрской мануфактуры не поступали в свободную продажу, и один из крупнейших частных заводов, Наст в Париже изготавливал сервизы и посуду в подражание севрским изделиям. В коллекции музея имеется сервиз с тем же рисунком. На выставке представлены тарелки с маркой завода Наст.

Члены королевской фамилии: граф д’Артуа, герцог Ангулемский также патронировали предприятия, производившие фарфор. На выставке представлен изящный по формам сервиз, подаренный герцогом Ангулемским. Рисунок с изображением васильков - дань пасторальным увлечениям того времени.

Первая четверть XIX века характеризуется появлением новых керамических заводов, которые специализировались на декоративном фарфоре бытового значения. На выставке можно видеть серию тарелок с видами Парижа, выполненными в технике монохромной печати, фабрики Крейля, тарелки с видами Парижа завода Дарти, но с полихромной росписью.

Интерес представляют изделия, связанные с эпохой наполеоновских войн. Так на тарелках неизвестного завода представлены сценки с французскими солдатами.

Одним из интереснейших ансамблей французского фарфора 1820-х годов является так называемый Розовопавильонный сервиз, который был выполнен на одном из частных парижских заводов по заказу императрицы Елизаветы Алексеевны в подарок свекрови – императрице Марии Федоровне. Роспись на предметах с изображением ботанических видов роз была выполнена по рисункам художника-натуралиста П.-Ж. Редуте.

В собрании Павловского дворца-музея сформировалась значительная коллекция изделий из французского многослойного стекла конца XIX-начала XX, сложная технология которого была изобретена в мастерской Эмиля Галле в Нанси. Его вазы простых форм с изысканным цветочным декором становились предметами коллекционирования и использовались для украшения интерьеров в новом стиле «модерн».

www.museum.ru/N40237

Фарфор завода князя Н.Б. Юсупова

Строгановский дворец, Санкт-Петербург


Фарфор частных заводов Петербурга

25.06.2008 - 14.10.2008

Михайловский (Инженерный) замок Государственного Русского музея

Санкт-Петербург

На экспозиции представлено около 400 произведений, созданных на знаменитых заводах Батенина и братьев Корниловых, из коллекции Русского музея. Русский музей обладает уникальной коллекцией . Особое место в этом собрании занимают произведения двух петербургских фабрик, выделявшихся среди частных фарфоровых производств XIX столетия высоким качеством исполнения, богатством форм и декора.

www.museum.ru/N34265

Выставка русского и советского фарфора XIX-XX веков «Ода к радости»

30.09. - 22.11.2009

Музей личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина

Москва, Волхонка 10

Выставка русского и советского фарфора XIX-XX веков «Ода к радости» из собрания Фонда русского искусства Юрия Трайсмана. Организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина, Фонд русского искусства Юрия Трайсмана.

Экспонаты выставки распределены по разделам: Фарфор и революция; Страна Советов; Советская Культура, Счастье, Народ и власть, До и после. В экспозиции представлены изделия около двадцати центров и пятидесяти корифеев советского фарфора: Натальи Данько, Алисы Брускетти-Митрохиной, Веры Мухиной, Эдуарда Криммера, Елены Янсон-Манизер, Нины Малышевой, Елизаветы Лупановой, Марии Холодной, Елизаветы Трипольской, Алексея Сотникова, Казимира Рыжова, Ивана Ризнича и др.

Продолжение.

«Душа, пролившаяся краской»

В сущности, рисовать на привычных жестких «носителях» гораздо удобнее. Это знали еще первобытные художники, и их творения сохранились навечно. Однако некоторым художникам подавай трудности – они выбирают роспись по ткани. При этом каждый подбирает технику «по вкусу», по темпераменту. Кого-то вдохновляет запах разогретого воска и таинство перекрытий, кого-то – удобства свободной росписи и современных красителей.

Татьяна Шихирева рассказывает: «Я увлеклась горячим батиком и стараюсь не отклонятся… Тот, кто работал в этой технике, знает, что сначала надо делать самое светлое, потом темнее и темнее. И все время надо держать в голове, что у меня было светлое, что темное. Это настолько интересно и увлекательно, что отказаться от такой работы сложно».
Другие предпочитают заниматься росписью тканей именно для одежды: «Мне нравится, чтоб хлопок или шёлк жил – мялся, развевался на ветру, иногда был виден на просвет, а главное – чтоб он иногда касался чьей-то щеки и был кому-то нужен» (Вероника Павленко).
Некоторые мастера по гобелену работают и в батике, другие останавливаются на чем-то одном. «В горячем всё время надо думать про то, как там потом, все время перед глазами не работа, а корка воска. Пожароопасность при делании (один раз было!). В холодном – какая-то несерьёзность. И везде – технологии – процентов 90! С гобеленом всё с точностью до наоборот. Да, подготовки много. Но процесс – сказка. Просто, как 2х2, то есть всё творческое напряжение на сюжет, композицию, пластическое решение... Ручки чистые. Изображение видно сразу, ну, разве что не всё и на боку, но это ничто по сравнению с горячим батиком», – считает Ольга Попова.
Елена Дорожкина предпочитает живопись на шелке: «Чем больше занимаюсь батиком, тем дальше ухожу от его классических техник (холодный, горячий). Они ограничивают меня в творческих желаниях, не дают возможности делать сложные сюжетные композиционные задумки. Холодный батик – это контур – граница, он не позволяет создавать тонкие, живописные оттенки. Горячий – вовсе с воском, где все очень декоративно, но односложно и плоско, эти техники, как правило, подразумевают декорирование ткани для одежды, собственно, для чего и был изобретён батик. Мне этого не достаточно. В процессе многолетней работы в батике, я открыла для себя свою технику, позволяющую мне реализовать мои сюжеты на шелке. Моя техника – это свободная роспись. Как правило, по предварительному эскизу. Шелк позволяет красиво, нежно растекаться краске, и часто сам подсказывает новые эффекты, надо только их уловить, проявить, подчеркнуть. Процесс сложный, тонкий, но интересный. Можно сказать, мы с этой техникой взаимодействуем» .
Дорожкина Елена (г. Королёв). Лето. 2005. Шелк. Свободная роспись. 49х50 см. Сайт


Обратимся снова к истокам, на этот раз – зарождения авторского батика в СССР. Основатель латышской школы гобелена художник Рудольф Хеймрат (1926–1992), начинал свою деятельность в 1950-е годы с батика и керамики. В начале 1960-х годов Юозас Бальчиконис (1924–2010), основатель литовской школы художественного текстиля, начал свои опыты в технике горячего батика. Это были занавесы и настенные панно изо льна по мотивам литовских народных песен и легенд. Его опыт интересен до сих пор, в частности потому, что он, кажется, единственный художник (в СССР и нынешней России), который использовал в батике растительные красители. Например, зеленоватые и коричневые тона художник получал из древесной коры, мха и ржавчины. Его сын Кястутис так же создавал своеобразные, поэтичные работы.
Бальчиконис Кястутис (Литва). Праздник на Немане. 1978. Хлопок. Горячий батик. 230х304 см. Национальный музей Литвы.
Утонченные фигурки сидят на веслах, справа танцуют три «грации», в центре композиции – Древо и лебеди.

Монументальные батики, близкие фресковой живописи, на выставках производили сильное впечатление. Становилось ясно, что батик вполне достоин занять место в общественном интерьере.
Выставка Юозаса Бальчикониса в Москве в начале 1970-х годов произвела настолько большое впечатление на Ирину Трофимову, что всю дальнейшую творческую жизнь она посвятила этому виду искусства. Технику батика художник изучала в Дели. Посетила многие азиатские республики и страны Юго-Восточной Азии. За полвека работы (с 1962 года) в авторском батике она никогда не изменяла горячему батику, собственному стилю и монументальному размеру полотен (обычно они имеют размер 265х100 см.). Ирина Трофимова считает, что традиционная древняя техника не ограничивает возможности автора, а помогает в творчестве. Заслуженный художник России, она более 30 лет работала в объединении «Весна». Создала более 1000 тематических и сувенирных рисунков для головных платков, отмеченных наградами. Более 100 монументальных панно, многие из которых хранятся в музеях страны и за рубежом. И каждый год появляются новые серии, посвященные различным темам. На полотнах обычно присутствуют крупные фигуры в костюмах, точно соответствующих эпохе, предметы, символизирующие выбранную тему. Персонажи молятся, читают, танцуют, беседуют, наблюдают за нами оттуда, из своей застывшей вечности.
Трофимова Ирина (Москва). Египет. Китай. Средневековье. Триптих. 2010. Хлопок. Горячий батик. 265х100 см.

В ноябре 2011 года Ирина Трофимова стала вдохновителем и организатором уникальной выставки «Текстильная фреска» в московской галерее «Беляево». Здесь были представлены только масштабные работы (от 2 метров) художников из разных российских городов. См.
Когда перед нами работа большого формата, от нее ждешь и глубокого содержания. Напомнить об этой не утилитарной, а высокой, духовной ипостаси батика и призвана была необычная выставка.
Истоки нынешнего монументального батика уходят в глубокую древность. Сложные сюжетные композиции фресок пещерных храмов Индии позднее перешли на ткани, создававшиеся в разных техниках росписи. Это были сакральные рисунки на завесах стен, ниш и дверей храмов, ритуальных колесниц. Ткани, сохранившиеся со времен средневековья, имеют мифические и эпические сюжеты, иногда сцены придворной жизни. Известны храмовые завесы, достигавшие размеров 3х6(8) метров. Рисунок на них наносили палочкой густой краской. На юге Индии был развит восковой батик.
Но вернемся в нашу страну. Вслед за Ириной Трофимовой батиком начали увлекаться и другие. Так из Европы, кружным путем, через прибалтийских художников, резервная техника создания рисунка на ткани вновь пришла в Россию.
Для художника, работающего в текстильном производстве (дизайн тканей, головных платков, занавесов), авторский батик с 70-х годов стал отдушиной, позволял заниматься свободным творчеством.
В период перестройки батик был хорошей подмогой для тех художников, которые оказались невостребованными. Многие мастера гобелена переключились на роспись. С конца 1990-х годов все больше студентов выбирают для дипломной работы батик, всё меньше – трудоемкий гобелен. В последние годы декоративное искусство оживает после «смутных времен», масштабные биеннале, триеннале (хотя и с оговорками на вкусы организаторов) дают возможность увидеть художников изо всех регионов одновременно. По батику таких выставок еще не было, но Интернет постепенно уничтожает границы и расстояния, дает возможность увидеть многое, хотя впечатления от «живой» работы и виртуальной могут быть очень разные.
Булычёв Юрий. Время. Механика. Альбом.



Есть художники, которые всю жизнь успешно работают в выбранной технике и одном стиле. Есть многогранные авторы, об их творчестве невозможно составить впечатление по одной работе, поэтому даю, где возможно, адреса их сайтов. Одних мы знаем уже много лет, другие еще только начинают интересно работать в различных техниках росписи тканей. Дабы не выстраивать модные нынче «рейтинги», далее представляю художников в произвольном порядке.

В работах Елены Косульниковой вытянутый формат узкой ткани (250(300)х90 см) не мешает видеть «за кадром» широту российских просторов. Родной и всегда немного печальный пейзаж, мало где изменившийся с веками и перестройками. В недавней работе из этой серии – «Русский Север» появилось больше цвета, как будто солнце выглянуло, подтопило снег, нарушило сумрачную монохромность и порадовало нас приближающейся весной.
Косульникова Елена (Москва). Русский Север. 2011. Горячий батик.


Последние работы автора отражают впечатления

Произведения заслуженного художника России Татьяны Шихиревой – это «театр одного художника», сверкающий всеми цветами радуги. Ее работы в технике горячего батика на шелке узнаются сразу. Это рассказы о нешуточных страстях Прекрасной дамы, Коломбины, Пьеро, Арлекина. Каждая композиция становится изысканным сюжетом из истории разных стран и эпох. «Мне хочется показать драму, трагедию, которая развивается в данном образе. Я всегда иду от какой-то интриги. Мне очень нравится рисовать подробности, например, шейку с оборочкой, свадьбу с цветочками. Интересно обращение к какой-то другой эпохе. Много копаюсь в книгах по истории, моде разных эпох, нахожу для себя какой-то образ и создаю свою собственную картинку», – рассказывает художник. Часто несколько сцен разыгрываются сразу на нескольких полотнах разной формы, составляющих не серию, а единую композицию. Действие, порой, продолжается уже на раме, где можно встретить и автора, переживающего за своих героев. А кто ж там притаился за колонной? Уж не Сам ли…?
Шихирева Татьяна (Москва). Благовещенье. Левая часть композиции. 2000. Горячий батик Альбом.


В серии батиков Ивана Харченко умопомрачительная разница в масштабах человека, его еле видимой головки и колоссальной, но изящной, туши быка, не поместившегося на полотне, кажется невыносимой. Как будто мы смотрим на него в резко сжавшейся перспективе из-за очень близкой низкой точки. И, тем не менее, маленький человек, одетый в русский народный костюм в этой корриде побеждает. Одолевает «зверя в себе».
Харченко Иван (Сергиев Посад). Укрощение строптивого. Ок. 2010. Хлопок. Горячий батик

А такого удалого сюжета, как у Татьяны Чагоровой («Много девок, – я один»), кажется, еще в батике не было. Необычна и форма – это единая композиция, состоящая из пяти больших полотен.
Чагорова Татьяна (Пенза). «Много девок, – я один». Полиптих. 2010. Хлопок. Горячий батик. 180х80см. каждая часть



Снег – благодатный сюжет для художников, работающих на ткани, ведь батик обычно и начинается с белого полотна. Остается лишь нанести цветовые пятна на оставшиеся места… Триптихи Ольги Гамаюновой напоминают перламутровые инкрустации, манящие загадочным блеском и нежными переливами тонов: «Мир моих работ – это идеализированное средневековье: замки и небольшие селенья среди бескрайних просторов полей и лесов, гор и рек. Там сменяются времена года, и жизнь течет своим чередом. Конечно, здесь есть влияние Вальтера Скотта и Толкиена, но все это уже часть моего внутреннего мира, о котором я пытаюсь рассказать в своих работах». Три части соединены не формально, а являются единой композицией.
Гамаюнова Ольга (Москва). Зима. Центральная часть триптиха. 2006. Шелк. Холодный батик



Марина Лукашевич (1968–2000) уже много лет назад опровергла предубеждение, что не все сюжеты годятся для батика – для своих выставок она когда-то придумала название: «Есть ли жизнь на шелке?». И на ее шелке, действительно, была и реальная жизнь, и сказочная. В ее работах в технике холодного батика видна абсолютная раскованность, легкий, свободный рисунок, безграничная фантазия, юмор, яркая декоративность, самобытный почерк.
Образы, как будто наперегонки спешат осуществиться, вырваться из небытия: «Моя душа, проливаясь краской, может так свободно, так точно отпечатываться на шелковой материи». Она изобрела технику двухслойного батика, в котором две почти прозрачные композиции на тонком шелке расположены параллельно: «Только оставь ненадолго два плоских прозрачных изображения на одном подрамнике – они тут же сольются в... третью, уже «объемную» картинку». В результате возникает иллюзия живых, движущихся изображений, особенно, если движется сам зритель.
Лукашевич Марина (Москва). Ангел. Шелк.


Лукашевич Марина. Человек и кошка. Шелк. Двойной батик


(Фото с персонального сайта)

Талант часто бывает многогранен: будучи актрисой театра-кабаре «Летучая мышь», она писала сказки и эссе, посвященные философским темам, занималась мультипликацией. Работы Марины Лукашевич, рано ушедшей из жизни, можно посмотреть на ее сайте.

Необыкновенно декоративные произведения Анны Милосердовой можно рассматривать долго, постепенно находя все новые многозначительные детали. О таких художниках, видимо, писал Уильям Блейк (в переводе С. Я. Маршака):
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка».
Из калейдоскопа мельчайших подробностей и символов складываются завораживающие, графически точные, лаконичные образы, за которыми ощущаются большие культурные пласты. Реальные птицы, тигры, змеи, бараны превращаются в сказочно красивые создания. В работах привлекают неожиданные ракурсы, гиперболичность, пристальный и добрый взгляд на мир. Особенно хороши птицы: высокомерный индюк, чей-то сонный, теплый уют пуха и перьев, радость воробья, плещущегося в весенней луже. Узоры на веселых разноцветных слонах оказываются безразмерными женскими юбками…
Остроумен прием соединения отдельных панно в единое произведение с помощью состыковки каких-то деталей, например, бивней слона.
Милосердова Анна (Москва). Ход вещей. Триптих. 2007. Шелк. Холодный батик, роспись. 70х210 см. Москва, Дарвиновский музей Альбом

Интересно наблюдать, как традиционная символика оживает в творчестве современных художников не формальной цитатой, набором известных знаков, а органично. Когда символ обретает новые очертания, как бы рождается заново, преломляясь с авторским, сегодняшним пониманием жизни. В работе О. Ложкиной. «Песнь предков» первобытные рисунки лосей и охотников, перешли со скал на тонкую ткань, чтобы их смогли увидеть и в дальних краях. Рисунки и символы множатся и множатся, превращая каменистые берега на ткани в смесь древних знаков разных эпох. Письмена выходят на поверхность земли, толпятся, как будто говорят: «Вот мы! Мы живы, мы с вами, не забывайте нас, ведь мы – голоса ваших предков, самая первая книга, написанная человечеством!». Нижний остров поднимается, оживает и вырастает до неба одна из мифических небесных лосих – владычиц мира, а от нее уже отделяется вторая…
Ложкина О. (Ижевск). Песнь предков. Холодный батик. 145х60 см.


Серьезные (не заказные), порой, философские темы в батике - редкость, а решенные еще и интересно декоративно – вдвойне. Светлана Шихова добавила к росписи традиционный узбекский прием простегивания. Стежка проходит то по линиям резерва, то разделяет цветовые пятна.
Шихова Светлана (Узбекистан, Фергана). Продавец дынь. 2010. Шелк. 70х60 см.


Стоит художнику взять за основу даже несложный технический прием, например, совершенно свободную роспись, как в работах Александра Талаева, и полотно превращается в монументальное искусство.
Талаев Александр. Рождественская ночь. 2009. Шелк. Свободная роспись


Сюжеты Марии Каминской бесконечно разнообразны. Это полевые и садовые цветы, морские обитатели и насекомые, реальные и вымышленные персонажи в окружении реалистичных бытовых деталей, пейзажи, изящные декоративные композиции, то загадочные, то поэтичные, то светлые, то сумрачные. В этом мире художника даже рыбы имеют свое лицо и характер. Интерьер – всегда с окном, за которым город, то ли реальный, то ли придуманный. Многоцветные или утонченно монохромные панно, лаконичные или с подробностями, которые можно разглядывать бесконечно. Чтобы ни было изображено в работе, это всегда декоративно, живописно и реалистично одновременно. Альбом.

Каминская Мария (Москва). Уля. Из серии «Шелковый путь». 2011. Шелк. Роспись. 70×70 см.

Каминская Мария. Стрекозы. Из серии «Шелковый путь». 2009. Шелк. Холодный батик. 33×80 см.

Найти свою тему в искусстве, собственный стиль, чтобы тебя узнавали, не глядя на подпись, – серьезная задача для художника. Яркий авторский почерк и создает главное чудо искусства.
Сколько терпения, времени и хитроумности порой требуется художнику, чтобы осуществить задуманное! Иногда эксперименты рождают совсем необычные приемы, как в работах Сергея Пушкарёва (1954–2006). Он использовал шелкографию по эскизам на восковой бумаге акварельными красками. Художник разработал собственную технику росписи красителями по заложенной в складки ткани. В плоском виде изображение дописывалось аэрографом. Альбом.
Сергей Пушкарёв (Сергиев Посад). Зимнее солнце. 1985. Шелк. Авторская техника. 90х160 см

Сергей Пушкарёв. Старинная музыка. Часть триптиха. 1980. Шелк. Авторская техника. 90х110 см. Москва, Музей современного искусства

Необычная техника помогала передать в произведении то, что так трудно выразить: впечатления, эмоции, философские поиски смысла бытия:
«… Летим бесконечностью в нас и над нами,
Грустно на тверди земли».
(Из стихов художника).

При соединении разных видов искусства часто возникает нечто интересное.
Виктория Кравченко (1941–2009) дополняла батик офортом. Ещё работы.

Книжный график Елена Узденикова, занимаясь одновременно и батиком, органично совместила роспись на шелке с книжными иллюстрациями к персидским сказкам. При издании (в отличие от древних свитков), иллюстрации будут выполнены обычным полиграфическим способом, но миниатюры сохранят необычный эффект рисунка на ткани. Альбом.
Узденикова Елена. Иллюстрация к персидской сказке «Золотой сазан». 2002. Шелк. Холодный батик, роспись. 15х25 см.

О душе, акриле и музейном текстиле

Любые живые чувства и мысли, волнующие художника, как это ни покажется кому-то странным при разговоре о декоративном искусстве, можно передать в картине на ткани. И если они действительно есть у автора, то легко найдется и соответствующее нестандартное, естественное композиционное решение. Тогда не понадобятся формальные приемы деления плоскости квадратами, полосами и прочими геометрическими фигурами, эти «строительные леса», не несущие никакой смысловой нагрузки.
Однажды я присутствовала в Строгановке на обсуждении эскиза дипломного проекта студентки с преподавателем. Ее гобелен был посвящен изображению Георгия Победоносца во вполне каноническом варианте. Эскиз был грамотно разделен на три части и еще на разные части внутри… Подумалось: «Что ей Гекуба?». Не похоже было, что молодая девушка так сильно увлечена этим сюжетом, чтобы потратить на него много месяцев своей творческой жизни
«Пролейте душу краской», и вы вольно или невольно поделитесь со зрителем своей болью и радостью. Тогда найдется отклик и в его душе.
Для зрителя, если он не разбирается в приемах росписи, не имеет значения, в какой технике сделано произведение. Он воспринимает образ в целом.
Цветы, которые, кажется, трепещут лепестками, или волна, готовая вот-вот обрушиться на восторженного зрителя, поражают иллюзорной достоверностью и техническим мастерством. Профессиональное умение, бесспорно, необходимо. Но разве техника – главное в художественном произведении, а фотографическая точность – это цель художника? Вспомним Анатолия Зверева, который мог гениально и лаконично нарисовать портрет на салфетке чем угодно.
Работа горячим воском завораживает, она сродни древней магии. Если художник работает в «чистой» технике горячего батика это представляет особый интерес, но это не значит, что холодный батик и другие, авторские, смешанные техники «хуже». Это просто разные способы декорирования ткани. Приемы создания рисунка непосредственно красителем на ткани, скорее всего, даже более древние, чем способы резервирования. Живопись на шелке минеральными красками традиционна для Китая. Японские художники издавна используют при создании, например, кимоно одновременно резерв, трафарет, утонченную роспись, вышивку, золочение.
Кимоно. Фрагмент. Япония

В наше время, когда смешиваются не только отдельные виды искусства, но даже искусство, техника и наука, неудивительно, что пытливый художник сочетает в одной работе разные техники, хотя в чистоте определенного вида росписи есть своя прелесть. Постоянно изобретаются все новые приемы работы на ткани, а промышленность быстро отвечает на новые запросы (или сама их организует).
Акриловые краски – современный аналог древних минеральных красок и прежних приемов борьбы с растеканием красителя, таких, как добавление в краски соли, загусток из крахмала, траганта, желатина и т. п. Масляная краска активно использовалась в русской старинной набойке, в создании театральных костюмов. Картина, написанная масляными красками на холсте – это тоже живопись на ткани. Но роспись на ткани в других техниках, которую можно принять за живопись маслом, например, вряд ли можно считать положительным явлением, как и любую имитацию одной техники средствами другой. Плотные укрывные краски дали художникам возможность делать рисунок на ткани свободно, как на бумаге. Художник выбирает то техническое средство, которое максимально поможет выразить задуманное. Разные виды красителей используют для различных целей: плотные краски удобны для создания живописи на ткани, но не годятся для одежды.
«Профессионал, мне кажется, – это человек, знакомый со всеми известными и владеющий всеми доступными технологиями. Я за эксперимент, так как он рождает новые эффекты, новые приемы и технологии, часто авторские, а с ними – новые настроения и ощущения у зрителя, вплоть до нового взгляда на мир…
Акрилом пользуюсь активно, считаю, что не нужно пренебрегать хорошими изобретениями. Это универсальность, широкая, активная палитра, стойкость, долгий срок жизни, новые эффекты. Правда, краски по-разному реагируют на свет, это нужно учитывать… Почему акрилом на ткани, а не на бумаге? Потому что ткань – не бумага. Акрил не уравнивает бумагу и текстиль, и не он определяет выбор техники. Разные свойства, разные эффекты, отсюда разные решения, разный результат, разное восприятие. Если работа в текстиле наводит на мысль, почему не на бумаге, значит, автор не вполне знает и понимает материал и не умеет пользоваться его особенностями», – считает Анна Милосердова.
Перейдя из разряда утилитарного изделия в станковое произведение, батик, порой, теряет декоративность и приобретает черты, свойственные живописным произведениям: перспективу, объем, светотень. «Чистая» техника горячего или холодного батика заставляет художника (или помогает ему) оставаться в рамках декоративного искусства, использующего специфику классических способов.
Выбирая укрывные акриловые краски, художник идет на то, что под ними скроется четкое переплетение нитей хлопка, живой блеск шелковинок. «Краски корпусные покрывают поверхность шелка слишком толсто и препятствуют живописи иметь блеск и надлежащую прозрачность», – отмечалось в руководстве по росписи шелка, аж, в 1624 году. Рисунок остается на поверхности, не проникая в структуру ткани, не превращаясь с ней в единое целое, как это происходит при традиционном крашении батика в чане или росписи жидким красителем.
Бывает, что технические приемы нагромождаются друг на друга, это воспринимается как насилие над рисунком и тканью. Лаконичное решение обычно самое оптимальное.
Использование валиков, штампов или механизированных приемов, их напоминающих, в станковом батике представляется бессмысленным. На то он и авторский, уникальный. Штамп уместен при тиражированном производстве ткани или утилитарных изделий.
И ещё о грустном: все чаще из произведений искусства, из жизни уходит понятие прекрасного.
Яркие краски еще не гарантируют «яркое» произведение. Таковым его делает личность художника. Видимо, она же помогает найти свой неповторимый почерк.
Батики, которые активно продаются у нас на вернисажах, в художественных салонах, через Интернет сейчас делаются, порой, вполне профессионально. Но они тиражируются, редко имеют собственный авторский стиль, поскольку рассчитаны на усредненные вкусы покупателей («чтоб как на фото, детально, понятно и красивенько»), и поэтому не имеют серьезной художественной ценности.
Конечно, проблема реализации всегда встает перед художником. Музеи редко обращают внимание на батик. Уязвимость тонкой ткани, свето- и водобоязнь, недолговечность батика, который уступает в этом и гобелену, и тем более живописным холстам, уменьшают его ценность в глазах покупателей (и снижают расценки).
В талантливых руках батик бесконечно разнообразен. Это и четкие линии рисунка, прорисованные стеклянной трубочкой, штифтом или чантингом и живые, неповторимые штрихи кистью с воском. Это окрашивание локальными пятнами внутри резервной линии или плавные переливы свободной росписи, соединенные с четкой графикой новых материалов.
Сегодня были бы интересны более активные эксперименты с использованием батика в синтезе с другими видами искусства, в дизайне интерьера.
Работы современных художников показывают – батику подвластно всё. Любые темы и масштабы: широкоформатный, высокоформатный, и даже многосерийный, преодолевающий таким образом изначальную ограниченность ширины ткани.
Батику доступны все жанры: пейзаж и портрет, абстрактные декоративные композиции и жанровые сцены, натюрморты и анималистика.
Годич Марина. Зимний вечер. 2010. Шёлк. Холодный батик. 56x56см. Альбом.

Батик может поражать зрителей перед началом спектакля масштабным занавесом или грандиозными размерами на выставке, в музее или в общественном интерьере. Может радовать небольшой картиной, висящей дома над диваном или в строгом директорском кабинете. Батик может превращаться в скатерти-салфетки, традиционную национальную и европейскую одежду.
У него лишь одно уязвимое место – беззащитность перед временем. И, тем не менее, недолговечная ткань часто намного переживает своих создателей. Если бы существовал архив произведений искусства, где бы могли найти пристанище работы любых авторов, мы были бы намного богаче. Пока, в некоторой степени, преодолевают эту проблему только музеи. Пора создавать и в России музей, если не батика, то текстиля в целом. А начать можно было бы с серьезной, масштабной выставки, посвященной и истории, и современному батику.

Благодарю за предоставленные фотографии Е. Дорожкину, М. Каминскую, Т. Мажитову, Е. Узденикову, И. Харченко, семью Сергея Пушкарёва.
P.S. Напоминаю, что вы можете написать комментарии, даже если не являетесь участником Живого Журнала.

В конце января в Череповце открылась выставка батика местной художницы Капустиной Татьяны под названием «Круговорот».

Посмотреть ее картины батик вы можете в Мемориальной мастерской им.Пантелеева. В областном центре подобное мероприятие — первое для автора. Хотя росписью по ткани Капустина занимается больше 20 лет.

Родилась Татьяна Игоревна в 1949 году, в 1973 году закончила Московский текстильный институт.

В экспозии представлены работы, выполненные в технике холодного и горячего батика. Это декоративные панно, картины и другие интерьерные вещи. Отличительная особенность произведений — преобладание абстрактно-ассоциативных и растительных мотивов. Особенно Татьяна любит крученые, вихрящиеся линии в композициях, вот почему, наверное, она назвала эту коллекцию «Круговорот».

Открывавшая выставку Ирина Балашова заметила, что практически всегда холодный батик у художницы сделан в ярких контрастных тонах, а вот горячая техника у нее любит монохромные сочетания.

Много лестных отзывов оставили о картинах не только любители, но и коллеги . Вот слова председателя местного Союза художников:

«Бывают работы – скользнул взглядом и пошёл дальше, а эти – поют! Рисунок тонкий, внимательный. Если рассматривать эту выставку в духовном плане, то она очень светлая, не давит на зрителя, а, наоборот, окрыляет».

Творчество ее довольно современное, ведь в нем гармонично переплетается древний опыт мастеров по текстилю и новейшие разработки и технологии, как и собственный, одухотворенный взгляд на мир.

Работы яркие, позитивные, необычные. Больше всего Татьяна Игоревна любит делать панно, ведь интерьерные вещи помогают ярче выразить ее творческую индивидуальность. Всегда интересно, что вдохновляет автора на тот или иной образ? Вот что об этом говорит сама Капустина.

Состоялось открытие выставки батика члена Союза художников России, педагога дополнительного образования Галины Назаровой и её учеников «Такой удивительный мир».

Галина Алексеевна, как мастер, известна далеко за пределами Новокузнецка. Она постоянный участник и дипломант городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов художников декоративно-прикладного искусства. Её работы знают в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Великом Новгороде, Архангельске, Красноярске, Томске и во многих городах Кузбасса. Пять её крупных картин выставлены на выставке в Библиотеке им. Д. С. Лихачёва.

В экспозиции представлены и работы учеников Г. Н. Назаровой из творческого объединения «Художественная роспись по ткани» Дома детства № 95. Их более пятидесяти. Чарующие воздушностью и чистотой цвета пейзажи, цветочные и анималистические композиции, натюрморты и декоративные панно ребят наполнили залы библиотеки тёплой солнечной энергией их сердец.

Открыл выставку ансамбль гитаристов младших классов Детской школы искусств № 55 (педагоги - Л. Г. Дёмина, М. А. Мицкая). В их замечательном исполнении прозвучали «Полька Топ-топ» Козлова и «Жар-гитара» Вандерса.

Ведущий специалист отдела культурно-массовой и спортивной работы администрации Новоильинского района М.А. Гульняшкина поделилась личными впечатлениями от увиденного. По её мнению, эта выставка стала настоящим праздником для новоильинцев, подарив зрителям большую радость.

Заведующая Библиотекой им. Д. С. Лихачёва Н. С. Суворова дополнила выступление Марии Анатольевны, сказав, что замечательные творения ребят в технике батика смогут увидеть все желающие до конца лета. Наталья Сергеевна от всей души поблагодарила Галину Алексеевну за эксклюзивный подарок библиотеке - авторскую картину «Отражение», выполненную в технике горячего батика.

После просмотра видеоролика о создании платьев в технике горячего батика, Г.А. Назарова кратко рассказала об особенностях техники холодного батика и свободной росписи, в которых ребята выполнили свои работы.

Ученики Галины Алексеевны Лариса Конзачакова и Татьяна Минлибаева поделились открытием для себя новых знаний во время обучения, - умению строить композицию, гармонично подбирать холодные и тёплые цветовые оттенки, выбирать сюжет будущей работы. А главное, отметили ребята, занятие батиком дарит им радость и учит любить прекрасное.

Экспозиция выставки «Такой удивительный мир» в полной мере отображает её название и показывает нам, что мир на самом деле удивительный. Он представляет собой неразрывное, цельное единство, где всему есть место - и малой травинке, и человеку, и миллиардам звёзд в беспредельном пространстве космоса. В нём действует «закон звезды и формула цветка» (М. Цветаева) и «кровь общая течёт по жилам всей вселенной» (А. Чижевский).

В прочтении библиотекарей Е. Н. Шибаевой и Г. В. Мануйловой звучали стихи русских поэтов Ивана Бунина и Константина Бальмонта. А вокалисты ДШИ №55 Дарья Стадник и Полина Воронина исполнили песни современных авторов.

Открытие завершилось экскурсией по выставке, которую провела Г. А. Назарова. Теперь все, кто был в это время в библиотеке, знают наверняка, что батик - это действительно очень интересно, увлекательно и красиво.

Приглашаем всех желающих посетить выставку батика до конца августа.

Е. С. Кулакова, руководитель Народного музея семьи Рерихов
Библиотеки им. Д. С. Лихачёва, куратор выставки,
тел. 61-02-97


Уже завтра!

27-29 сентября на Литейном 55 в выставочном зале Центра книги и графики.

Аксессуары и одежда из батика для элегантных дам и озорных девчонок!

Уникальная возможность увидеть, купить и научиться сделать самой.

От шелковых платков и вечерних платьев до кед и футболок.

Одежда, аксессуары, предметы интерьера.
Все в единственном экземпляре, расписано вручную.

От ведущих художников по текстилю из Москвы, Петербурга, Мурманска, Казахстана, Украины.

Три дня насыщенной программы.

C мастер-классами по росписи шелка - для "чайников".

По росписи шерсти - для знатоков.

Консультации стилиста:

Как подобрать платок, чтобы он подчеркнул достоинства внешности?

Как правильно завязать платок, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры?

Зона для детей, с которыми будет заниматься батиком опытный педагог, пока Вы будете осматривать выставку.

Вход: 150р (мастер-классы батика и детская зона оплачиваются отдельно)



больше подробностей



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка